Найти тему
Бородинское поле

«Благодарная Россия — своим защитникам». Петербургская губерния.

Продолжаем публикации цикла «Благодарная Россия — своим защитникам», в котором мы рассказываем о губерниях, пожертвовавших средства на сооружение этого монумента. Именно в этих шестнадцати губерниях в 1812 году было созвано народное ополчение.

Петербургская губерния.

Санкт-Петербург не сыграл в событиях Отечественной войны 1812 года такой же символической роли, как «первопрестольная» столица Москва. Но именно в Петербурге находились в то время высшие органы власти. Туда же вернулся в июле из действующей армии и не покидал уже столицы император Александр I, чья твёрдая позиция по отказу от переговоров с врагом, безусловно, сыграла важную роль в катастрофе, постигшей захватчиков. Из Петербурга вышла в поход русская гвардия, включая моряков – матросов Гвардейского экипажа, выстоявшая в 1812 году на полях Бородина.

-2
-3

Хотя отступление русской армии летом 1812 года на восток, в сторону Москвы, неизбежно влекло за ней и основные силы вторгшейся Великой армии, русское правительство учитывало и опасность, грозившую Петербургу. Еще в июле 1812 года Александр I допускал эвакуацию из города центральных органов власти, учебных заведений, Арсенала, ценнейших произведений Эрмитажа и даже знаменитого «Медного всадника» – памятника Петру Великому, про который в столице ходили упорные слухи, что Наполеон непременно увезёт его с собой. Тогда же для охраны дороги на Петербург, куда Наполеон направил для фланговых действий маршалов Удино и Макдональда, был выделен из действующей армии Первый отдельный корпус под командованием Петра Витгенштейна, задержавший врага севернее Полоцка.

-4
-5

Началось формирование ополчения. Петербург стал центром II округа, чьи части предназначались для защиты северной столицы. Вслед за Москвой петербургское дворянство постановило выставить по 1 ратнику с 10 (а не 20-25, как в других губерниях) крепостных душ. Помимо крестьян, призывались в ряды ополченцев столичные мещане и ремесленники, составившие в нём особую дружину – Петербургское ополчение, в отличие от прочих, делилось не на полки, а на дружины. На нужды ополчения горожане пожертвовали почти полтора миллиона рублей, причём всех домовладельцев жертвовать по 2% от стоимости дома обязали. Благодаря запасам в столичных арсеналах Петербургское ополчение было, не в пример другим, почти всё вооружено огнестрельным оружием. В состав его также были включены ратники из числа крестьян-охотников соседних Вологодской и Олонецкой губерний, где особое ополчение не созывалось.

Начальником ополчения был избран прославленный Михаил Кутузов, а когда он в августе был назначен главнокомандующим, его сменил заслуженный военачальник, генерал-инспектор всей русской артиллерии Пётр Меллер-Закомельский. В конце августа началось обучение ополчения, а уже в начале сентября 15 дружин ополчения были направлены в корпус Витгенштейна. Будущий автор исторических романов, а тогда прапорщик ополчения Рафаил Зотов вспоминал: «Тогда всё кипело какою-то быстротою в действиях, в словах, во всех поступках. Кто бы теперь поверил, что 14 тысяч человек… обучены были всем приёмам… в пять дней?.. Только с русским народом можно сделать такие чудеса». (И нельзя не вспомнить, что был в офицерах Петербургского ополчения и ещё один будущий исторический романист, автор «Рославлёва, или Русских в 1812 году» Михаил Загоскин.)

Между тем известия о сдаче Москвы вызвали в Петербурге панику. Началась эвакуация отдельных учреждений и ценностей вглубь страны, продолжавшаяся и в октябре, ввиду опасений, что ушедшая из Москвы и остановленная на пути в Калугу наполеоновская армия ещё может повернуть на северную столицу. Прекратила эвакуацию лишь начавшаяся зима, затруднившая вывоз ценностей по воде.

В то же время дружины Петербургского ополчения (командование которыми в походе принял дипломат, тайный советник Александр Бибиков, отличившийся в юности в войнах со шведами) в конце сентября соединились с корпусом Витгенштейна и были большей частью распределены по регулярным полкам. Петербургские ополченцы на последнем этапе войны прошли славный боевой путь – сражались под Полоцком (где одна из ополченских дружин смогла среди первых русских частей ворваться в город), Витебском, Чашниками, на Березине. Сам Бибиков, раненый в одном из предыдущих боёв в ногу, при Березине вынужден был передвигаться в санях, но не оставил командования. Часть ополченцев несла гарнизонную службу, охраняла склады, помогала строить мосты, конвоировала пленных, другая часть вместе с корпусом Витгенштейна участвовала в окончательном изгнании неприятеля из России, дойдя до прусского Кёнигсберга (нынешний Калининград). Продолжавшие формироваться три новые дружины поступили первоначально в отряд, охранявший дорогу из Москвы на Петербург, и лишь в конце войны соединились с товарищами.

В 1813 году Петербургское ополчение участвовало в осаде Данцига (современный Гданьск), а его конные полки вместе с вологодскими и олонецкими стрелками остались в составе действующей армии, дойдя до Парижа. Вернувшись на родину, Петербургское ополчение торжественно вступило в город 12 июня 1814 года, ровно через два года после вторжения наполеоновской армии в Россию.

Герб Санкт-Петербурга, отражающий на бородинском монументе участие его жителей в войне 1812 года, неразрывно связан с его историей. Утверждён он был еще в 1730 году и составлен по образцу герба папского Рима – другого «города святого Петра». Но вместо ватиканских ключей здесь крест-накрест помещены два якоря, морской и речной, отражающие роль Петербурга как «прорубленного» Петром I морского «окна в Европу», а поверх них – императорский скипетр, символ столичного статуса.