Найти в Дзене
Агафья

Махидевран и Изабелла

Весенняя Роза так ненавидела Хюррем, что приветствовала любую другую женщину в султанских покоях. В период своего недолгого руководства гаремом Махидевран даже лично отправляла Сулейману наложницу, лишь бы насолить сопернице. Почему же Махидевран поддерживала Изабеллу. Почему султанша полагала, что юная принцесса сможет победить Хюррем и почему готова была видеть ее рядом с Сулейманом? Предлагаю для начала определить, какая вообще мотивация владела Махидевран в повседневной жизни. Фонтаны и хвалы Сулейман возвращается из Буды, валиде ему доверительно сообщает, что Махидевран совсем успокоилась и занимается ребенком. Султан одобряет и обещает, что султанша будет вознаграждена частью привезенных сокровищ. Вечером во время ужина Сулейман сообщает Махидевран: - Я выделил тебе как наложнице и матери наследника солидное жалование, которое ты можешь тратить на благотворительность где угодно и как угодно.
- Мне очень приятно, повелитель. Я буду не переставая молиться за вас. Вы будто перенес
Оглавление

Весенняя Роза так ненавидела Хюррем, что приветствовала любую другую женщину в султанских покоях. В период своего недолгого руководства гаремом Махидевран даже лично отправляла Сулейману наложницу, лишь бы насолить сопернице.

Почему же Махидевран поддерживала Изабеллу. Почему султанша полагала, что юная принцесса сможет победить Хюррем и почему готова была видеть ее рядом с Сулейманом?

Предлагаю для начала определить, какая вообще мотивация владела Махидевран в повседневной жизни.

Фонтаны и хвалы

Сулейман возвращается из Буды, валиде ему доверительно сообщает, что Махидевран совсем успокоилась и занимается ребенком. Султан одобряет и обещает, что султанша будет вознаграждена частью привезенных сокровищ.

Вечером во время ужина Сулейман сообщает Махидевран:

- Я выделил тебе как наложнице и матери наследника солидное жалование, которое ты можешь тратить на благотворительность где угодно и как угодно.
- Мне очень приятно, повелитель. Я буду не переставая молиться за вас. Вы будто перенесли меня в рай. Аллах да хранит вас.

Зафиксируем для себя это "будто перенесли в рай" за выделенные деньги.

На следующий день Махидевран спешит оповестить о новости весь гарем, сообщая Гюль-аге, что ей нужно подобрать места для фонтанов и бани. Гюльшах она пояснит, что специально попросила публично для быстрого распространения новости.

Валиде Махидевран скажет:

Я решила построить два больших фонтана на берегу залива, валиде, и в Балате бани. Вы должны взглянуть на эти места. Если вам понравится, пусть начинают работать. Благодаря вам мне возносят хвалы и молитвы. В моей душе радость, а на сердце покой.

То есть для радости и покоя Махидевран было достаточно назначить жалование, за которое можно купить хвалы и молитвы.

Сделаем предположение, что движущей силой Махидевран является тщеславие.

Какими эпизодами можно подтвердить это предположение.

Взаимодействие Махидевран и Хюррем на начальном этапе сводится к тому, что султанша требует от наложницы почтения. Тщеславие чистой воды.

Напомню, что какой бы амбициозной не была Хюррем, ей эти игры с целованием подола всегда были чужды. Хотя могла бы требовать, чтобы Изабелла перед ней ползала - в гаремной иерархии принцесса никто.

В первый украденный у Александры хальвет, Махидевран заходит в покои Сулеймана и оглядывается. Ее внимание сосредоточено не на муже, женщина с восхищением рассматривает эти самые покои. Очевидно, что интересует ее не мужчина, а окружающая обстановка, отражающая новый статус.

Тщеславие Махидевран проявлялось в социальных взаимодействиях.

Как-то Хюррем поссорилась с Айше, которая отказывалась признавать ее госпожой и утверждала, что госпожа только Махидевран. Нигяр Калфа слышит ссору и отчитывает Айше.

Служанка Гюльшах рассказывает об увиденном своей султанше.

Махидевран моментально вызывает Нигяр на ковер и требует, чтобы калфа не смела защищать Хюррем и почитала только Махидевран.

Складывается ощущение, что султаншу не столько заботит потеря султана, сколько сохранение своего статуса в гареме.

Махидевран готова терпеть пренебрежение султана в ночи четверга, лишь бы создавалась видимость для гарема. Валиде она будет жаловаться:

Он даже рядом со мной в одну постель не ложится. За что мне это? Он так поступает глядя мне прямо в глаза. Скажите мне, Валиде, что может быть более унизительным для женщины?

Тем не менее Махидевран годами терпит такое отношение из тщеславия.

Можно возразить, что у нее не было особого выбора. Как выразился в свое время Ибрагим, скажут приходи, должна явиться. Но у Махидевран был выбор.

Напомню, что Сулейман приглашал Махидевран на четверги по приказу валиде, которая обещала лишить его благословения, если он этого не сделает.

Хатидже почти сразу рассказала султанше об истинной причине этих хальветов. Соответственно, Махидевран могла прекратить эти унизительные встречи в любой момент, поговорив с валиде, но не делала этого. Статус важнее гордости.

Изабелла и иерархия

Каким же образом тщеславие Махидевран сочетается с ее позитивным отношением к принцессе? Изабелла точно также угрожает статусу султанши, как и Хюррем.

Дело в том, что тщеславие Махидевран очень специфическое. Оно отлично уживается с почтением к иерархии. Султанша склонна вытирать ноги о тех, кто находится ниже нее, но покорно пресмыкается перед вышестоящими.

На Хюррем ее заклинило не только по причине того, что та заняла место Махидевран в покоях повелителя, но и потому, что Хюррем единственный человек, который, начав с самых низов, обошел ее в гаремной иерархии.

Кстати, напомню, что изначально Махидевран видит угрозу в женщине, живущей в охотничьем домике:

Уж очень, видно, ценит ее наш владыка. Отдал охотничий домик и к Хатидже султан во дворце подселил. Все ближе к нам опасность подбирается.

Но, как только Махидевран узнает, что речь о принцессе, все опасения растворяются. В ее иерархичном сознании акценты моментально смещаются. Она не только сама готова оказывать почтение новой фаворитке, но и моментально натягивает свое представление о субординации на Хюррем.

В ее глазах титул принцессы автоматически дает Изабелле особые преимущества перед Хюррем, и Махидевран свято верит, что теперь-то сопернице точно конец:

Вряд ли ты легко избавишься от этой женщины. Ты не сможешь ее уничтожить. Потому что сейчас перед тобой принцесса, а не одна из простых девушек, которых ты выгнала из гарема.

Кризис седьмого года

Еще один фактор веры Махидевран в то, что Изабелла станет концом Хюррем является кризис семейных отношений Хюррем и Сулеймана, о котором мы уже говорили.

Напомню, что Александра появляется в жизни султана, когда его отношения с Махидевран находятся в том же кризисе седьмого года. Создатели сериала постоянно проводят параллели между двумя историями.

Сулейман также дарит украшение, которое делает для одной женщины, другой. Также сидит у постели Изабеллы, которая пострадала от Хюррем, как когда-то выхаживал наложницу, пострадавшую от Махидевран. Также постоянно вспоминает Изабеллу, как когда-то думал о Хюррем. Даже реакцию на хальвет с другой показывают идентичным образом. И Махидевран, и Хюррем спрашивают пустоту, за что Сулейман с ними так поступает.

Сам султан, посещая Хюррем после жалоб Изабеллы напоминает, что в ситуации нет нечего нового. Все повторяется:

- Что с тобой творится, Хюррем? Моя женщина не должна себя так вести. Больше не будет никаких скандалов из-за Изабеллы. Зачем ты к ней приходила? Да ещё и детям запретила с ней разговаривать. Ты сделала из неё врага.
- Не хочу, чтобы она была рядом со мной и моими детьми. Она похитила у их матери счастье.
- Вспомни, и ты Махидевран счастья лишила...

Сам Сулейман воспринимает ситуацию, как окончание естественного цикла отношений и начало нового цикла с новой женщиной. Также воспринимает ситуацию и Махидевран, которая прошла через все это и теперь постоянно вангует ту же судьбу и Хюррем:

- Эта Изабелла. Ее глаза видела? А как смотрит-то.
- Уходи.
- Эта женщина и станет твоим концом.
- Я не ты, Махидевран. Легко не сдаюсь.
- Но рано или поздно ты допустишь ошибку, Хюррем. Ту ошибку, что я совершила, и ты повторишь.
- Нет, не жди.
- Повторишь. Тебе судьбу не обмануть. Ты гордая. Ты его потеряешь... Сулеймана своими же руками этой женщине и отдашь.

И, надо отметить, у султанши есть все основания надеяться на подобный исход. Многие мужчины единожды сменившие семью на кризисе седьмого года, так и застревают на данном сценарии. Их жизнь зацикливается на семилетних периодах - постоянная смена жен, заброшенные старые дети и новые в новых семьях.

Неудивительно, что в мыслях Махидевран Изабелла уже является победительницей Хюррем. Султанша вежлива и почтительна с новой пассией.

Потенциал раздора

В свою очередь, Изабелла отвечает взаимностью. При первой встрече, Хюррем и Махидевран у нее сливаются в обобщенный образ султанского гарема. На обеих она смотрит с нескрываемой неприязнью и не пытается выделять в этом общем восприятии какие-то отдельные личности.

Впоследствии Хюррем превращается для Изабеллы в соперницу и источник ревности, Махидевран же воспринимается некой безобидной сущностью. С султаншей принцесса дружелюбна и любезна. Показателен последний диалог женщин:

- Как это могло произойти?
- Я с пяти лет верхом езжу, впервые упала, даже странно.
- Вы уверены, что это случайность? Принцесса, будьте осторожны, знайте, что Хюррем Султан опасна.
- Эта Хюррем кто она? Все только о ней и говорят, все ее боятся. Она и вам вред причинила? ...Я так и думала.

Наивная Изабелла.

Если предположить фантастическую ситуацию, что принцесса благополучно доживает в гареме до своей беременности и рождения ребенка (что нереалистично, ибо существует фактор Хюррем, но допустим).

В один прекрасный момент до глупой Махидевран дойдет, что главная угроза исходит не от Хюррем, а от Изабеллы и ее ребенка, в котором течет кровь Османов и Габсбургов. На тот момент Мустафа - единственная отрада для тщеславия Махидевран, не считая фонтанов.

Мехмета Махидевран устраняет тут же, когда осознает его опасность для трона Мустафы. Сколько бы прожил родовитый шехзаде, остается догадываться.

Но, как обычно бывает у Махидевран, за нее решает ее проблемы кто-нибудь другой.

Глупая султанша так и не успевает понять всю степень опасности, которая над ней нависала, когда Изабелла исчезает из Топкапы после совместной операции Ибрагима и Хюррем.

Разный финал одинаковых кризисов

Именно потому, что Махидевран не привыкла самостоятельно преодолевать трудности, ее брак не пережил кризис седьмого года. Хюррем готова бороться за свое счастье и свои отношения, о чем говорит твердо и открыто:

Можете кого угодно на меня натравить, Валиде. Поступайте как знаете. Меня вам не одолеть, я смогу всех вас сломить, запомните. Как тех, что были до меня, как тех, что пришли после, так и её смогу победить.

И внезапно, создатели сериала, которые старательно показывали нам параллели в двух семейных кризисах, начинают показывать различия.

Хальвет Изабеллы и Сулеймана близко не стоит по накалу страсти с первой ночью султана и Александры. Чтобы подчеркнуть данное обстоятельство, костюмеры одевают пару асексуально. Султан в серой пижамке, Изабелла в ядерном синем платье.

Вроде бы и Ибрагим, который долго не брал в руки скрипку, наконец-то открывает футляр. Визирь повторяет тот же саундтрек, что сопровождал когда-то первый хальвет Хюррем и Сулеймана, но в эту ночь музыка не помогает. Султан спокойно спит рядом с томящейся Изабеллой.

В этот момент Махидевран еще не знает, что ее надежды на падение Хюррем терпят крах. Она узнает об этом через несколько дней, наблюдая за сценой на балконе повелителя.

Отношения с Махидевран закончились, потому что были исчерпаны. Отношения с Хюррем Сулейман завершить не смог, потому что ему только казалось, что они себя изжили.

Гнев превращается в страсть, которая жаркой волной смывает прошлое вместе с несостоявшимся будущим. Утренняя Роза своими глазами наблюдает за триумфом ненавистной соперницы над Изабеллой. Попутно Хюррем в очередной раз сломила Махидевран.

Семейный союз Хюррем и Сулеймана преодолевает кризис и выходит из него обновленным, обретая новое дыхание.