Тихвинский Богородичный Успенский монастырь находится в Ленинградской области. Его главной святынею считается Тихвинская икона Божьей Матери, которая имеет удивительную историю. В 1944 году, во время оккупации, немцы вывезли ее в Ригу. Потом она оказалась в Польше, Чехословакии, Германии. Все это время икону хранил владыка Иоанн, а переносил в специальном коробе его приемный сын Сергий Гаргклавс. После войны святыню перевезли в США и только в 2004 году отец Сергий вернул икону в Тихвин.
Но не только легендарной иконой прославился монастырь. Его история полна загадок и странных событий. Даже само строительство обители сопровождалось чудесными явлениями. Церковные летописцы описывают семь явлений иконы Пресвятой Богородицы в разных местах на востоке нынешней Ленинградской области. Первые пять произошли над Ладогой, у реки Оять на горе Смоловке, в селе Вымоченицы, у реки Паша на Куковой горе и на реке Паша возле деревни Горка.
Шестое явление случилось на правом берегу реки Тихвинки. В честь этого события начали строить часовню, но до темноты успели положить только три венца. Какого же было удивление строителей, которые проснулись утром и обнаружили, что заготовленный лес и три венца неведомым образом были перенесены на левый берег, а в небе над этим местом излучала свет легендарная икона. Тогда и было принято решение построить там Тихвинский монастырь. А на месте, где собирались строить часовню, позже возвели церковь Всех Святых.
На этом чудеса не закончились. На куполах храмов Тихвинского монастыря кресты не металлические, как это обычно принято, а деревянные. Заметить этот непросто, поскольку они покрыты золотыми пластинами. Но под драгоценным металлом скрыто дерево, и на это есть причина, о которой рассказывает предание.
После того, как возвели первую церковь, пономаря Юрыша направили по окрестным деревням, чтобы он пригласил жителей на освящение храма. На обратном пути ему явилась сама Богородица со Святым Николаем, которая повелела поставить крест не железный, а деревянный, мотивируя тем, что сын ее был распят на деревянном кресте. Пономарь усомнился, что ему поверят, но Николай Чудотворец сказал: «Не поверят, будет знамение».
Пономарю не поверили. 28 августа 1383 года стояла безветренная солнечная погода. Но как только мастер с железным крестом поднялся на купол, сильный порыв ветра сбросил его вниз вместе с крестом. Удивительно, но мастер не пострадал. С тех пор кресты на храмы Тихвинского монастыря ставили только деревянные.
Материальное свидетельство еще одного странного случая можно увидеть на территории монастыря у южной стены Успенского собора, где находится придел Святого Ильи. Далеко не все паломники и туристы обращают внимание на огромный камень, большая часть которого скрыта под зданием храма. Когда строили придел, на льдине по реке Тихвинка приплыл огромный камень. Что здесь удивительного? В окрестностях монастыря нет гранитных массивов, от которых могла бы оторваться глыба. Но это не все!
В 1820 году река была перегорожена Тихвинской водной системой, на которой стояло 48 шлюзов, каждый из которых имел приспособление для крошения льда. А тут на огромной льдине появляется гранитный валун размером 2х2,5 метра и весом 9 тонн! У монастыря льдину начало вращать и прибило к берегу. Это было истолковано как знамение. Камень подняли и положили в основание придела пророка Ильи, где он находится и поныне. На валуне выбили памятную надпись. Верующие во время молитвы касаются камня рукой.
Есть и другие странности, которые отличают Тихвинский монастырь от других обителей. При строительстве Успенского собора архитекторы использовали особенность, которую не встретить у других православных храмов. Это хорошо видно с южной стороны Успенского собора. Согласно православным канонам, четыре боковые купола ставят симметрично относительно центрального. Купола Успенского храма демонстрируют явную асимметрию — западные купола по сравнению с восточными отодвинуты от центрального на 2,5 метра. Почему?
Главная святыня храма Тихвинская икона Божьей матери располагалась внутри таким образом, что если соблюсти каноны, то на нее не будет падать свет из окна на купольном барабане, и она окажется в темноте. Чтобы избежать этого, строителям пришлось подвинуть купола. Икона была столь почитаема, что паломники шли к ней поодиночке и крестными ходами в любое время года и в любое время суток. Им нужно было обязательно увидеть святыню своими глазами.
Если вам понравилась статья, буду признателен за лайки!
Рад вас видеть в числе подписчиков канала Foto-Travel.NET