В 1999 году Кэтлин Фолбиг поднялась в комнату своей дочери. Маленькая Лаура лежала в своей кроватке бледная и не шевелилась, мать попыталась ее разбудить — но ничего не вышло.
В скорую Кэтлин позвонила тут же, она рыдала от страха и отчаяния: Лаура была уже четвертым ребенком, который умер в этом доме.
Десять лет смертей
Первый ребенок Фолбигов умер в 19-дневном возрасте в 1989 году. Тогда это посчитали смертью по неосторожности. Тяжелые роды, слабое здоровье младенца — и маленький Калеб не смог остаться в этом мире.
Затем, в середине 90-х, умерли Сара и Патрик. На момент смерти им было по 8 и 10 месяцев соответственно. Причину смерти никто назвать не смог. На аутопсии не было найдено никаких аномалий: не было повреждений и следов медицинских препаратов или токсических веществ.
Не было даже признаков каких-либо болезней. Их сердца просто остановились
Всё это повторилось и с Лаурой — причина смерти 18-месячной девочки осталась загадкой.
Кэтлин Фолбиг посчитали убийцей
Одна смерть маленького ребенка в доме — трагедия. Две — что-то не так не так с родителями. Три — это точно убийства.
Так посчитал прокурор и выдвинул обвинения. Поначалу не было никаких доказательств — кроме ужасающей и подозрительной череды смертей.
Затем муж Кэтлин, Крэйг Фолбиг, нашел ее дневник. В нем женщина винила в смертях себя, называла саму себя самой ужасной матерью на свете и много размышляла о смерти.
Несмотря на то, что в дневнике не было ни одного прямого высказывания о том, что поступки Кэтлин повлекли смерти, — дневник восприняли как доказательство.
И суд присяжных признал Кэтлин виновной в гибели четырех детей.
В 2003 году её приговорили к 40 годам лишения свободы, а СМИ стали называть "самой страшной женщиной-убийцей Австралии".
Кэтлин же все эти почти 20 лет продолжает утверждать: она не убивала своих детей, а записи в дневнике — отражение ее вины и депрессии из-за их гибели.
В 2015 году в дело вмешались учёные
В середине 2010-х делом заинтересовались два генетика: Карола Винуэса и Тодор Арсов. Им казалось, что для обвинительного приговора не хватало доказательств.
А еще им казалось, что суд прошел мимо другого логичного объяснения трагедии: генетической аномалии.
Ученым в 2018 году удалось секвенировать ДНК Кэтлин и, сидя на кухне у Винуэсы дома, они просматривали ее генетическое наполнение в поисках аномалий.
Они нашли одну: редкая мутация в гене CALM2. Этот ген кодирует белок кальмодулин 2 — а он в свою очередь регулирует концентрацию кальция в клетках.
Этот белок крайне важен для сердечных тканей — ведь концентрация кальция играет важную роль в мышечном сокращении. И аномалии в работе белка ведут к заболеваниям сердца.
То есть редкая генетическая аномалия могла быть причиной внезапной остановки сердца у малышей.
В 2019 году ученые послали прошение о пересмотре дела
Но основе данных о кальмодулине 2 Винуэса и Арсов попросили суд о пересмотре дела.
Собрали комиссию с участием других генетиков и кардиологов, обсудить предстояло многое: мутация, которую нашли у Кэтлин, была столь редка, что ее никто еще не изучал и не понимал, насколько она опасна.
Обсуждение во многом касалось косвенных доказательств и гипотетических путей, по которым мутация могла нарушить работу сердца.
Суд всё это не воспринял всерьез: слишком академично, ничего конкретного, одни предположения.
Приговор оставили в силе.
Но учёные не остановились
В 2022 году совсем другие генетики на другой части света изучали другую семью. Семью, в которой тоже произошла трагедия.
4-летний мальчик и 5-летняя девочка внезапно умерли от остановки сердца. Виновата была редкая мутация в гене CALM3 — это сосед CALM2.
Мать оказалась носительницей этой редкой генетической мутации. Ее здоровью это не вредило, ведь мутация была мозаичной: то есть у одних клеток организма она есть, а у других нет.
И клетки сердца матери имели нормальные ген CALM3.
Но её детям не повезло.
***
На основе этого случая Винуэс и Арсов смогли собрать больше доказательств, ведь CALM2 и CALM3 — почти что близнецы-братья и теперь более ясно, как обе мутации ведут к патологии.
Еще удалось собрать генетический материл двух умерших детей Фолбигов. Патрик и Сара тоже оказались носителями мутантного гена.
К тому же другие ученые смогли создать компьютерную симуляцию: как сломанный белок ведет себя в клетке, как из-за его работы внутри клетки накапливается кальций — и как в итоге это ведет к опасному состоянию.
Текущая идея: сама по себе мутация не смертельна, но провоцируют опасную форму аритмии. И если есть другие провоцирующие факторы — может случиться остановка сердца.
Все дети Фолбиг перед смертью перенеси инфекции — это, по мнению генетиков, могло стать таким провоцирующим фактором.
И что сейчас?
Ученые написали новое прошение, в этот раз его подписали уже 90 ученых. Еще они высказали свое экспертное мнение.
Некоторые уверены в невиновности Кэтлин Фолбиг, другие же просто считают, что необходимо новое расследование и дополнительные исследование по мутации в CALM2.
В любом случае, у адвокатов Фолбиг большие надежды.
Слушание проведут 14 ноября.
О генетике, которая важна всё больше и больше в наших жизнях, читайте этот материал: Девушка-энтузиаст нашла убийцу спустя 40 лет с помощью ДНК