Найти тему
Слово Истины

Ожидание грядущего Господа

Преподавая Свое учение, Господь очень много говорил о трагических ошибках, которые допустят люди в преддверии Его возвращения.

Ожидание грядущего Господа является более значимым вопросом, чем может показаться на первый взгляд. Из тридцати девяти притч Иисуса Христа, записанных в Евангелиях, девять прямо или косвенно касаются темы ожидания Сына Божьего и всегда предостерегают от ошибок. В притче о настойчивой вдове (Лк. 18:1–8) Господь рассказывает о том, как к судье, «…который Бога не боялся и людей не стыдился» (Лк. 18:2), неоднократно обращалась одинокая женщина с просьбой защитить ее от обидчика. Всякий раз судья отказывал вдове. Однако, в конце концов, решил заступиться за нее, сказав: «…защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне» (Лк. 18:5). Урок притчи прост: если неправедный судья защитил вдову, то тем более праведный Бог заступится за Своих избранных. Заканчивается притча вопросом Христа: «Но Сын человеческий придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8). В преддверии возвращения Господа нелегко будет найти людей, которые ждут и молятся о Его пришествии так же настойчиво, как вдова просила судью о защите. Отсутствие столь страстного желания скорого возвращения Христа заставляет задуматься о наличии спасающей веры. Если мы не ждем Господа, не хотим Его пришествия, мы не спасены.

В притче, о верном управляющем домом и неверном рабе (Лк. 12:42–48), Иисус предостерегает об опасности греховной жизни в ожидании Его возвращения: «Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными» (Лк. 12:45–46).

В притче о смоковнице Христос предостерегает об опасности поглощенности земными делами (Мф. 24:32–44). Как наблюдение за распускающимися листьями смоковницы указывает на приближение лета, так и наблюдение за появлением библейских признаков последнего времени указывает на скорое возвращение Сына Божьего. Однако многие люди не будут задумываться о признаках пришествия Господа, уподобившись допотопному человечеству, просто увлекутся земными заботами: «…ели, пили, женились и выходили замуж…» (Мф. 24:38).

Если одни прямо отрицают возвращение Сына Божьего, как лжеучители, осуждаемые во Втором послании Петра (2 Петр. 3:3–7), то другие признают, но не желают этого всей душой, или просто увлекаются земными делами, совершенно не интересуясь эсхатологией, либо позволяют себе жить в грехе, считая, что у них еще много времени для того, чтобы все исправить.

Кратко сказав о том, как нельзя ожидать встречи с Христом, рассмотрим 2 Петра 3:10–18 стих, чтобы узнать о том, как это следует делать.

I. Ожидание грядущего Господа должно проходить в постоянной готовности

Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Петр. 3:10).

«День Господень» – известный ветхозаветный термин, описывающий эсхатологические суды над грешным человечеством. Пророки употребляли этот термин около двадцати раз. Иоиль называет этот день великим и страшным. (Иоиль 2:31), а также днем тьмы и мрака (Иоиль 2:2). Софония определяет его как день гнева и военных действий. Малахия представляет так: «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Мал. 4:1). Согласовывая слова пророков с эсхатологией Нового Завета, можно сделать следующий вывод: день Господень начнется лишь после восхищения Церкви. Он включает в себя события семилетнего периода скорби, особенно его конца, когда царство антихриста будет полностью разрушено с пришествием Христа в разгар Армагеддонской битвы. Также термин «день Господень» относится к окончательному поражению сатаны и всех нечестивцев в конце Тысячелетнего царства (Откр. 20:7–10), за которым последует уничтожение Вселенной.

Словами «…небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3:10) апостол Петр делает акцент на заключительном этапе дня Господнего, уничтожении Вселенной после Тысячелетнего царства Христа. «Небеса» – это атмосфера Земли и космическое пространство. «С шумом» – в греческом хроидзедон, «с треском, шипением». Этим звукоподражательным словом обозначали рев пламени или стремительное движение объекта, например стрелы, сопровождающееся свистящим звуком. «Прейдут», переведенное так греческое слово означает «проходить мимо, исчезать». Вся материя, существующая во Вселенной, сгорит с невероятным шумом и треском. «…Стихии же разгоревшись разрушатся…». Стоихеиа («стихии») – частицы, элементы, из которых состоит мироздание, разрушатся, то есть расплавятся. Разрушение всех атомов, из которых состоит Вселенная, приведет к огромному выбросу энергии, атомному взрыву невероятной силы. В этом катастрофическом пожаре исчезнут не только космические объекты, но и наша планета: «…земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3:10).

Несмотря на многочисленные пророчества Библии, события последних дней наступят неожиданно для большей части человечества. «Придет же день Господень, как тать ночью…» (2 Петр. 3:10). Слово, переведенное как «тать», означает «вор». Очевидно, что Петр использует сравнения, которые применял Христос.

Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (Мф. 24:42–44).

В жизни часто бывает так: мы знаем о каком-то грядущем событии, готовимся к нему, но каким-то удивительным образом оно застает нас врасплох. Например, один благочестивый служитель церкви последние пять лет регулярно посещал свою пожилую родственницу, которая все это время находилась в больнице и могла умереть в любой момент. Внутренне он был к этому готов. Но звонок врача, сообщившего о ее смерти, все равно удивил его, застал врасплох. Во-первых, это случилось в воскресенье утром, когда он ехал на церковное собрание, и все его мысли были заняты проповедью, которую ему следовало произнести. Во-вторых, на следующий день он должен был уехать в другой город, и поездку пришлось отложить.

Можно говорить о встрече с Христом, думать об этом, но в какой-то момент позволить себе расслабиться, отвлечься от этих мыслей. Значимые события имеют удивительную способность заставать нас врасплох. Сегодня Церковь ждет восхищения, которое может произойти в любой момент. Об этом поют гимны, пишут книги, снимают фильмы и произносят проповеди, но, когда восхищение реально случится, для многих это станет огромной неожиданностью. Лжеверующие вдруг обнаружат, что остались на Великую скорбь. Духовно слабые христиане вознесутся, так и не успев исправить неправильные, пустые цели своей жизни, сделать что-либо значимое для Господа, «потерпят урон» – останутся без небесной награды.

В дни Великой скорби, для увлеченных обещаниями антихриста, Пришествие Христа окажется полным крушением всех планов, потерей надежды на долгую и счастливую жизнь на земле. В конце Тысячелетнего царства, когда сатана будет освобожден и поднимет миллионы грешников на восстание против власти Сына Божьего, все они изумятся, когда по слову Господа сойдет огонь с Неба и уничтожит их (Откр. 20:9).

Каждый день ожидайте восхищения Церкви, как события, за которым последует день Господень. Может случиться так, что, как только вы потеряете бдительность, Господь застанет вас врасплох, придет неожиданно, словно вор в ночи.

II. Ожидание грядущего Господа должно проходить в стремлении к святости

Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам… (2 Петр. 3:11).

Если все творение (планеты, звезды, наша Земля, Солнце и Луна) разрушится, сгорит в невероятном космическом пожаре, «…то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам…»? «Святая жизнь» – это святое поведение, требующее отделения от мира и греха. «Благочестие» (по-гречески еусебеиа) – «уважение, почтение, набожность». Ожидающий грядущего Господа станет жить в стремлении к святости и почтительном отношении к Богу. Такая жизнь непременно будет находиться в резком контрасте с жизнью нечестивых лжеучителей, утверждающих, что Вселенная вечна и неизменна (2 Петр. 3:3–4).

Глупо увлекаться чьей-то плотью или распространять ложь ради обогащения, если однажды, вся окружающая материя будет уничтожена. Гораздо мудрее вкладывать свои силы и средства в вечное и нетленное. Несмотря на развитие современных технологий, как, например, видеокамеры, запись телефонных разговоров, одним из самых лучших методов поддержания высокого уровня обслуживания в гостиничном бизнесе остаются неожиданные проверки. Когда руководитель службы гостиничного комплекса, несколько раз в месяц, без предупреждения производит выборочную проверку номеров, надев белую хозяйственную перчатку, проводит рукой по подоконнику, картинной раме, проверяет качество работы системы кондиционирования, чистоту ванных комнат, питается в ресторане отеля, посещает бассейн и спортзал – тогда сотрудники отеля стараются работать качественно. Там, где этого нет, качество предоставляемых услуг очень быстро падает.

Зная человеческую природу лучше всех, Господь оставил верующих в состоянии постоянного ожидания встречи с Ним, мотивируя таким образом к благочестию. Сегодня в век Церкви мы ждем восхищения в любой момент, днем и ночью (1 Кор. 15:51–52). Каким бы долгим и томительным ни казалось это ожидание кому-то из нас, само по себе оно несет Церкви огромную пользу, побуждая жить свято.

III. Ожидание грядущего Господа должно проходить в радостном предвкушении

Ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Петр. 3:12–13).

Для верующих ожидание грядущего Христа – это не только мотивация к благочестию, но и нечто большее радостное предвкушение. Ведь Господь для нас не только Тот, Кто беспристрастно оценит нашу жизнь и служение, но еще и любящий Пастырь, Которого Церковь ждет с огромным желанием так же, как невеста ждет любимого жениха. Греческое слово, переведенное как «ожидающим», происходит от просдокео, означающего «смотреть вперед, ждать с нетерпением». Спюдонтас («желающим») происходит от спюдо, означающего «ускорять, убыстрять, желать, стремиться». Мы не можем изменить Божий план и ускорить возвращение Христа, но мы так любим Господа, что хотим, чтобы оно произошло как можно быстрее.

Христиане, правильно наставленные в учении о последних днях, живут в радостном предвкушении дня Божьего. Что же означает этот термин? Чем же день Божий отличается от дня Господнего? День Господень связан с судами Бога над нечестивым человечеством. Справедливо, что Господь разрушит империю антихриста, погубит миллионы Своих врагов в битве Армагеддон. Но не этого больше всего ждут христиане с особым нетерпением. День Божий нечто большее, лучшее для всех спасенных. Он наступит после того, как «…воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают» (2 Петр. 3:12). Он наступит, когда Бог выполнит Свое обещание и удовлетворит наше ожидание «…нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петр. 3:13).

Сейчас праведность, определенная Богом, постоянно нарушается грешным человечеством. В Тысячелетнем царстве будет намного лучше, но грех еще не искоренится полностью. После Тысячелетнего царства восстание сатаны станет дерзким вызовом праведности Бога. И только когда Вселенная будет уничтожена, Господь сотворит новую, где Его праведность установится на вечные времена (Откр. 21:1–27).

День Господень это суды Божии, уничтожающие грешников и оскверненную грехом Веленную. День Божий это прекрасная жизнь на Новой Земле под Новым Небом, там, где царит радость, праведность, а грех удален навечно.

Истинно верующий устал от бедствий и несправедливости, случающихся в этом веке, устал от искушений, с которыми он борется, поэтому больше всего ждет дня Божьего, страстно желает оказаться на Новой Земле, в новом мире, там, где царит праведность. Живет ли в вашем сердце радостное предвкушение дня Божьего? Появляется ли улыбка на лице, загораются ли счастьем глаза, когда вы думаете о славной вечности с Христом? Лжеверующие увлечены лишь заботами этой жизни, поэтому все, что находится за ее горизонтами, кажется им чуждым и незначительным. Однако основная любовь, страсть и радость истинного христианина находятся за пределами этого века. Там Господь Иисус, там радость праведного мира, там уйдут в прошлое все беды, болезни и скорби.

IV. Ожидание грядущего Господа должно проходить в мире с Богом

Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире… (2 Петр. 3:14).

Ожидая уничтожения этой Вселенной и нового мироздания, нам следует стараться прилагать усилия к тому, чтобы оказаться «…неоскверненными, непорочными в мире…». Аспилон («неоскверненными») незапятнанными, чистыми. Амомэтон («непорочными») безупречными, без реальных изъянов. «В мире» – читая наш перевод, может показаться, будто Петр пишет об удалении христиан от влияния греховного мира. Но греческий текст указывает совсем на другое на покой и мир в Боге. Мы знаем, что до обращения каждый человек находится во вражде с Богом, а спасение является примирением с Ним: «…будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его…» (Рим. 5:10).

Не следует думать, что человек должен стремиться быть неоскверненным и непорочным для того, чтобы примириться с Богом. Нет! Примирение, спасение это дар благодати, не зависящий от заслуг человека. Но почему тогда Петр призывает в 14-м стихе стремиться и к непорочности, и к миру с Богом? Потому что, он желает, чтобы христиане укрепляли свою уверенность в спасении. Это обращенный к верующим призыв жить свято, имея покой и мир в Господе.

Радостное ожидание встречи с Иисусом Христом возможно лишь тогда, когда в нашем сердце царит мир, подкрепляемый «неоскверненным, непорочным» хождением перед Богом. Если же в вашей жизни присутствует грех, он нарушает гармоничные отношения с Господом. Появляется страх, мучительные сомнения в подлинности своего обращения. Вы начинаете колебаться: «А примирился ли я с Богом на самом деле, верующий я или нет?» Находясь в таком состоянии, вы не можете с радостью ожидать Христа, поскольку не знаете, кто Он для вас: Избавитель или грозный Судья. Многие христиане не ожидают Пришествия Господня с нетерпением потому, что терпят грех в своей жизни. Чтобы не допустить этого, постарайтесь жить в чистоте, без моральных изъянов, чтобы с миром в сердце, покоем в Боге ожидать встречи с Христом.

V. Ожидание грядущего Господа должно проходить в посвященности благовестию

И долготерпение Господа нашего почитайте спасением… (2 Петр. 3:15а).

Этими словами апостол Петр еще раз касается уже сказанного им в 9-м стихе. Очевидно, что промедление в исполнении обещания о возвращении Христа вызвано не тем, что Бог слаб или нерешителен, а тем, что Господь милостив. Он еще позволяет грешникам жить, дабы больше и больше людей обрело спасение. Понимая это, Церковь в ожидании Христа должна быть посвящена благовестию. Сейчас мы живем в уникальный период истории мира. Когда Бог уничтожит мироздание, спасение грешников станет невозможным. На Новой Земле благовестия не будет. В вечности двери спасения закроются навсегда. Поэтому спешите нести Евангелие погибающим, пока Господь еще не пришел. Умоляйте грешников поскорее примириться с Богом, пока еще доброта Господа обращена к человечеству. Убеждайте их в том, что так будет не всегда.

VI. Ожидание грядущего Господа должно проходить в познании истины

Как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь (2 Петр. 3:15б–18).

До возвращения Христа верующие должны познавать истину и пребывать в ней. Как известно, познание истины может происходить только благодаря верному толкованию Писания. Именно к этому Петр направляет своих читателей, упоминая о посланиях Павла. Читающим Новый Завет может показаться, будто самые известные апостолы находились в ссоре друг с другом после того, как Павел публично обличил Петра в лицемерии (Гал. 2:11–14). Но рассматриваемые нами стихи, показывают уважительное отношение Петра к Павлу и его трудам на ниве Божьей. Известно, что на тот момент Павел уже несколько лет находился на Небесах. Петр называет Павла «возлюбленный брат», описывая свое доброе расположение к нему лично. Петр подкрепляет истины в своем послании ссылкой на послания Павла. Петр признает, что, хотя в посланиях Павла и есть «нечто неудобовразумительное» (по-гречески дуснонта), то есть трудное для понимания, эти послания все же следует ставить на один уровень с Писаниями Ветхого Завета: «…что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Петр. 3:16).

Ненаученные люди не хотят в смирении принимать трудные для понимания тексты Слова Божьего. Так они поступали не только с посланиями Павла, но и с Ветхим Заветом. Подлинное познание истины возможно лишь тогда, когда следуешь за верным толкованием Писания, а не за искажениями духовно несведущих людей. Будучи заранее предупрежденными через Библию об опасности увлечения «заблуждением беззаконников», христиане станут более непоколебимы в вере. Их нелегко будет увести «от своего утверждения». Познавая истину через верное толкование Писания, верующие смогут не только не уклоняться в заблуждения, но и динамично духовно возрастать «…в благодати и познании Господа нашего Спасителя Иисуса Христа» (2 Петр. 3:18).

Заканчивает Петр свое послание прекрасными словами: «Ему слава и ныне, и в день вечный. Аминь» (2 Петр. 3:18).Такое восхваление Сына Божьего является следствием глубокого понимания истин о том, Кем Он является.

Сердце, захваченное благодарностью и прославлением Бога, это сердце, наполненное библейской истиной. Только с таким сердцем можно достойно встречать Сына Божьего и с радостью воскликнуть: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20).