Одной из крупнейших провокаций ХХ века считается поджог германскими нацистами Рейхстага в 1933 году, что позволило Гитлеру укрепить свою власть.
Но в ХХ веке случилось ещё одно событие, имеющее все признаки масштабной провокации, целью которой было расшатывание государственной системы в ненавистном Западу Советском Союзе.
Запад вёл против СССР «Холодную войну», целью которой было уничтожение советской системы. Необходимым условием для осуществления развала страны было недовольство советских граждан государственной властью. Это недовольство старались вызвать экономическими трудностями, в том числе дефицитом тех или иных товаров, внезапно возникавшим по непонятным причинам.
Самым нетерпимым оказался дефицит сигарет. Из-за нехватки в магазинах продуктов просто роптали, на борьбу с пьянством ответили дружным самогоноварением, а вот из-за отсутствия курева по стране прокатилась волна бунтов.
Широкий ассортимент
В 1980-х годах в Советском Союзе работало множество табачных фабрик и дефицита в табачных изделиях не было. Ассортимент был широкий. Одними из самых дорогих отечественных сигарет были «Космос» за 70 копеек. Популярностью пользовались советские сигареты с фильтром «Столичные» и «Орбита».
На полках магазинов красовались болгарские «ВТ», «Стюардесса», «Opal» и «Tu-134».
Анекдот советских времен:
Сидят два летчика. Один из них говорит:
— Будешь «Стюардессу»?
— Нет, у меня «Опал».
Среди широких народных масс ходовыми были крепкие и недорогие сигареты без фильтра «Прима» по 14 коп. и «Астра» по 20 коп.
Кто-то предпочитал папиросы. Самая известная марка папирос в СССР — легендарные «Беломорканал» по 22 копейки за пачку.
С середины 80-х в продаже появились «Marlboro», «Kent», «Bond», «Camel», которые в то время считались символом роскошной жизни.
Внезапный дефицит
Табачный кризис разразился внезапно — летом 1990 года с прилавков вдруг исчезли все сигареты. А если где-то в продаже они появлялись, слухи об этом мгновенно распространялись по городу, и за сигаретами выстраивались громадные очереди.
Пропали даже брошенные на землю окурки — предприимчивые люди ухитрялись ими торговать по 5-10 копеек за штуку. 3 рубля за поллитровую банку.
Доведённые до отчаяния никотиновым голодом курильщики начали устраивать беспорядки. Разъяренные мужики перекрывали улицы в Москве, Ленинграде и других городах, пропуская только машины скорой помощи и хлебные фургоны. Переворачивали начальственные машины, громили табачные киоски.
В столице только в августе 1990 года зафиксировано более ста случаев «никотиновых» массовых беспорядков.
По стране прокатились забастовки — люди прекращали работать и выдвигали требование дать хотя бы по две пачки сигарет в руки.
Из дневника жителя Казани, 30 июля 1990:
Видел «табачный бунт». На перекрестке...стоит киоск, в котором продают сигареты. Сегодня сигарет почему-то не привезли, а очередь, как обычно, люди занимали уже с раннего утра и прождали там часов до четырех. В конце концов, терпение лопнуло и они, чтобы привлечь к себе внимание начальства, вышли на проезжую часть и перекрыли движение. Приехала милиция, долго упрашивала толпу разойтись, но безуспешно.
Среди причин дефицита назывались недопоставка сигарет из-за рубежа, нехватка фильтров, фольги, упаковки для производства продукции, а также деятельность спекулянтов и перекупщиков.
Чем хуже — тем лучше
Однако главная причина стала известна позднее — оказалось, летом 1990 года Борис Ельцин, который в мае 1990 года возглавил Правительство Российской Федерации, закрыл «на профилактический ремонт» большинство российских фабрик по производству табачных изделий.
Бывший в этот период Председателем Совета Министров СССР Николай Рыжков так рассказывает об искусственно созданном табачном дефиците:
Мне звонит Горбачев и говорит: «Вот у меня Ельцин, ты не можешь зайти ко мне?» Я пришёл. А я уже знал, что творится. Несколько дней чуть ли не бунты происходили. Я говорю: «Михаил Сергеевич, а почему вы меня спрашиваете? Вон рядом с вами Борис Николаевич, вот с него и спросите. Борис Николаевич, я, может, ошибусь, 28 фабрик табачных. Из них 26 остановили на ремонт в один день. Так чего спрашиваете? Тот (т.е. Горбачев): «Борис Николаевич, на каком основании вы приняли решение остановить практически полностью табачную промышленность республики. Зачем вы это сделали?
Внятно ответить о причинах своего волюнтаристского решения Ельцин не смог.
Многие специалисты расценивали действия Ельцина как сознательную диверсию и саботаж. Чтобы проложить себе путь к вожделенной власти, им предпринимались всевозможные меры и использовались любые способы. Всё делалось по принципу: «Чем хуже — тем лучше».
По принятому в апреле 1990 года закону о разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации, табачная промышленность перешла в ведение союзных республик. Однако кто из недовольных табачным дефицитом курильщиков будет вдаваться в юридические тонкости? Закрывая табачные фабрики, Ельцин не прогадал — граждане ещё больше возненавидели союзное руководство, в котором видели корень своих бед. Недовольство людей было использовано для слома государственной системы.
Рекомендуем статью:
Уважаемые читатели! Подпишитесь, пожалуйста, на канал.