Найти тему
Мир финансов

Зачем ребенку финансовая грамотность и как ее развить?

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Чем раньше дети узнают о роли денег в жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Отсутствие навыков управления деньгами приводит к печальным последствиям: закредитованность, чрезмерное потребление не по средствам, жизнь от зарплаты до зарплаты без финансовой подушки безопасности и пенсия, которой не всегда хватает даже на базовые потребности. Именно поэтому так важно с детства формировать правильные финансовые привычки.

Специально для Вас отличная подборка разнообразных материалов для развития финансовой грамотности в зависимости от возраста и имеющихся представлений о финансах у ребят.

Дошколята (от 3-х до 7 лет)

Начинать формировать основы финансовой грамотности у своих ребят можно еще с раннего дошкольного возраста. Начиная с трех лет дети начинают понимать, что деньги помогают удовлетворить многие из их потребностей, но не знают ни откуда берутся деньги, ни как их тратить. Это самое удачное время для первых разговоров с ребенком о деньгах: расскажите ему каким образом появились деньги в жизни людей, откуда берутся деньги в Вашей семье. Если у Вас есть купюры и монеты иностранных государств, старинные монеты обязательно покажите их ребёнку.

Обязательно играйте с детьми в магазин – торгуйте различными вещами, устанавливать на них цены, продавайте товары всем членам семьи. В такой непринужденной, игровой форме отлично усваиваются знания о самых простых финансовых понятиях: покупка, продажа, доход, расход, цена.

Формировать осознанное и бережное отношение к деньгам у детей в этом возрасте вам также помогут книги:

1) «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей» Е. А. Ульевой. Занимательная сказка с главным героем Зайцем, который мастерски проявляет свои предпринимательские способности: зарабатывает на продаже морковки и открывает свой магазин. Его история знакомит ребёнка со всеми этапами развития бизнеса, включая кредиты и потенциальное банкротство.

2) «Волшебный банкомат» Татьяны Поповой и Анастасии Булавкиной. Это увлекательная игра-приключение брата и сестры — двойняшек, которым исполнилось по восемь лет. Их тётя, сотрудник банка, делает на день рождения племянникам необычный подарок — волшебный банкомат. Он переносит детей на чудесный остров, жители которого активно развивают свою экономику. Приключения, задачки и рекомендации для родителей помогут ребёнку усвоить основы финансовых отношений и научиться осознанно относиться к деньгам.

Для малышей – любителей мультфильмов есть специальная мульт-азбука «Уроки финансовой грамотности» со Смешариками, которая рассказывает про правильное планирование бюджета, различных финансовых понятиях, а также про основы финансовой грамотности.

-2

Младшие школьники (1–4 класс)

В начальной школе у ребят начинают появляться первые карманные деньги: многие самостоятельно добираются до школы, покупают еду, канцелярские принадлежности. Карманные деньги – это отличный инструмент для прокачки финансовой грамотности, если им грамотно пользоваться: выделяйте ребенку определенную сумму на карманные расходы, планируйте совместно расходы. И здесь крайне важно позволять ребёнку самостоятельно выбирать товары. Лучше в школьном возрасте купить задёшево некачественную вещь и огорчиться, когда она придёт в негодность, чем получить этот опыт будучи взрослым.

В этой возрастной категории мой ТОП-3 книг для развития финансовой грамотности:

1) «Финансовая грамотность в сказках. История Монетки.» Е. А. Ульевой. В основе сюжета — приключения мальчика Вовы и найденной им на улице Монетки, которая впоследствии узнает, кем были ее предки. Красивые иллюстрации и много интересных фактов даже для взрослых читателей. А детей традиционно ждут задания по теме и практические советы, которые помогут научиться планировать личные расходы.

2) «Обращайся с деньгами «по-взрослому» А. Гридина. Главные герой книги - забавные персонажи «Мобайлики», которые доступным языком объяснят ребенку основы экономики. В книге большое количество практических советов по обращению с деньгами. Для удобства практического использования книги в дополнение выпущен финансовый дневник «Обращайся с деньгами по-взрослому», который поможет ребенку закрепить навыки грамотного управления бюджетом.

3) «Пес по имени Мани» Бодо Шефера. Маленькая хозяйка пса Мани раньше ничего не знала о деньгах, вернее, что такое деньги — знала, но абсолютно не умела их правильно тратить. Приключенческая манера, использованная для изложения, по душе и детям, и взрослым.

-3

Подростки (5–8 класс)

Чем старше ребёнок, тем больше карманных денег ему обычно доверяют родители. В этом возрасте можно позволить ребёнку взять ответственность за часть существенных расходов: например, позволить самостоятельно покупать одежду и обувь. Размер бюджета, по-прежнему, определяете вы, но ответственность за процесс и результат покупок уже вполне можно переложить на подростка.

В этом возрасте ребята самостоятельно могут почитать и обсудить с Вами:

1) «Финансовые истории для подростков» С. Биденко. Книга, которая на примере реальных историй современных подростков повествует о том, как они обращаются с деньгами, планируют свой бюджет, совершают покупки и составляют финансовые отчеты.

2) «Бронза»: «Финансовая грамотность» Н. Смирновой. В книге идет разбор финансовых понятий и инструментов, используемых в финансовых операциях. Издание на книжном рынке представляют в возрастной категории 8+, однако по мнению пользователей, читатели должны быть старше. Более доступно изложение для 12-13-летних подростков.

В сети Интернет большое количество специализированных ресурсов, которые позволяют пройти онлайн-тесты по финансовой грамотности подросткам. С учетом всеобщей гаджетомании, такая идея точно придется по душе современным детям.

Ученики 9–11 классов

Старшеклассники могут самостоятельно смотреть фильмы по экономической тематике. Помимо онлайн-тестов по финграмотности также проводят онлайн-олимпиады по предпринимательству и экономике, в которых особо амбициозные подростки могут принять участие.

В этот период финансовая грамотность для детей и подростков особенно важна — с 14–16 лет они могут самостоятельно зарабатывать деньги: выгуливать собак, делать фотографии, писать тексты для социальных сетей.

Родители могут помочь подростку заработать свои первые деньги: найти подработку у знакомых или подсказать фриланс-биржи, на которых есть разовые платные задания.

Из литературных рекомендация для этого возраста могу выделить:

1) «Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков + 60 идей заработка» С. Биденко и И. Золотаревич . Книга с мотивирующими историями, идеясм, как можно заработать подростку, советы по поиску работы в крупных компаниях и целых 60 примеров для создания собственного дела, испытанных в действии.

2) «Начинающий инвестор»Авторы Гейла Карлиц и Дебби Хонинг. Пособие, в котором разобраны основные понятия и методы инвестирования. Хотя книга и написана простым языком, изучать информацию лучше вместе с родителями.

3) «Твой первый миллион. Как его заработать и не потерять» Джеймса Дж. МакКена, Джанина Глайста и Мэтта Фонтейн. Руководство по заработку миллиона, в котором есть вся информация, которая необходима для первого успешного старта: понятие финансового плана и бюджета, советы по поиску работы и составлению резюме, магия сложных процентов и база для первого стартапа.

-4

И напоследок…Интересный факт!!!

В середине XX века психолог Уолтер Мишел провел исследование, которое стало известно как Стэнфордский зефирный эксперимент или маршмеллоу-тест. В результате оказалось, что ребята, которые смогли удержаться и не съесть лакомство немедленно, стали более успешными людьми. А вот поддавшиеся искушению в большинстве своем не могли похвастаться финансовым благополучием. Все дело в усилиях, которые мы готовы предпринимать: получить быстрый результат прямо сейчас или сделать что-то еще ради награды покрупнее.