Найти тему
КиноНытик

Как сын помещика Лев Кулешов стал классиком советского кино

Лев Кулешов – классик советского кино, один из его создателей, и автор знаменитых фильмов «Проект инженера Прайта», «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», «Луч смерти», «По закону», «Великий утешитель» и «Мы с Урала».

Родился Лев Владимирович Кулешов 1 января 1899 года в Тамбове в семье помещика. По профессии его отец был зодчим, а мать до замужества – сельской учительницей.

-2

КИНО – НОВОЕ ИСКУССТВО

Среднее образование Лев Владимирович получил в Тамбовском реальном училище. Когда Кулешову было 12 лет, его отца не стало. Через три года после этого печального события Лев с мамой перебираются в Москву, где парень берет уроки живописи и поступает в Строгановское художественно-промышленное училище. Через год, в 1916 году, он переходит на отделение живописи в училище зодчества. То есть идет по стопам отца.

В том же году Льва Кулешова принимают на кинофабрику акционерного общества «А. Ханжонков и Ко», и уже через год юный сотрудник фабрики публикует в журнале «Вестник кинематографии» свои первые работы по теории кино. Главная мысль Кулешова заключалась в том, что кинематограф нужно утвердить как новое самостоятельное искусство.

-3

Лев Владимирович доказал, что художник может стать режиссером, в возрасте 19 лет он выпустил свой первый фильм «Проект инженера Прайта». Кулешов признавался, что его поразила возможность совмещать в одной произведении при помощи монтажа разные места действия.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ

После громкого дебюта Лев Кулешов возглавляет подотдел хроники и перемонтажа во Всероссийском фотокиноотделе Наркомпроса. Практической цели в перемонтаже не было никакой, это было просто место для экспериментов, опыты, позволявшие Кулешову и его коллегам освоить, и, по факту, создать, качественный монтаж.

Кадр из фильма "Проект инженера Прайта"
Кадр из фильма "Проект инженера Прайта"

Вот один из опытов Кулешова, который поразил его самого. Режиссер чередовал один и тот же кадр человека в лице актера Мозжухина с разными другими кадрами – девушкой, тарелкой супа, резвой собакой. И каждый раз переживания человека становились различными, хотя актер не менялся, ведь кадры повторялись.

Это открытие перевернуло воображение Кулешова, который после этого заявил, что монтаж – основа построения любой киноленты. По желанию режиссера монтаж придает нужный смысл содержанию. Позже во всем мире этот опыт Льва Владимировича назвали «Эффектом Кулешова».

Александра Хохлова
Александра Хохлова

В 1919 году в Москве создали первую государственную школу кинематографии (сейчас это ВГИК), куда пригласили преподавать Льва Кулешова. С этого момента его жизнь будет навсегда связана с преподаванием.

Здесь он встретил Александру Хохлову, которая стала его единственной супругой. Режиссер говорил, что с 1 мая 1920 года, то есть после оформления отношений, он и Александра всю жизнь жили вместе, работали вместе и думали вместе.

СНИМАТЬ КАК В ГОЛЛИВУДЕ

В октябре 1920 года Кулешов, Хохлова, а также их коллеги Барнет, Пудовкин, Фогель, Подобед и Комаров создали свой филиал Школы кинематографии, который называли «коллективом Кулешова».

Кадр из фильма "Необычайные приключения Вэста в стране большевиков"
Кадр из фильма "Необычайные приключения Вэста в стране большевиков"
- Мы любили жизнь, всеми помыслами стремились на производство кино. Несмотря на холод и голод, отсутствие пленки, на разрушенное ателье, мы стремились к одному – снимать и еще раз снимать. Чтобы наши киноленты смотрели зрители, - рассказывала Александра Хохлова.

В 1924 году Лев Кулешов снимает фильм «Необычайные приключения мистер Веста в стране большевиков». Режиссер признавался, что его коллектив стремился снять фильм, по техническим параметрам не уступающий тому, что делалось в те годы в США. И им это удалось.

Фильм снят в бедных производственных условиях, но по техническим моментам ни в чем не уступал западному кино.

Кадр из фильма "По закону"
Кадр из фильма "По закону"

В 1926 году Лев Владимирович снимает фильм «По закону», который стал признанным шедевром мирового кино. Кинолента создана по рассказу Джека Лондона «Неожиданное». Как писали критики, режиссер в этом фильме создал глубоко человеческие образы, которые до предела трагически напряжены.

СПОРТИВНЫЙ ФОРД ДЛЯ КУЛЕШОВА

Давайте немного отвлечемся от основной деятельности Льва Кулешова. Он был не только талантливым кинорежиссером, но и страстным автолюбителем. В 1927 году Лев Владимирович покупает новую спортивную модель «Форда».

На этом необычном для советских широт автомобиле режиссер вместе с супругой ездил из Москвы в Ленинград, Одессу и Таджикистан. Как-то Кулешов принял участие в одном из самых трудных автопробегов в СССР.

В 1928 году состоялась премьера фильма Кулешова под названием «Веселая канарейка». Это кино имело ошеломительный успех у зрителей. Режиссер признался, что после премьеры перестал в чем-либо нуждаться, так как он получал авторские отчисления с продажи билетов.

Афиша к фильму "Веселая канарейка"
Афиша к фильму "Веселая канарейка"

СЛУЧАЙНЫЙ АРЕСТ

При этом, пресса называла Льва Владимировича режиссером коммерческим и даже буржуазным, каковым он, конечно, быть не мог.

Через несколько месяцев Кулешова приглашают в Грузию для съемок историко-революционного фильма «Паровоз Б 1000». В момент съемок режиссера неожиданно арестовывают. Прошел слух, что вместо него на съемочной площадке работает самозванец. В ситуации довольно быстро разобрались, однако пять дней в камере режиссеру все-таки пришлось просидеть. После этого он предпочел незамедлительно вернуться в Москву.

В 1932 году Лев Владимирович снимает свой первый звуковой экспериментальный фильм «Горизонт», в котором прорабатывали соотношение звука и изображения. Особенности синхронной записи звука.

Кадр из фильма "Великий утешитель"
Кадр из фильма "Великий утешитель"

Через год выходит кинолента «Великий утешитель», ставший вершиной творчества режиссера. Здесь псевдо-немые кадры сочетались с кадрами звуковыми, есть цветной эпизод, перед каждой сценой актеры подолгу репетировали, что ранее на съемочных площадках СССР не практиковалось.

В 1936 году Лев Кулешов становится кандидатом искусствоведения и профессором, через десять лет ему присвоят степень доктора наук за книгу «Основы кинорежиссуры».

В 1942 году в эвакуации в Сталинабаде Кулешов снимает фильм «Клятва Тимура» по книге Аркадия Гайдара. А еще через год выходит последний фильм режиссера «Мы с Урала» о работе молодежи в тылу.

Кадр из фильма "Мы с Урала"
Кадр из фильма "Мы с Урала"

ОСЕНЬ ПАТРИАРХА

В 1944 году Лев Владимирович возвращается в Москву, в его планах были новые кинематографические проекты, но в этот момент его назначают директором ВГИКа. Он согласился занять пост, но только на два года.

В 1946 году Кулешов занимает должность заместителя по творческим вопросам, при этом возглавляет также кафедру кинорежиссуры.

Большую часть времени он посвящал работе, а отдыхать любил на море, ездил с супругой в Коктебель, был увлечен охотой, а также балетом.

-11

В последующие годы Лев Кулешов преподавал, писал мемуары, входил в жюри киноконкурсов и фестивалей. Он был признанным мэтром, одним из создателей советского кино.

Умер режиссер на руках своей супруги Александры Сергеевны 29 марта 1970 года у себя дома.