Чудно летом на даче! Девственно чистая природа, пение соловьев – все это с первых теплых дней тянуло городских жителей прочь из города. Они без сожаления оставляли свои городские «гнезда», порой не задумываясь, а можно ли будет вернуться сюда вновь…
Доходные дома
В дореволюционной столице люди по большей части селились в арендованных в доходных домах квартирах. На долю таких домов приходилось примерно 80% всех построек. Можете представить, каков доход государственной казны! По некоторым историческим сводкам он составлял к началу XX века около 50 миллионов рублей – сумма по тем временам космическая!
Однако мало, кто желал платить почти за 4, а то и за 5 месяцев простоя. Как правило, в мае тогда, как, впрочем, и сейчас, петербуржцы стремились слиться с природой, оставляя квартиры в «городских джунглях» до октября, а кто – и дольше. А вот с приходом осени начинались проблемы. Спрос на квартиры в доходных домах был немалым, и весной покинутые прежними постояльцами квартиры достаточно быстро заселялись новыми.
К тому же, «под занавес» XIX века жителей города ждал неприятный сюрприз – не успело миновать лето 1898 года, как цена на аренду таких квартир взлетела почти втрое. Возвращаться в прежние квартиры (если таковые оставались свободны) было более чем накладно. Выход оставался только один – в ожидании снижения цен на недвижимость оставаться на дачах.
Но питерский климат и летом-то не всегда балует, а осенью с наступлением холодов и подавно -требуется еще чаще топить печи и камины. Дровишки становились «золотыми». Но выхода-то не было. Вот и приходилось, печально вздохнув, отправлять в топку немалую часть месячного жалованья.
"Греющее золото"
С подобной проблемой столкнулся и Кузьма Федорцов. Будучи человеком одиноким, он вполне мог себе позволить экономить на некоторых вещах, за исключением покупки дров, – отказать себе в тепле он никак не мог, поскольку с юных лет слыл человеком мерзлявым.
Но и мысль о цене немалой на «греющее золото» его приводила в полнейшее уныние. Надо отдать должное, при всей своей склонности к рефлексии, он вполне себе быстро мог найти выход из любой ситуации, ибо человеческая смекалка, как и красота, – страшная сила.
Дача Кузьмы Афанасьевича стояла прямехонько рядом с «Великим путем», который железнодорожным полотном соединял город с сельским раем. По нему без устали изо дня в день сюда прибывали все новые и новые искатели гармоничной жизни на лоне природы.
Минусом дома Кузьмы Афанасьевича был постоянный шум и грохот от проходящих поездов, но плюсом, перекрывающим все, - предельно низкая цена за аренду, которая делала Кузьму Афанасьевича почти счастливым человеком.
Так вот, стало быть, смекалка вкупе с огромным нежеланием мерзнуть в осенне-зимние месяцы, натолкнула его на идейку, которая одним махом решила бы его главную проблему.
Игра начинается
Он отправился на станцию, собрал всех кочегаров, которых удалось отловить, и предложил им поучаствовать в конкурсе: на своем заборе он выставляет пустую бутыль из-под бражки, а проезжающие мимо кочегары должны точнёхонько попасть в нее. Но выигрыш достанется не самому меткому, а тому, кому удастся эту бутылку на ходу поезда разбить. Денежный приз составил не много не мало 5 рублей. Кочегары с радостью согласились – чем плохо: и развлечение, и возможность заработать одновременно?!
Игра началась, и каждый день в течение последующего месяца забор Кузьмы Афанасьевича подвергался массированному обстрелу углем. Были кочегары-ловкачи, которым удавалось попасть в цель, но вот разбить бутылку, сделанную из весьма прочного стекла, не удалось ни одному из них.
В итоге конкурс выиграл сам Федорцов – за неимением того, кто бы разбил бутыль, он оставался при своих деньгах и с немалым запасом угля, которого с лихвой должно было хватить и на осень, и на самую суровую зиму. Пока кочегары упражнялись в ловкости, он ходил вдоль своего забора и заполнял мешки бесплатным, оттого и самым дорогим, согревающим и дом, и душу «топливом».
Кочегары вволю порезвились, а Кузьма Афанасьевич, пообещав, что в скором времени непременно устроит новый конкурс, был «обречен» на вполне безбедное существование – главная статья расходов была безвозвратно устранена на ближайшие полгода.
Мудро рассуждал Руссо за столетие до событий, происходивших в нашем рассказе: «Жить – это не значит дышать, это значит действовать». Пока большинство вынужденных остаться на зимовку дачников охало да ахало, выкладывая немеряные деньги за дрова, Федорцов действовал и заслужил свое вознаграждение – комфортную жизнь в тепле без малейших финансовых затрат.
Подпишитесь на канал, мы обязательно вас удивим новыми статьями!
Это интересно
И еще больше 1 000 историй у нас на канале