Найти в Дзене

Stabat Mater. Руслан Козлов

Я атеистка. Возможно, несколько воинствующая. И, безусловно признавая роль религии в культуре и истории, я не понимаю, как можно делать ее философией реальной человеческой жизни в двадцать первом веке. И вот передо мной книга, где один из главных героев - православный священник, большая часть других персонажей - верующие люди с разной степенью воцерковления, сюжет построен вокруг попыток понять божий замысел в отношении человека, смертельно больным детям мерещатся ангелы, половина действий разворачивается в церкви, а экскурсы в прошлое погружают нас в житие общины первых христиан в римской империи.

И я говорю: это хорошо!

«Stabat Mater dolorosa» — «Мать скорбящая стояла». Любопытно, что в название книги, посвященной православной традиции понимания страданий и милосердия, автор вынес часть католической молитвы. Это словно подчеркивает неважность того о какой религии или ветви христианства идет речь, и важность того вопроса, который тысячелетиями человечество адресует своим богам – зачем люди страдают?

«Stabat Mater» Руслана Козлова, книга действительно удивительная. Мне не с чем ее сравнить. Это очень смелое и деликатное по форме высказывание. Несмотря на чудовищную боль, умирание, смерть и несправедливость – для меня это светлый, легкий, и даже добрый, роман, пропитанный надеждой так сильно, как навеки пропитываются запахом тел, медикаментов и антисептиков больницы.

Сюжет романа кратко описан в аннотации – неизлечимая болезнь, сопровождающаяся ужасной болью, поражает детей и подростков. Лечения нет. Есть хосписы, где врачи, как могут купируют приступы сильнейшими обезболивающими препаратами. И вот принято решение закрыть хосписы и вернуть детей на умирание по домам, где их ждет смерть от боли. И мы видим, как рождается, живет и умирает сопротивление системе в рамках одного конкретного хосписа, где собрались люди нашедшие себя в том, что они делают.

Я видела в некоторых отзывах на роман упрек, что зло, которое олицетворяется светской и церковной властью, святейшеством и президентом Б.Б., никак не аргументирует закрытие хосписов, мол, возможно есть причины все объясняющие. Как будто мало мы знаем решений, в которых нет ни логики, ни милосердия! Мне кажется, это отсутствие объяснений как нельзя лучше отражает реальность. Вообще, автор прошелся по удивительно тонкому канату – в этой книге есть сверх актуальность на грани хайпа – это и топорная работа МВД, и балаклавная бездушность нацгвардии, и как бы православные как бы народные дружины, агрессивно ратующие за как бы ценности, и художественные перформансы, оборачивающиеся сроками, и система дискредитации любого протеста через тв-помойку, и лемминговая обреченность этого протеста в нашей стране.

Что мне понравилось еще, так это схожесть и различие персонажей – они объемные, не похожие друг на друга. Счастливый в своей вере отец Глеб - все же сначала хороший человек, который впустит собаку в храм, чтобы ее не убили, а потом уже священник. Хрупкая и колючая Ника, не святая, но человек получивший мучительный дар, с которым надо жить. Милый Ванечка – человек в футляре (мальчик в шкафу) со своими сомнениями, страхами и наивными до щемящей тоски стихами. Светлый отрок Алеша, Ромео и Джульетта по имени Ленька и Рита, Дина Маратовна, тоскующая о казанском детстве, эпичный и реалистичный главврач, никем не любимый Саша-Паша, показывающий детям фокусы, одинокий ксендз Марек, одетая в «диоры» Мария каким-то неизвестным чудом сохранившая человечность в системе, даже иуда Зорин (грешащий, кающийся и снова грешащий) – все они в первую очередь человечные человеки, не метафоры, не символы, не демоны, не ангелы, но люди.

А еще, я реально поймала себя на желании перечитать книгу еще раз, чтобы, теперь не отвлекаясь на сюжет поразмыслить над христианской философией, благо, ее в этой книге в избытке, попытаться понять, как устроена система ценностей верующих людей, которых я так стыдно и высокомерно склонна оценивать, как не слишком далеких и может даже с легкой завистью прикоснуться к чудесной осмысленности жизни верующего человека. «Stabat Mater» напомнила мне принцип одного когнитивного искажения, которому я особо подвержена – чрезмерное обобщение и навешивание ярлыков. И вспомнив об этом, я смогла принять героев, как конкретные личности, не проецируя на них лишние смыслы. И хочется вернуться к прочитанному и обдумать, что есть страдание, милосердие, свобода выбора, добро и способ противления злу? Что есть человек и общество? Что делает нас людьми и что помогает ими оставаться?

Не жалко повториться – очень необычная, интересная и насыщенная книга. Яркий пример того, как можно говорить о сложных вещах, не превращая их в спекуляцию и чернуху. «Stabat Mater» я бы порекомендовала к прочтению и людям-душам, и людям-сердцам, и людям-мозгам.