А все же интересно, каким был русский детектив в дореволюционные годы? Тем более после романов Григория Чхартишвили (Б. Акунина). Ожидал перед прочтением книги Константина Туманова "Трущобы Петербурга" тут и там упадничество, разгул преступности и анархии. В общем, что плохо все. Нас к этому Чхартишвили приучил. Ну, к тому, что в России ничего хорошего быть не может.
И совершенно иным предстает перед нами Российская империя на рубеже веков в произведениях забытого ныне Константина Туманова. Его книги имеют очевидное преимущество перед опусами Чхартишвили: Туманов жил в описываемую им эпоху. И в основе его рассказов, как это часто было принято в те годы, случаи из реальной практики столичного сыска. А быт - это то, что его окружало, а не всякие расхожие домыслы.
Серия "Клуб классического детектива" ("Городец", "Флюид ФриФлай") до этого никогда на глаза мне не попадалась. Тем приятнее было с ней знакомство.
"Трущобы Петербурга" - это роман (сейчас его и за повесть никто б не воспринял), являющийся наглядным образцом отечественного детектива эпохи становления жанра. Все же надо признать, что Пинкертон был более популярен у нас в стране, чем Холмс.
И этому есть объяснение. Для печати в периодике, а именно там печатались отечественные детективы времен К. Туманова, более подходит скупой язык с обилием приключений, а не пространственные размышления, основанные на правильной логике. Все-таки Туманов рассчитывал на массового читателя. Почитает кучер главу из романа, свернет козью ножку из клочка газетной страницы и, покуривая, будет размышлять о возможном продолжении, господ с ресторации дожидаючись.
И именно из-за этих продолжений мы тут и там находим при чтении всякие "к сожалению, герой не знал, чем обернется дело, иначе тут же уехал" или "совсем скоро нам станет ясно, какую роль сыграла в этой истории таинственная дама". Понятно же, чтобы читали в следующем номере, что чем обернется и что за роль у дамы.
А в общем впечатление хорошее. Да-да, несмотря на кучу недостатков. Хотя бы потому, что книга дала возможность погрузиться в мир, когда еще не было ни русско-японской войны, ни первой революции. Мир крестьян-работяг, в поисках лучшей жизни ехавших в город. Кто-то гнет спину на барина, а кто-то, не устояв перед соблазном, пошел по узкой и сколькой тропке, где влево оступись - петля, а вправо - каторга.
Книга состоит из романа и 10 рассказов. Что запомнилось? Во-первых, не всегда удачные попытки автора создать этакий образ всем довольного трудяги Ивана и его образцовой жены Марьюшки. Однако эта образцовость не мешает мужней жене поддаться чарам другого мужчины. Это, честно говоря, сюрпризом было. Думал, что устоит. Однако Туманов удивил.
Ну, про братьев, ставшими врагами, читали не раз, упустим. А вот преступник Ланцов заслуживает внимания. Да-да, по обычаю тех лет автор и не думает скрывать, кто преступник и какие у него замыслы. Это нормально для уголовного романа.
Так вот, Ланцов этот - удачливый преступник, сумевший бежать из-под стражи. Дамский угодник и знаток человеческих душ. Э, нет! Приставить "левольверт" к брюху богатого гражданина со словами "Пожалуйте цепочку и часики" - это не про него. Он, словно хищник, выходит на охоту в рестораны. И жертвы его - несчастные или обделенные люди.
Играя на чувствах жертв, на их стремлении к справедливости, Ланцов ловко проворачивает свои дела. И кажется, что не будет на него управы.
Запомнился и Вампир, то бишь Антон Федорович Корнев, скупердяй и полоумный старик, чей сын спит на полу, выполняет работу дворника, чтоб папенька денежки не тратил, и живет впроголодь, благо тетка втихаря прикармливает. А ведь Корнев богат сказочно. Он и дом содержит с жильцами, и ссудами под невероятные проценты (такое и сбербанку не снилось) промышляет. Даст 10 рублей, а назад потребует 20, а с хорошего человека - 15. Даже мелочишку скупердяй собирает, побираясь, как нищий.
Понятно, что Ланцов просто не может пройти мимо обиженного сына Вампира. А потому... А потому про роман больше ни слова.
За карту Санкт-Петербурга 1897 года, кстати, отдельное-преотдельное спасибо издательству.
Книга прекрасно оформлена. Частично иллюстрирована. Побольше картинок хотелось бы, но и так неплохо. Про карту уже упоминал и еще раз скажу - супер. Бумага белая, шрифт большой. Качество печати отличное. Берем так пальчиком проводим по строчкам, слегка надавливая. Да что ты творишь!!! - так и хочется крикнуть, не так ли? Однако нет, все в порядке: буковки не размазываются, хоть дыру в странице протри. Обычно стараешься буквы руками не хватать, чтоб размазанных пятен не было, а здесь хоть всей пятерней сжимай.
Я это к чему говорю? Ведь могут же печатать, когда захотят!
А с книжной серий я и дальше знакомство продолжу.