Найти тему
Регина Молчанова

По Санкт-Петербургу на ретротрамвае

Санкт-Петербург занимает особое место на «трамвайной карте мира». Ведь именно здесь осенью 1880 года состоялся первый в мире запуск столь любимого горожанами во многих городах и странах вида транспорта - электрического трамвая.

А обязаны этим мы русскому офицеру-артиллеристу, инженеру и изобретателю Фёдору Аполлоновичу Пироцкому. Он очень интересовался электричеством, общался с выдающимися электротехниками Владимиром Чиколевым и Павлом Яблочковым, читал лекции. Они вызывали большой интерес широкой публики, и, в частности, с интересом слушал их Карл Сименс, брат владельца известной фирмы Вернера. Конечно, брат передавал информацию брату. И увы, как это часто бывает, не нашлось финансирования в своём Отечестве. Да и «коночное лобби» оказалось фактором, сдерживающим развитие электротранспорта. К итогу вышло так, что на регулярную основу городской электрический трамвай впервые поставили не у нас - это сделал Сименс.

Памятник конке и специально построенный вагончик. Фото автора
Памятник конке и специально построенный вагончик. Фото автора
В вагончике разместилась кофейня. Фото автора
В вагончике разместилась кофейня. Фото автора
Но что-то пошло не так, девушка закрыла окошко, стала куда-то звонить и жестами показывать - закрыто, мол
Но что-то пошло не так, девушка закрыла окошко, стала куда-то звонить и жестами показывать - закрыто, мол

К тому же коночные концессионеры, заключившие соглашение с Санкт-Петербургом, вовсе не хотели терять часть своих доходов. Договор был составлен так, что больше никто не мог организовывать перевозки горожан - то есть фактически устанавливал монополию на конку. «Коночное лобби» привело к парадоксальному факту: поскольку коночная концессия не распространялась на водное пространство (естественно), в период с 1895 по 1910 годы зимой по Неве ходил электрический ледовый трамвай! Контактная сеть и рельсы были смонтированы и установлены на лёд. Ледовый трамвай пользовался большой популярностью. Но все же неумолимый прогресс победил, и 115 лет назад трамвай в Санкт-Петербурге был запущен на регулярной основе.

Ну а теперь величественный город на Неве добавил в свою картину штрихи особого шарма. Можно объединить любознательность и интерес к истории, прокатившись на экскурсионном ретротрамвае! Исторический маршрут начинается от Василеостровского трамвайного парка – старейшего в Санкт-Петербурге (сейчас здесь находится Экспозиционный комплекс городского электрического транспорта). Из ворот именно этого парка 29 сентября 1907 года на улицы города вышли первые электрические трамваи. Завершается маршрут здесь же, а выйти можно на любой остановке. Билеты продаются только онлайн - и это тоже огромный прогресс. Один клик - и билетик твой.

Реплика легендарной «американки», ну и автор
Реплика легендарной «американки», ну и автор

А вот и сам маршрут. Он называется «Первый исторический»:

Средний пр. Васильевского острова – 1-я и Кадетская линии Васильевского острова – Тучков мост – пр. Добролюбова – Кронверкский пр. – ул. Куйбышева – Сампсониевский мост – Финляндский пр. – Боткинская ул. – ул. Академика Лебедева – Литейный мост – Литейный пр. – ул. Белинского – Инженерная ул. – Садовая ул. – Cуворовская пл. – Троицкий мост – Троицкая пл. – Кронверкский пр. – пр. Добролюбова – Тучков мост – 1-я и Кадетская линии Васильевского Острова – Средний пр. Васильевского острова.

Как видите, маршрут проходит через 6 мостов, а охватить взглядом можно 500 достопримечательностей.

Фото автора
Фото автора

Маршрут был запущен осенью 2019 года. Поездка выполняется на репликах легендарного вагона ЛМ-33, в народе называемого «американкой». Эти вагоны прослужили горожанам более 40 лет. Когда я увидела вагончик, то сразу вспомнила замечательное произведение Вадима Шефнера «Сестра печали», главные герои которого жили как раз на Васильевском острове, и периодически на страницах книги фигурирует трамвай. Может, как раз именно на таких и ездили герои. Не могу не упомянуть тот факт, что во время блокады Ленинграда трамвайное движение было остановлено из-за нехватки мощностей (есть и у Шефнера эпизод, где герой книги видит на Васильевском брошенные трамваи). Но героическим ленинградцам удалось восстановить трамвайное движение и ошеломить фашистских захватчиков силой воли, несгибаемым духом и моральным превосходством. Это казалось немыслимым - но это произошло. 

Вот видите, сколько эмоций, ассоциаций и воспоминаний вызвала у меня поездка. Спешу поделиться ими. Поделитесь и вы со мной! Понравился ли вам рассказ?