Третий блок головного мозга - блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности, который̆ включает моторные, премоторные и префронтальные отделы лобных долей мозга-другими словами -дирижер всего мозга.
Начнем с того, что эти зоны в 3-4х летнем возрасте еще незрелы. И что это значит? А это значит, что детям младше 3х лет бесполезно объяснять причины, по которым «нельзя себя так вести», «нельзя мочить ноги в луже», " нельзя брать острые предметы". У них нет еще физиологической способности выстроить взаимосвязь в мозге и понять, захотеть усилием воли не делать то, что очень хочется, отрегулировать себя и проконтролировать. Они просто не могут. А после 3х лет они только начинают учиться. Поэтому, родители, которые абсолютно серьезно заявляют, что их трехлетний ребенок -внимание!-принял решение не ходить в детский сад,-возьмите на заметку эту информацию...
Именно если этот блок имеет дефицитарную работу, мы будем видеть сбой в любой деятельности.
В те времена, когда неврологические синдромы лечили преимущественно при помощи лоботомии, было замечено, что у человека после поражения лобных долей может сохраниться память, сохраниться моторика, но может полностью пропасть любая мотивация и понимание социальной обусловленности действий. То есть человек после лоботомии мог выполнять свои рабочие функции, но он просто не шел на работу, поскольку не видел в этом необходимости.
Признаки дефицитарности третьего блока мозга у детей:
неусвоение инструкции;
неумение построить программу, если построение программы получается, с удержанием заданной программы все равно возникают трудности;
соскальзывание на побочные ассоциации, стереотипы;
снижение критичности;
импульсивность;
сложности в решении математических задач с несколькими действиями (не удерживает программу действий̆);
бедная, невыразительная речь, перескакивание с одной темы на другую в разговоре;
дисграфия и дислексия, выражающиеся в пропуске букв, недописывании (недочитывании) слов, невыполнении задания до конца;
упрощение программы любой деятельности;
сложности в сосредоточении внимания, полевое поведение, повышенная отвлекаемость (синдром дефицита внимания с гиперактивностью и импульсивностью или без них)
Контроль над чувствами и импульсивностью - агрессия, неконструктивное и социально неприемлемое поведение, гиперсексуальность, желание бросать всё на полпути, сиюминутные хотелки и прочее - всё это в основном подавляется орбитофронтальной корой. Это отдел лобных долей, который располагается сразу за глазными яблоками.
При поражении, соответственно, антисоциальное поведение и отсутствие самоконтроля выходят наружу. Также обнаруживается проблема с обучением на опыте. Был проведён интересный эксперимент: испытуемым было предложено нажимать на кнопку "А" или "Б". При нажатии на "А" выдавалась награда, а вот при нажатии на "Б" испытуемого легко, но неприятно било током. Потом организаторы теста без ведома участников поменяли кнопки местами. Большинство людей сразу переучивалось, соображая, что теперь кнопка "А" бьётся током. Люди с поражением орбитофронтальной коры упорно тыкали на "А", получая раз за разом удары током. При этом они говорили, что всё поняли. Этот эксперимент, кстати, отлично показывает суть невменяемости человека - таким людям ничего нельзя доказать наказанием.
Как помочь ребёнку с дефицитарностью функционирования третьего блока мозга?
- Соблюдайте режим сна и бодрствования. Не лишайте ребенка дневного сна.
- Дети должны заниматься спортом. Именно спорт тренирует волю.
- Играйте с ребенком в стратегические игры. В 4 года ребенок должен уметь играть в крестики-нолики, затем в шашки, шахматы. (А учась проигрывать, заодно прокачает свою эмоциональную сферу).
- Играйте в игры с «торможением». В таких играх происходит развитие произвольности и самоконтроля. Например, «Море волнуется раз..», «Съедобное – несъедобное», «Карлики и великаны», «Прошепчи ответ».
Ну и, конечно, не игнорируйте специалиста. Если в ходе нейропсихологического обследования будут выявлены нарушения функционирования третьего блока мозга, то в комплекс нейропсихологической коррекции, наряду с сенсомоторными методиками, необходимо включать упражнения на удержание программы действий, достижение цели, поэтапное выполнение поставленных задач.