Имя Рафаэля в истории искусства связано с представлением о возвышенной красоте и гармонии. В своих произведениях он мастерски выдерживает меру реального и идеального, уравновешивает рациональное и эмоциональное, благодаря чему его великолепнейшие произведения притягивают взгляд и завораживают вот уже не одно столетие.
Талант Рафаэля блестяще раскрылся во многих областях – станковой и монументальной живописи, архитектуре. Сохранились впечатляющие гобелены, созданные по его картонам, множество его рисунков и этюдов.
Сюжеты произведений Рафаэля разнообразны, но на протяжении всей жизни художника особенно привлекал образ женщины-матери, воплотившийся в его Мадоннах. Самой нежной и удивительной мадонной Рафаэля является, на мой взгляд, его ранняя камерная «Мадонна Конестабиле», написанная около 1504 года. Это одна из последних работ Рафаэля умбрийского периода перед его переездом во Флоренцию.
Умбрийский период в творчестве Рафаэля – это примерно четыре года (1501 – 1504), проведенных художником в Перудже, где он обучался в мастерской выдающегося мастера Пьетро Перуджино. Для работ тех лет характерно копирование Рафаэлем манеры своего учителя, о чем Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал так: «В высшей степени примечательно, что Рафаэль, изучив манеру Перуджино, подражал ей настолько точно и решительно во всем, что его копии невозможно было отличить от оригиналов его учителя, и нельзя было установить никакой разницы между его вещами и вещами Пьетро».
Но уже тогда у Рафаэля начинает вырабатываться свой стиль, который он оттачивает и шлифует от картины к картине. И образ «Мадонны Конестабиле», который хоть и по-прежнему статичен, наполнен сухостью и сжатостью, приобрел черты, отличающие его от Мадонн Перуджино. Эта картина становится переходной от юношеских произведений художника к тем зрелым, гениальным шедеврам, прославившим Рафаэля в веках.
«Мадонна с книгой», как изначально называлась картина, была создана художником для семьи Альфани (с начала XVIII века – Альфани делла Стаффа) и несколько веков находилась в небольшой картинной галерее этого семейства. В конце XVIII века делла Стаффы породнились с семейством Конестабиле, а еще сто лет спустя в 1869 году граф Джанкарло Конестабиле делла Стаффа из-за материальных затруднений решает расстаться с картиной. В 1871 году первый директор Эрмитажа Степан Александрович Гедеонов едет в заграничное путешествие и договаривается о покупке картины за 320 000 франков.
Продажа картины за границу вызвала бурную реакцию в Италии и правительство страны даже попыталось применить папский запрет на вывоз культурных ценностей, однако проиграло суды первой и второй инстанции. Но итальянцы не сдавались. Узнав какую сумму предложила Россия, министр народного просвещения некоторое время пытался собрать средства, чтобы выплатить их графу Конестабиле и оставить картину в стране, но даже та максимальная сумма, которую они смогли бы собрать, была существенно меньше российского предложения и Италия отступилась. А «Мадонна Конестабиле» обрела новый дом в стенах Эрмитажа.
А теперь немного о самом произведении. В картине Рафаэль изобразил Мадонну с младенцем на руках за чтением книги. Фоном служит прозрачный умбрийский пейзаж ранней весной, с пологими холмами вокруг реки, тонкими безлиственными деревьями и горами с заснеженными вершинами на дальнем плане. В пейзаже можно даже различить несколько человек. Слева два человека работающие в поле, один из которых на белом коне, справа человек, рыбачащий в лодке на реке.
Сохранился сделанный Рафаэлем набросок к этой картине, который сегодня находится в собрании музея Альбертина в Вене. На нем Мадонна держит в руках гранат, который в окончательном варианте картины Рафаэль заменяет изображением книги.
Избрав для картины форму тондо, Рафаэль мастерски вписывает в нее сюжет, выдерживая все детали композиции в мягких округлых линиях: плавный покат плеча Мадонны, ее склоненная голова в покрывале, линия второго плеча. Тельце младенца художник располагает под тем же углом что и голову Мадонны. Схоже положение рук Мадонны и младенца – правой рукой он касается книги, что находится в правой руке матери, левая же рука лежит у младенца на груди в том же положении, в каком и левая рука Мадонны, которой она придерживает младенца. Благодаря этим приемам художник достигает полной гармонии в построении композиции.
Свободное расположение фигур в пространстве дает возможность Рафаэлю связать персонажей, как между собой, так и с окружающим пейзажем. Этот пейзаж как бы аккомпанирует образу Мадонны. Ее молодое свежее лицо, с легким румянцем на щеках, такое же светлое, с румянцем тело младенца и прекрасная весенняя природа за спиной – все это наполняет картину нежностью и тонким лиризмом.
Действия на картине полностью изолированы от зрителя, замкнуты в изображенной сцене. Взгляды Мадонны и младенца направлены в книгу, которая является центром композиции. Эта книга – основной связующий элемент образов Мадонны и младенца, а кроме того один из символов, которые были неотъемлемой частью живописных полотен эпохи Возрождения. Книга символизирует Священное писание, а также Христа и Апостолов. Довольно часто в сценах, где Дева Мария изображается с младенцем Христом, в ее руках можно увидеть книгу.
Помимо предметов-символов Рафаэль обращается к символике жестов и цветов, традиционно являющихся языком икон. Красный цвет является символом самопожертвования Христа, его страстей, синий – символ смирения, веры, чистоты и целомудрия. Рука, прижатая младенцем в груди – сердечное сопереживание.
«Мадонна Конестабиле» не является каноническим изображением Богоматери, а принадлежит к стилю живописной, художественной иконы. Этот стиль сложился еще в эпоху Раннего Возрождения, когда на первый план встало намеренное разрушение сложившихся иконографических клише, изобретение нового, а не копирование первообразов, как это было в Средневековье. Однако, нарушая каноны, Рафаэль все же старается не отходить далеко от традиционной иконографии Девы Марии, которая проявляется не только в символических элементах, но и в образе Мадонны, ее простых одеждах, смиренной позе, спокойном, можно сказать блаженном лике. Тем же блаженным спокойствием наполняет Рафаэль и образ младенца.
Несмотря на то, что на момент написания картины масляная живопись в Италии уже применялась, Рафаэль (возможно под влиянием Перуджино) избирает темперу, технику, требующую большей ясности и строгости стиля и не дающую такого большого поля для импровизации как масляные краски. Моделировка при такой технике достигается штриховкой или оттенками тона.
Глубину в своей картине Рафаэль создает с помощью линейной перспективы и светотеневого приема. Чем дальше находятся предметы, тем меньше и светлее они изображаются и наоборот – чем ближе, тем больше и темнее. При этом свет в картине «Мадонна Конестабиле» льется отовсюду. Ничто искусственно не ограничивает его. Основной свет на фигуру направлен слева. Глубокие тени соответственно изображены только там, где детали одежды Марии скрыты от источника света. Легкие полутени касаются лица, шеи и рук Мадонны и тела младенца.
Колорит произведения представляет собой потрясающее сочетание холодных и теплых оттенков, которые интересно взаимодействуют в пространстве картины. В изображении природы на фоне холодный голубой оттенок неба противостоит теплому зеленому оттенку земли. А на переднем плане благодаря контрастному сочетанию холодных синего и красного оттенков одежд Мадонны акцентируется внимание на теплых телесных оттенках ее лица и тела младенца.
Вместе с картиной при Рафаэле создается и рама. В ней равное место занимают роспись (излюбленные в конце XV – начале XVI века гротескные орнаменты, в данном случае красные по черному фону) и позолоченная, выполненная в низком рельефе резьба по дереву. Рафаэль сам сделал эскиз рамы. И в ней картина выставляется в Эрмитаже и сегодня.
Изначально «Мадонна Конестабиле» была написана Рафаэлем на деревянной панели. Впоследствии дерево треснуло и после покупки Мадонны было принято решение незамедлительно перевести произведение на холст. Этим занялся Александр Сидоров, один из трех гениальных братьев-реставраторов, которые в 1868 году были назначены руководителями технической реставрацией Эрмитажа. С их именами была связана самая массовая реставрация эрмитажных картин в XIX веке.
Братья Николай, Александр и Михаил Сидоровы пришли в музей в качестве столяров картинного отделения Эрмитажа, где обучились навыкам технической реставрации под руководством Федора Табунцова. В 1864 году Николай Сидоров провел перевод шедевра Питера Пауля Рубенса «Персей и Андромеда», а Александру Сидорову, как наиболее талантливому из братьев, поручили в 1865 году переложить с дерева на холст гордость Эрмитажа – «Мадонну Литта» Леонардо да Винчи.
Директор Эрмитажа Степан Гедеонов очень высоко отметил перевод «Мадонны» Леонардо и писал, что «работа эта представляла почти неодолимые затруднения по той преимущественно причине, что помянутая картина писана на самом легком грунте, тем не менее эрмитажный столяр Александр Сидоров, которому поручено было это крайне опасное дело, исполнил его при неусыпном шестимесячном труде с таким совершенством, что едва ли другой европейский музеум в состоянии явить пример подобной во всех отношениях оконченной и удачной перекладки». Этот успех, вероятно, сыграл значительную роль в том, что именно Александру была поручена реставрация только что прибывшей в Россию «Мадонны Конестабиле».
В ходе работы Сидоров тонкой пилкой выпилил изображение из нарисованной рамы, после чего слой за слоем аккуратно снял сначала дерево, а затем и толстый слой грунта, пока с оборотной стороны не показался контурный рисунок наброска картины. Оказалось, что первоначально в руке Мадонны был изображен гранат, как в эскизе из коллекции Альбертины, и только позднее в процессе работы над полотном Рафаэль заменил гранат книгой.
Перенос «Мадонны Конестабиле» на холст стал одной из многих выдающихся реставрационных работ Александра Сидорова, за которые он позднее был удостоен ряда наград и даже потомственного дворянства (он и его братья пришли в Эрмитаж в статусе крепостных).
В 1930-е годы во время ряда распродаж произведений из эрмитажной коллекции «Мадонну Конестабиле» вывезли в Европу, однако продать ее не удалось и картина вернулась в Эрмитаж. И сегодня любой посетитель музея, пройдя залы итальянского искусства, может свернуть (не входя в Лоджии Рафаэля) в зал №229 и вживую насладиться этим маленьким шедевром «гения гармонии» эпохи Высокого Возрождения.