Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы разобрались с 13-ой главой Евангелия от Луки.
В начале четырнадцатой главы приходит Христос в субботу
“в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба” [Лука 14:1],
там к нему обратился за излечением больной. Спаситель, вероятно, во избежание ситуации, описанной в предыдущей главе, спросил у законников и фарисеев:
“позволительно ли врачевать в субботу?” [Лука 14:3].
Они промолчали, он исцелил, добавив:
“если у кого из вас осёл или вол упадёт в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?” [Лука 14:5].
Глядя на других, кого фарисей позвал на трапезу, Иисус рассказывает притчу о том, что садится нужно на последние места, а то вдруг, сядешь на первое, а окажется кто-то более почетный и тебя попросят уйти:
“и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место” [Лука 14:9].
Когда же сядешь на “галерке”, то придут и тебя позовут разместится на более почетном:
“ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится” [Лука 14:11].
Вот у меня только один вопрос: а если не позовут и не пересадят?
Да, и в принципе, Христос считает, что на пир надо звать не друзей и родственников, а нищих, увечных, хромых и слепых. Все потому что Спаситель уверен, люди не устраивают торжества бескорыстно или для удовольствия, только с расчетом потом попасть на праздник к каждому из гостей:
“когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния” [Лука 14:12].
Однако, по его же словам, те кто зовет нищих, получат воздаяние
“в воскресение праведных” [Лука 14:14].
Соответственно, получается, что такой человек тоже не без выгоды выбирает своих гостей.
Следующая история, рассказанная Иисусом, о человеке, устроившем большой пир, но его гости не смогли прийти по личным причинам, тогда он велел слугам звать всех подряд. Этот эпизод похож на рассказанный Матфеем в 22 главе, но там сюжет был закручен на много жестче, а вот заканчивается рассказ такой же фразой:
“ибо много званых, но мало избранных” [Лука 14:24].
Шел Христос со множеством народа и сказал:
“если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником” [Лука 14:26].
Забегая вперед скажу, что термин “христианин” впервые появляется в книге Деяний апостолов:
“ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами” [Деян. 11:26].
Логично сделать вывод, что все христиане - это ученики Спасителя, но не прямые, а через культурно-религиозную традицию. Неужели каждый христианин должен ненавидеть своих родственников?
Давайте прервемся до следующей публикации, в котором нас ждет 15 глава Евангелия от Луки.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь