Слово «конфликт» почти всегда несет для нас негативный посыл. Но может ли быть польза конфликтов в развитии у ребенка речи и навыков социализации? В этой статье дефектолог Эрудит центра-2 расскажет про важность конфликтов дома между ребенком и родителями и их влияние на будущую социализацию детей.
По традиции, начинаем нашу статью с определения. Википедия: конфликт - ситуация в которой каждая из сторон занимает позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой.
В общем, неприятная ситуация, но я хочу поговорить о пользе конфликтов в процессе развития, ведь конфликт обладает деструктивными, так и конструктивными функциями. Мы со школьной скамьи знаем, что в споре, то есть в конфликте, рождается истина. И еще мы знаем, что только тогда, когда ситуация становится конфликтной происходит движение вперед, то есть развитие.
Очень часто мамы малышей обращаются к специалистам за консультацией с запросом «все понимает, но не говорит».
Безусловно, это может происходить по разным причинам. И в каждом конкретном случае нужно разбираться. Но очень часто мне, как логопеду-дефектологу приходится рассказывать о пользе конфликтов.
Как только ребенок что-то захотел взять, сделать, куда-то пойти он должен как-то выразить свое желание. Младенцы, например, плачут, когда хотят, есть, пить, испытывают боль или неудобство. А ребенок 2-3 лет? Вот тут и должен возникнуть конфликт. Хочу, например, машинку, которая высоко стоит, и достать не получается. Однако почти все мамы даже не дают этому конфликту возникнуть, ведь они прекрасно понимают, почему их ребенок стоит у шкафа и вот – вот начнет плакать. И не тратя время и эмоции на создание конфликтной ситуации, мама сразу дает то, что нужно. У ребенка возникает четкий механизм действия, стоит заплакать, в лучшем случае громко затянуть « Мааама!!!!» и ситуация разрешится в его пользу. Но именно при таком поведении мамы и ребенка очень долго не появятся слова. Они просто не нужны, эти двое и так понимают друг друга без слов. Поэтому в развитии коммуникативных функций очень важную роль играют конфликты.
Создать конфликтную ситуацию дома не так-то просто. От родителей, бабушек и дедушек, нянь требуется и терпение, и время, да и потом дома ведь и все хорошо знакомо, и быт отлажен, и все окружающие взрослые понимают и без слов. Вот в группе других детей, новых взрослых, других стенах, новой обстановке конфликты возникнут непременно и придется как то объяснить свою просьбу или нежелание - это и будет толчком к развитию речи (и не только речи).
А будут ли конфликты толчком к развитию ребенка с особенностями?
Да, конечно! Здесь все точно также, даже, наверное, ярче и показательней. Хочу привести пример: мама мальчика-подростка с ментальными особенностями жаловалась на то, что ее сын не пользуется речью. На занятиях разговаривает (конечно, словарный запас бедный), но может ответить, иногда даже не одним словом, контактирует вербально с другими детьми, а дома не говорит. И только понаблюдав за ребенком в домашней обстановке, я поняла, почему так происходит. Любящая и заботливая мама буквально не давала возможности говорить. Только мальчик подходил к холодильнику, мама кидалась к нему и начинала перечислять все, что может захотеть ребенок. Ему оставалось только кивнуть. И так во всем, даже не отдавая себе отчета, мама вела диалог от имени ребенка и от своего имени.
Полезность конфликтов не только в развитии речи.
Бытовые навыки, тоже сами по себе не появляются. Были в моей практике два мальчика с одинаковыми генетическим синдромом и похожими ментальными особенностями - Саша и Антон.
- Мама Саши бесконечно вступала с ним в конфликт: не наденешь сам ботинки – гулять идти нельзя, не сможешь правильно надеть шапку – не пойдем в парк, не сможешь правильно помыть руки – торт попробовать не получится. Безусловно, это требовало от мамы упорства, стойкости и терпения. Но постепенно, эти конфликты стали давать свои плоды. Саша имеет очень хорошие гигиенические и бытовые навыки, он практически все делает сам. Сам одевается, моется, чистит зубы, прибирает свою комнату, в раздевалку в бассейне ходит сам, еще и маме может помочь.
- Мама Антона вместе с бабушкой одевали и обували мальчика сами, кормили с ложечки, все бытовые вопросы решали сами, не давая возможность даже попробовать что-то сделать самому.
Эти мальчики - ровесники. Саша в быту даст фору и некоторым нормотипичным детям, а Антона продолжают одевать, обувать и кормить с ложки. Его задача только протянуть ногу или открыть рот.
Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Конфликтуйте со своими детьми, ведь только когда «низы не могут, а верхи не хотят», происходит движение вперед. Я за полезные конфликты!
Преподаватели Эрудит центра-2 - это профессионалы, которые относятся к каждому ребенку с особенным подходом. Мы подбираем оптимальный образовательный маршрут и делаем процесс обучения максимально комфортным!
Узнайте больше о школе на нашем официальном сайте
Если вам понравился пост, мы будем рады вашим комментариям!