Найти тему
Вячеслав Звягинцев

О том, как поймала «птицу счастья» первая в мире женщина - оперный режиссер

Здание театра
Здание театра

21 ноября 1965 года - эту дату принято считать днем рождения Московского государственного академического детского музыкального театра - первого в СССР, да и в мире, наверное, постоянного музыкального театра для детей. Театр этот носит имя его основателя — народной артистки СССР Наталии Ильиничны Сац, первой в мире женщины – оперного режиссера.

Наш рассказ о ее непростой судьбе.

Этот рассказ из новой серии - неизвестные штрихи к известному портрету.

Наталия Сац родилась 27 августа 1903 года в Иркутске в музыкальной семье. Ее мать, Анна Михайловна Щастная, была камерной певицей, отец, Илья Александрович Сац, – известным в те годы композитором, сочинившим музыку к спектаклю М. Метерлинка[1] «Синяя птица».

Наталия спрашивала отца в детстве:

- Кто такая Синяя птица, папа?

- Птица Счастья, только, говорят, поймать ее невозможно.

- А я, когда вырасту, обязательно поймаю Синюю птицу!

И она ее действительно поймала, прожив долгую и счастливую жизнь, сделав огромный вклад в развитие художественного воспитания детей. Она - основатель и руководитель шести детских театров, среди которых первый в мире драматический детский театр и первый в мире музыкальный театр для детей. Она - автор многих пьес, либретто детских опер и балетов, книг и статей по вопросам музыкального воспитания. Но главное – Наталия Сац создала свой собственный волшебный мир, воплощенный в деятельности Детского музыкального театра, который сейчас носит ее имя и над которым распростерла свои крылья «Синяя птица».

Н.И. Сац
Н.И. Сац

Н.И. Сац часто спрашивали - как и когда у нее появилось чувство неодолимой потребности отдать все свои силы, опыт и любовь на создание такого театра. И она отвечала, что вся ее жизнь какими-то крупицами готовила ее к этому, самому главному делу своей жизни. Беспредельная, всепоглощающая любовь к детям и музыке стала смыслом ее существования на земле. С самого младенчества она воспринимала многие жизненные ценности и понятия через музыку, которая вошла в ее жизнь раньше, чем она научилась ходить и говорить.

В шестилетнем возрасте она уже прилично играла на пианино, через несколько месяцев дала свой первый сольный концерт. А в пятнадцать лет Сац стала настоящим директором созданного по ее же инициативе первого в мире постоянного театра для детей. Ей удалось привлечь к работе многих известных актеров. Так, летом 1920 года в ее спектакле «Маугли», по Р. Киплингу, играли Михаил Гаркави, Мария Бабанова и Игорь Ильинский.

В круг ее общения входило немало звездных имен – режиссеров, актеров и композиторов. В разные годы Наталия Сац создавала свои творения с всемирно известными композиторами Сергеем Прокофьевым, Тихоном Хренниковым, Дмитрием Кабалевским, Эдуардом Колмановским, и многими другими.

Сац владела несколькими европейскими языками, неплохо пела, свободно читала нотные клавиры, досконально изучила законы оперного искусства и секреты режиссерского мастерства.

Дирижер и композитор Отто Клемперер
Дирижер и композитор Отто Клемперер

После Детского театра Моссовета в ее жизни было немало других театров - Московский театр для детей, Центральный детский, Детский музыкальный… И неизменно постановки Н. Сац для детей имели огромный успех.

В 1931 году ее узнал мир. В содружестве с известным дирижером Отто Клемперером на сценах Кроль-театра в Берлине и «Театра Колонн» в Буэнос-Айрес прошли ее спектакли «Фальстаф» Дж. Верди и «Свадьба Фигаро» В. -А. Моцарта. Постановки сопровождали аншлаги, овации и восторженные отзывы.

5 марта 1936 года состоялось новоселье в Центральном детском театре, которому передали помещение бывшего МХАТа-2 в самом центре Москвы. Через полгода там с большим успехом прошла премьера сказки - оперы Л. Половинкина «Золотой ключик, или Приключения Буратино» по известной книге А.Н. Толстого. Этим спектаклем был возрожден жанр театральной сказки. Сац считала его кульминацией своей режиссерской работы. Затем была премьера "Детской симфонии" С. Прокофьева, когда на детской сцене пели И. Козловский и В. Барсова. А потом… последовал неожиданный арест.

Об этой черной полосе в своей яркой биографии Н.И. Сац решилась рассказать только в конце жизни - в книге «Жизнь - явление полосатое»[2].

-4

Полоса эта длилась целых шесть лет. Началась она 21 августа 1937 года, после ареста. Для Наталии Сац это было страшное потрясение. За одну ночь, проведенную в камере, она стала совершенно седой.

Наталия Ильинична вспоминала о первой ночи проведенной в камере:

«Когда утром подняла голову с подушки, не поняла, где я, а соседка по кровати, взглянув на меня, всплеснула руками и, издавши странный звук, зажала себе рот. Много позже, когда шагала по сибирскому снегу и увидела свое отражение в еще не замерзшей луже, поняла, почему на меня смотрели в тот день с испугом: за одну ночь мои каштановые волосы стали седыми, вернее - белыми, как парик маркизы».

Следователь Русинов на первом же допросе предложил ей забыть, что она была орденоносцем, заслуженной артисткой, директором и главным режиссером театра. И заявил, что теперь она «никто», «изменник Родины». А потом стал интересоваться ее отношениями с композитором Прокофьевым, журналистом Кольцовым, и многими другими ее знакомыми. Например, следователя очень интересовало, что связывает ее с послом США в СССР Буллитом, который по прибытии в Москву изъявил желание встретиться не только со Сталиным, но и с нею.

Затем последовали другие вопросы. И новые допросы. Но Сац по прежнему находилась в неведении, почему ее считают «изменницей». Лишь через несколько недель, когда Наталию Ильиничну перевели в Бутырку, сокамерницы ей разъяснили, что она арестована как жена «врага народа», одного из руководителей наркомата внутренней торговли И. Я. Вейцера, репрессированного в том же 1937 году[3].

На основании постановления Особого совещания при НКВД СССР Н.И. Сац было назначено наказание в виде пяти лет лагерей. После этого приказами Главлита все ее книги и сборники, вышедшие под ее редакцией, были запрещены и изъяты. Запретили даже написанный Сац сценарий для проведения новогодней елки.

Решение внесудебного органа повергло ее в отчаяние. Но вскоре оно сменилось осознанием того, что даже в таких адских условиях существования надо находить какой-то смысл. Позже Сац так сформулировала этот жизненный принцип: «Я часто говорила: жизнь - явление полосатое. Может быть, то, что яркая, солнечная полоса сменяется темной, и хорошо - ведь только тогда по-настоящему ценишь возвращение солнца. Жизнь - явление полосатое...». А еще у Наталии Сац была любимая французская песенка "Ищите розу", слова из которой стали ее девизом в жизни: «Всегда и везде ищите розу. На мостовой, в темнице, в самые тяжелые минуты думайте о розе, ищите розу: И если Вы даже не найдете розу, какое счастье, что вы ее искали! Ищите розу, всегда, везде, во все дни жизни!".

Сац ее искала постоянно. Она нашла в себе силы не опуститься и убедить себя в том, что для глубокого познания жизни режиссеру необходимо на собственном опыте изучить разные ее стороны. Сац стала пользоваться тюремной библиотекой, написала за годы заключения немало работ и во всех лагерях объединяла вокруг себя заключенных, с которыми ставила как отельные концертные номера, так и целые пьесы.

Балет "Синяя птица" в театре Н. Сац.
Балет "Синяя птица" в театре Н. Сац.

Выйдя из заключения, Сац организовала в гор. Алма-Ата театральную студию, на базе которой позже был учрежден Казахский ТЮЗ[4]. С 1944 по 1950 годы на его сцене шли спектакли «Красная шапочка» Е. Шварца, «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, «Два капитана» В. Каверина и другие шедевры мировой классики.

Потом Сац работала в филармонии г. Саратова, поставила там оперу «Сказка о царе Салтане» и там же дождалась полной реабилитации.

В Москву она вернулась в 1958 году с твердым намерением создать в столице детский музыкальный театр. Но вначале несколько лет проработала главным режиссером Всероссийского гастрольного театра и заведующей детским отделом Мосэстрады. И все это время «пробивала» вопрос о своем театре. Его она создавала буквально с нуля. Не было не только здания, но и артистов, желающих и умеющих работать в детском театре. Немало времени было потрачено на то, чтобы доказать чиновникам необходимость его создания…

В итоге Сац преодолела все препятствия и 21 ноября 1965 года на сцене Московского театра эстрады состоялся ее первый спектакль - опера М. Красева «Морозко».

Позже театр получил небольшое помещение на улице 25 Октября[5]. И началась длинная и светлая полоса в ее жизни. Вышли оперы "Ящик игрушек" К. Дебюсси и "Белоснежка" Э. Колмановского. В 1977 году она поставила в Саратовском оперном театре оперу Д. Кабалевского "Петя и волк", побывала на гастролях в Берлине и Лейпциге, в Канаде и США. А в 1979 году было построено новое здание на проспекте Вернадского, над крышей которого распахнула свои крылья «Синяя птица».

Н.И. Сац
Н.И. Сац

Наталия Сац - лауреат Государственной премии СССР (1972), Ленинской премии (1982) и премии Ленинского комсомола (1985). Профессор ГИТИСа (1984). Награждена 3 орденами, а также медалями. Автор книг: Театр для детей, Л., 1925 (совм. с С. Розановым); Наш путь, М., 1932; Дети приходят в театр, М., 1961; Волшебные очки, М., 1965, Жизнь - явление полосатое, М.: Новости, 1991.

[1] Морис Метерлинк (1862 – 1949) - известный бельгийский поэт и драматург, лауреат Нобелевской премии.

[2]Сац Н.И., Жизнь - явление полосатое, М.: Новости, 1991.

[3] Израиль Яковлевич Вейцер был арестован в ноябре 1937 г., расстрелян в мае 1938 г.

[4] ныне - Государственный академический русский театр для детей и юношества имени Н. Сац.

[5] ныне - улица Никольская