35K подписчиков

О чём на самом деле роман «Остров сокровищ»?

26K прочитали

Читайте роман и смотрите фильм «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона в мобильном приложении «НЭБ Свет».

Что это за книга?

Мальчик Джим находит карту далёкого острова, где спрятаны пиратские сокровища. Чтобы найти клад, он отправляется в опасное путешествие в компании честных джентльменов и отъявленных разбойников. Захватывая корабли, сражаясь с врагами и спасаясь от виселицы, Джим постепенно превращается из робкого юнца в бесстрашного героя.

Кто её автор?

Роберт Льюис Стивенсон, классик шотландской литературы. В конце XIX века литературная мода требовала реалистических книг о современности, но Стивенсон сочинял невероятные истории о приключениях. Фактически он создал новое литературное направление — неоромантизм. Кроме «Острова сокровищ» он написал приключенческий цикл рассказов о принце Флоризеле и одну из самых «живучих» страшных историй — о докторе Джекиле и мистере Хайде, добропорядочном господине, который превращается в чудовище.

Как она была написана?

Работа над романом началась почти случайно. Играя с ребёнком, писатель начертил карту вымышленного острова и начал придумывать его историю. Стивенсон публиковал роман по частям в журнале под псевдонимом «капитан Джордж Норт». Два года спустя писателю удалось напечатать «Остров» отдельным изданием и под собственным именем. Что называется, на следующее утро Стивенсон проснулся знаменитым: роман был тут же переведён на основные европейские языки и с тех пор постоянно переиздаётся.

Что в ней интересного?

Во-первых, Стивенсон создал жанр пиратского романа — до него историй о плаваниях в поисках сокровищ просто не существовало. Во-вторых, он же собрал в одном тексте всё, что характерно для таких сюжетов: рискованный юмор, «йо-хо-хо и бутылка рома», чёрные флаги с черепом и костями, одержимость драгоценными монетами — пиастрами. После успеха «Острова» без этих элементов не обходится ни одна пиратская история — от «Одиссеи капитана Блада» до «Пиратов Карибского моря».

Читайте роман и смотрите фильм «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона в мобильном приложении «НЭБ Свет». Что это за книга?

Что ещё нужно о ней знать?

Видимо, и читателям, и авторам часто хочется продолжить и развить рассказанную в романе историю: продолжения и «приквелы» «Острова», в которых описываются похождения Джона Сильвера, предыстория Билли Бонса или подробности биографии капитана Флинта, появляются в XX веке регулярно и на разных языках. Самая известная из книг о том, «что было раньше», — вышедшие в 1956 году «Приключения Бена Ганна» Рональда Делдерфилда.

Почему пиратский роман написан от лица ребёнка?

Стивенсон выбрал традиционную форму повествования — от лица главного героя. Однако этот герой очень необычен для пиратского сюжета: всё-таки Джим ребёнок. Так автор соединил приключенческий сюжет и нравоучительный роман воспитания. В итоге «Остров» — произведение не столько о пиратах, сколько о мальчике, которого опасности превращают в мужчину.

Пират в романе — положительный герой?

Одна из главных причин популярности «Острова» — образ пирата Джона Сильвера. С одной стороны, он вместе со своей бандой противостоит прекрасному Джиму и благородной компании. С другой, Сильвер — самый обаятельный и харизматичный герой романа. Он красноречив («Твоя башка очень недорого стоит, потому что в ней никогда не бывало мозгов!») и не лишён житейской мудрости. Этот яркий персонаж стал прообразом всех будущих литературных и кинематографических «джентльменов удачи» (кстати, это тоже его выражение), от капитана Блада и капитана Крюка до Джека Воробья.

Когда происходит действие романа?

Стивенсон не указывает время действия в романе напрямую — только обозначает через детали. Ливси упоминает о своём участии в битве при Фонтенуа — она состоялась в 1745 году. Тем же годом датированы записки Билли Бонса, которые разбирает Джим с доктором Ливси. Наконец, на самой карте, которую нарисовал Стивенсон, стоит дата — 1750 год. Скорее всего, действие происходит в конце 1750-х — начале 1760-х годов.

Существовал ли Остров сокровищ в реальности?

В начале романа Джим говорит, что не может называть остров — ведь «и теперь там хранятся сокровища». Но уже в конце первой части даются его координаты. Незадолго до начала работы над «Островом» Стивенсон плавал в Америку через Атлантический океан — и в описании острова отталкивался от мест, которые сам видел в путешествии. В разное время исследователи называли «прототипом» стивенсоновского острова Пинос — бывшую «базу» пиратов на Кубе, Норман на Виргинских островах (о нём Стивенсону точно рассказывал дядюшка, бывший моряк) и необитаемый остров Кокос в Тихом океане, на котором безуспешно искали сокровища инков, пиратов и испанцев, бежавших сюда во время войны за независимость в Перу.

Какие экранизации романа стоит посмотреть?

«Остров сокровищ» — одна из самых экранизируемых в мире книг: существует более 50 её киноверсий. В одном Советском Союзе было снято четыре экранизации романа. Зрителям многосерийного телефильма, выпущенного в 1982 году, особенно запомнился колоритный образ Джона Сильвера — его сыграл прекрасный актёр Олег Борисов. Но самой известной из советских экранизаций остаётся многосерийный мультфильм Давида Черкасского (1988), лихой, красочный и полный чёрного юмора. Последняя большая экранизация «Острова» вышла в США в 1990 году: здесь, как и в книге, в центре внимания оказался мальчик Джим, которого сыграл юный Кристиан Бейл — будущая суперзвезда и исполнитель роли Бэтмена.

Читайте роман и смотрите фильм «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона в мобильном приложении «НЭБ Свет». Что это за книга?-2

В приложении «НЭБ Свет» можно посмотреть одну из экранизаций «Острова сокровищ» — настоящий клад довоенного кинематографа СССР. Раритетный образец режиссерской работы не достигшего еще своего 30-летия Владимира Вайнштока, автора «Детей капитана Гранта» (1936), а много позже «Всадника без головы» (1973). Сказочным образом мастер превратил одноименный роман Роберта Льюиса Стивенсона из беспристрастной приключенческой истории в ленту, полностью выполнившую все идеологические требования советских цензоров. Главные идеи здесь — «мировая революция» и «классовая борьба», а вовсе не порицание пиратских козней, как в книге. Изданная Стивенсоном в 1883 году, уже через три года она была переведена на русский язык, и только у нас в стране была переиздана более 100 раз. Не экранизировать сказку, которая лежала под подушкой каждого ребенка в стране, амбициозный Вайншток не мог.

При подготовке статьи были использованы материалы, созданные проектом «Полка» для сервиса «НЭБ Свет»