Найти тему
Культурный историк

Первый...

Оглавление
Ланговой Алексей Семенович, основатель династии Ланговых в Новороссийске
Ланговой Алексей Семенович, основатель династии Ланговых в Новороссийске

Алексей Семенович Ланговой – основатель династии Ланговых в городе Новороссийск. В портовый город мой прадед пришел из Воронежской губернии, с хутора с незатейливым названием Ланговые. По дороге в Новороссийск в станице Миллерово Донецкого округа (сейчас Ростовской области), он взял в жены казачку Ксению Ермолаевну. В Новороссийске у них родилось 5 сыновей: Вася, Коля, Володя, Шура и Миша и 2 дочери: Маруся, Клава.

Прадед был кузнецом, вторым в городе человеком. Работал тяжело, но отдыхал ярко и незабываемо. Каждую субботу приезжал домой на бричке с женщинами с заниженной планкой социальной ответственности. И моя прабабка накрывала стол и ставила самовар. Вот это была школа жизни, вырабатывающая терпение! Моя прабабка все сносила. Иначе нельзя было. 7 детей нужно было кормить, работал один прадед. Идти ей было некуда, вся родня в станице Миллерово.

Ланговые: Алексей Семенович (мой прадед), Клавдия Ермолаевна (моя прабабушка) и Владимир Алексеевич (мой дед)
Ланговые: Алексей Семенович (мой прадед), Клавдия Ермолаевна (моя прабабушка) и Владимир Алексеевич (мой дед)

Вся работа прабабки заключалась в воспитании детей, ведении хозяйства. Список небольшой, но работы по дому от этого меньше не было. (Хотела бы я посмотреть на нынешних феминисток в реалиях того времени).

Прадед – жесткий, волевой человек. Казалось, что кузница закалила его, как и те предметы, которые ковались в ней.

Жесткий, не жестокий, любил лошадей, был прижимистый, но гулял широко. Дети почитали и уважали батюшку. Но иногда…

Иногда случалось разное. Дети в этой семье, как и в любой другой, любили блины, пироги. Но их строгий отец не баловал их, так как считал, что строгость в еде отражается на строгости во всем. В подполе было все: сметана, молоко, масло, творог, яйца. Во дворе бегала живность, дававшая это все. Ксения Ермолаевна справлялась со всем. Это статная волевая женщина держала в кулаке детей, но, что уж там скрывать, тоже любила блины. Ключи от подпола были у прадеда на поясе, который снимался только на ночь. А ночью кто будет затевать блины? Ночью надо спать, утром в пять утра подъем: дойка коров, коз, выгон их на пастбище, огород привести в порядок, воды нанести. Дети помогают, но рук все равно не хватает.

Но вернемся к блинам. Что делала семья, которая вожделела блинов? В субботу, когда любимый муж и тятенька, приехал с очередными пассиями на бричке в дом, Ксения Ермолаевна накрыла на стол, после трапезы дамочки полусвета ретировались, а Алексей Семенович лег спать. Ключ был на поясе, пояс не снимался. Младший брат, Шура, осторожно подполз к спящему тятеньке и аккуратно снял ключ. Тут же сестры слазили в погреб, достали все необходимое и начали готовить блины. В тот момент, когда тятенька проснулся, вся семья сидела за столом и пила чай с блинами, творогом и сметаной, и вареньем из ажины. Прадед сел за стол, ему налили чай, положили блинов на тарелку, через 5 минут, когда мозг окончательно проснулся, он полез на пояс, а ключа не было. Понятно, что прадед сразу догадался, кто снял ключ, но надо отдать должное, не ругался и не кричал, а просто появилась традициям: по субботам семье пить чай с блинами. Правда, после первого раза Шура долго еще сидеть не мог, но приобретенная традиция того стоила!

В то время, до революции 1917 года, сахар делали в виде плотных, спёкшихся конусообразных "голов". Чтобы пить чай с сахаром, эту голову нужно было расколоть. Мой прадед поступал проще: покупал «голову сахара», клал ее в сетку, сетку вешал над обеденным столом, чай пили, так сказать, «вприглядку». Один раз Шура не стерпел и лизнул сахар и тут же отхватил по лбу тятиным длинным черпаком. Но зато он первый в семье попробовал сахар!

…Слушая рассказы своего папы о детстве его отца, я поражалась, как Ксения Ермолаевна справлялась сама: без водопровода – воду брали в колодце, без газа – печь была дровяная, без стиральной машины – стирали руками, уход за коровами, козами, птицами и свиньями тоже отнимал время, а еще смотреть за детьми, уборка в доме, готовка. Женщины справлялись сами, до рождения первенцев, потом дети с детства приучались к труду и присмотру за детьми. Так и росли, и воспитывали детей в труде. И вспоминая своего отца, я понимаю, что это самое лучшее воспитание. Как говорили мои бабушки: «Лень – мать всех пороков». Когда человек постоянно в заботах, у него отсутствуют нервные расстройства (не нужно тратить деньги на психолога), у человека есть постоянные обязанности, выполняя которые он с пользой тратит свое время. Я не против цивилизации, но я за то, чтобы дети с детства привыкали к труду. Занятой человек не будет собираться в шайки, не будет хулиганить. Ему просто некогда будет это все делать.

Как говорили мои бабушки: «Без труда нет добра».

продолжение

Друзья, пишите в комментариях, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить продолжение.