Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших (1 Петр. 2:18–25).
В этом отрывке Писания апостол Петр обращается к самой бесправной группе людей того времени – рабам. Для того чтобы понять данное обращение, необходимо преодолеть грамматический и исторический барьеры. В начале 18-го стиха апостол использует греческое слово ойкетай, переведенное в Библии как «слуги». Этим словом обозначали слуг, рабов, выполнявших домашнюю работу. Такие рабы могли быть и управляющими имением хозяина, и его личными секретарями, и учителями детей хозяина, и поварами, и даже артистами и музыкантами. В Римской империи было около шестидесяти миллионов рабов, выполнявших всю физическую работу. Для римского гражданина работать собственными руками считалось крайне унизительным. Вот почему в 4-й главе Первого послания к коринфянам Павел, перечисляя унижения, через которые он проходит, упоминает и о работе своими руками: «… И трудимся, работая своими руками» (1 Кор. 4:12а). Большинство римских граждан не работало физически.
Несмотря на то что некоторые рабы ценились очень высоко и жили порой лучше, чем некоторые свободные люди (если их хозяин был разумным и милосердным), тем не менее по римским законам раб был, скорее, не личностью, а имуществом своего хозяина. В связи с этим рабы почти не имели никаких прав. Они не могли вступать в брак так, как это делали свободные граждане. Например, если раб и рабыня решали жить вместе, это не мешало хозяину при необходимости продать их разным людям. Дети, появлявшиеся у рабов, не принадлежали им, они также были собственностью хозяина, который распоряжался ими, как ему было угодно. Хозяин мог продать детей, мог обменять на других рабов, на какую-нибудь ценную вещь или домашнее животное. «Великий греческий философ Аристотель писал: «По отношению к неодушевленному предмету нельзя питать ни дружбы, ни чувства справедливости, ни по отношению к лошади или быку, ни по отношению к рабу как таковому...» Римский писатель и ученый Ваарон делил сельскохозяйственные орудия на три класса: говорящие членораздельно, говорящие нечленораздельно и немые. Говорящие членораздельно – это рабы, говорящие нечленораздельно – это скот, а немые – все остальное». Как видите, Аристотель ставил рабов на один уровень с домашними животными, а Ваарон – с сельскохозяйственными орудиями.
В связи с тем, что многие члены первой церкви были рабами, перед ними, естественно, вставали вопросы: как жить рабу после обращения; должен ли раб подчиняться своему хозяину, если сам свободен во Христе; стоит ли терпеть грубое отношение со стороны хозяина?
В современном мире рабства не существует, по этой причине подобные вопросы могут показаться недостаточно актуальными. Но не спешите считать прочитанный в самом начале отрывок неприменимым в современных условиях. Основные принципы учения Петра о взаимоотношениях рабов и господ по-прежнему актуальны для многих из нас. Они актуальны не только для тех, кто служит в армии или на других государственных службах, требующих безоговорочного подчинения руководителям, но и для всех, кто трудится под руководством начальника. Сегодня работающий христианин, как и раб I века, должен являть доброе свидетельство всем своим руководителям и сотрудникам. Проверим, насколько рассматриваемый отрывок Священного Писания учит являть такое свидетельство.
Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым (1 Петр. 2:18).
Во-первых, доброе свидетельство работающего христианина включает в себя...
Повиновение работодателю, не зависящее от его личных качеств
Согласно наставлениям Петра, слуги, или домашние рабы, должны повиноваться земным господам со страхом перед небесным Господином. Причем повиновение следует проявлять не только по отношению к добрым и кротким, но и по отношению к суровым. Греческое слово, переведенное как «добрым», происходит от слова агатос, означающего «добрый на деле, добрый по своей сути, нравственно хороший». А слово, переведенное как «кротким», происходит от греческого епиейкэси означает «мягкий, кроткий, снисходительный». Греческое слово сколиос, переведенное как «суровым», буквально означает «кривой, согнутый». Медицинский термин «сколиоз», означающий искривление позвоночника, происходит от данного греческого слова. Независимо от того, какими качествами обладает хозяин раба: является ли он добрым, нравственным, мягким, снисходительным человеком или же, наоборот, отличается несправедливостью, раб‑христианин должен проявлять ему повиновение.
Доброе свидетельство работающего христианина невозможно без послушания своим руководителям. Кто относит себя к последователям Христа, но плохо повинуется из-за лени или внутреннего противления власти человека, которого он не уважает, либо по каким-то другим причинам, тот позорит имя Господа. Таким образом, он теряет возможность для свидетельства на своем рабочем месте. Молясь о спасении своих руководителей и готовясь к благовестию, следует задаться простым вопросом: «Заслужу ли я право свидетельствовать своему начальнику профессиональным исполнением обязанностей, кротким поведением, смирением, терпением?» Апостол Петр призывает повиноваться независимо от того, насколько добр ваш начальник или насколько хорошо он выполняет свой долг. Таким образом, ни один христианин не имеет права сказать: «Я буду повиноваться начальнику лишь тогда, когда он сам начнет выполнять свои обязанности или когда научится разговаривать со мной с уважением».
Мотивом для послушания работодателям является не страх перед людьми, не человекоугодничество, не даже стремление получить премию или какие-либо другие поощрения. Мотивом, побуждающим христианина повиноваться своему начальнику, является страх перед Богом. Эта мотивация является самой высокой. И она ведет общество к экономическому процветанию. Несомненно, Петр именно об этом страхе говорит в 18-м стихе: «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам...»
Случается слышать возражение: «Если я свободен во Христе, значит, я обладаю самой великой свободой. Зачем же мне, обладателю такой свободы, подчиняться каким-то людям, начальникам на работе или властям? Я не признаю ни начальника, ни наставника. Я признаю только одного Христа». Рассуждающие таким образом просто не понимают, о какой степени свободы говорит Писание. В их рассуждениях не больше здравого смысла, чем в действиях того, кто, считая себя политически свободным, отказывается пристегнуться ремнями безопасности в самолете. Когда Новый Завет говорит о свободе во Христе, имеется в виду свобода от законнической религии человеческих заслуг (Гал. 5:1). Но этот вид свободы совершенно не освобождает от не противоречащих Библии законов государства, общества, предприятия, учебного заведения.
Вопрос: должно ли подчинение быть безоговорочным? В отношениях с коллегами христианин должен обладать покладистым характером, он не должен быть в числе тех, кто устраивает словесные перепалки со своим руководителем, спорит, не желая быстро подчиняться. Если распоряжение начальника вам понятно, и оно не противоречит Библии и здравому смыслу, вы должны выполнить его как можно скорее. Работа – это главное место для вашего благовестия. Являете ли вы доброе свидетельство о Христе через послушание начальнику?
Доброе свидетельство работающего христианина включает в себя не только повиновение работодателю, не зависящее от его личных качеств, но и...
Готовность переносить несправедливые обвинения
Прежде всего, несправедливые обвинения следует переносить...
Ради угождения Богу
Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу (1 Петр. 2:19).
Когда христиане достойно переносят несправедливые оскорбления – это угодно Богу. «Угодно» (в греческом харис) – «благодать, благодарность, превосходство», в данном случае обозначает нечто достойное восхищения, уважения. Достойно преодолевая несправедливые страдания, мы получаем одобрение Бога. Господь, смотря на нас, может сказать, что наше поведение достойно восхищения. Бог относится с уважением к тем, кто страдает несправедливо.
Но не стоит путать страдания за собственные проступки со страданием за Христа. Страдания, вызванные непослушанием руководителю, ленью, некачественным выполнением собственной работы, не заслуживают одобрения Бога, напротив, они позорят Христа. Кроткое, смиренное перенесение несправедливых страданий настолько неестественно для необращенных людей, что способно произвести на них глубокое впечатление и подкрепить христианское благовестие.
Несправедливые обвинения следует переносить не только ради угождения Богу, но и еще...
Ради уподобления Христу
Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Петр. 2:21).
Призывая рабов-христиан переносить несправедливые страдания, Петр приводит пример Самого Христа.«…Вы к тому призваны…». Речь, несомненно, идет о призыве к спасению. Эффективный призыв непременно ведет к оправданию, а затем к прославлению: «А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил»(Рим. 8:30). Точно так же призвание неизменно ведет к несправедливым страданиям. Эффективное призвание не только приносит благословения оправдания и будущего прославления, но и страдания за добрые дела.
Перенося несправедливые страдания, дети Божьи призваны подражать Христу: «...потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его». Слово, переведенное как «пример», в оригинале буквально означает «написанное под». Это слово использовалось в греческом языке для обозначения образца письма, которое копировали. В древние времена не было копировальной техники, как сегодня, и для получения копии письма или документа на него клали чистый лист для воспроизведения оригинала. Так же, как копия документа должна в точности отображать оригинал, верующие должны подражать Христу в страданиях, следуя Его примеру.
Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Петр. 2:22).
В данном стихе Петр цитирует пророка Исаию (Ис. 53:9). Цитата подчеркивает, что Христос переносил несправедливые страдания, так как никогда не грешил ни словом, ни делом.
Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному (1 Петр. 2:23).
Господь не отвечал злом на зло, но доверил Себя праведному Отцу. Когда мы в глубоком смирении ради уподобления Христу переносим несправедливые страдания, тогда в максимальной степени являем коллегам и всем окружающим восхитительный характер Господа. Преодоление несправедливых страданий – лучшая возможность продемонстрировать миру такие прекрасные грани характера Христа, как смирение, прощение, терпение, любовь к врагам.
Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились (1 Петр. 2:24).
Дабы никто не подумал, будто Христос пострадал только лишь для того, чтобы оставить нам пример, Петр говорит об искупительной цели страданий Господа. Грехи верующих были вменены Христу и вознесены Им на древо, то есть Христос страдал вместо верующих. Благодаря Его ранам, мы получили избавление от греха и возможность жить для правды, что, несомненно, включает в себя достойное перенесение страданий.
Исцеление ранами Христа дает духовное исцеление на земле и физическое исцеление в вечности, где не будет ни болезней, ни слез. Те, которые считают, будто страдания Христа приносят исцеление от всех болезней уже на земле, не понимая, что тела верующих еще не искуплены, серьезно заблуждаются. Писание говорит, что верующие только ожидают искупления тела: «...ожидая усыновления, искупления тела нашего»(Рим. 8:23).
Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших (1 Петр. 2:25).
В этом стихе апостол добавляет, что Иисуса Христа следует воспринимать не только как Искупителя, но и как пример истинного Пастыря. До обращения все мы ходили во тьме греха, словно заблудшие овцы, но благодатью возвращены под руководство заботливого «Пастыря» и «Блюстителя» наших душ. «Блюститель» (в греческом епископос) буквально означает «надсмотрщик, стражник».
Каждый работающий христианин должен осознавать себя миссионером и проповедником. Его миссия не в джунглях Амазонки, его кафедра не в церковных залах, а на рабочем месте.