Нынешний экономический кризис в стране является худшим из всех предыдущих кризисов. Трудно ожидать, что она закончится раньше 2025 года. Но этот год, по крайней мере, с экономической точки зрения, начался для России довольно хорошо. Конечно, давление санкций не ослабло, но они как-то начали к нему приспосабливаться. Страна начала привыкать жить в условиях дискриминации со стороны наших партнеров. Хотя, конечно, санкции продолжали оказывать серьезное влияние. В то же время профицит бюджета даже породил осторожный оптимизм. Но события, последовавшие в феврале, радикально изменили ситуацию. Давление на российскую экономику вновь усиливается, негативные тенденции усиливаются, а неопределенность и риски растут. Как российская экономика ответит на новые вызовы, сможет ли она сохранить перспективы роста и развития или только минимизировать потери, как изменится ее общая концепция - эти вопросы сегодня интересуют не только профессиональных экспертов.
Выживание в условиях санкций: уникальный опыт Северной Кореи
Rapador Junior19 октября
Первоначально начало прямого военного конфликта сопровождалось для определенной части общества иллюзией блицкрига. Однако надежды на быстрое завершение противостояния, если оно и было, быстро угасли. На это есть несколько причин, но это не тема данной статьи. Хорошо известно, что военные действия невозможно сдержать. Подобно раковой опухоли, она проникает во все сферы нашей жизни и в большей или меньшей степени затрагивает интересы каждого. Изменение благосостояния граждан иллюстрирует это наиболее четко и убедительно. Подавляющее большинство населения быстро осознало негативные изменения. Согласно статистике Центрального банка, число россиян, вынужденных покинуть свои квартиры, выросло до 12%, количество бытовой техники увеличилось до 35%, одежда и обувь ограничены до 23%, а 8% наших сограждан не хватает денег на покупку продуктов питания. Все это происходит на фоне растущей инфляции. По данным Росстата, инфляция достигла 12,5%. Симптоматичным является и рост бедности. Численность населения, находящегося за чертой бедности, по некоторым оценкам, приближается к 60 процентам. И только 3% граждан могут поддерживать нормальный уровень жизни, по данным Центрального банка России. Падение уровня жизни является признаком негативного развития российской экономики. И трудно было ожидать, что война на собственной территории будет иметь другой эффект. Абсолютные цифры можно оспаривать, но качественные изменения неоспоримы. Россия втянута в длительный конфликт, последствия которого отражаются во всех сферах жизни.
Условия для победы на поле боя создаются на домашнем фронте. Эта война, как и все другие, тесно связана с экономикой. Без преувеличения можно сказать, что российская экономика сегодня проходит испытание на прочность. Экономика военного времени имеет свою логику и существенно отличается от экономики мирного времени. Это не только количественное, но и концептуальное различие. Вопрос о том, по какому пути пойдет российская экономика, становится все более интересным. От его эффективности во многом будет зависеть не только скорость окончания военного противостояния, но и тяжесть его последствий. Эксперты выделяют три основных альтернативы.
Первый вариант связан с экономической изоляцией страны. В этом случае России придется производить все необходимое для развития. Список товаров первой необходимости, которые не производятся в стране, довольно длинный. У нас были проблемы с их производством даже в лучшие времена. Но это не только особенность нашей экономики. Практически нет государств с полностью закрытой экономикой. В основном это связано с высоким технологическим уровнем мира. Одним словом, невозможно делать все лучше других или хотя бы на том же уровне. Опыт всего мира показывает, что полностью закрытая экономика всегда приводит к ухудшению потребительских и эксплуатационных характеристик производимой продукции. Уровень жизни населения снижается. Технологическая отсталость стремительно растет. В конечном итоге, победа на поле боя может быть значительно обесценена экономическими потерями. Этот сценарий неизбежен в случае крайней эскалации конфликта и перехода от экономики к войне в больших масштабах. Хотя в настоящее время эта возможность считается маловероятной, ее не следует сбрасывать со счетов.
Второй вариант предполагает сохранение текущей экономической ситуации. Намерение состоит в том, чтобы поддерживать как можно большее международное сотрудничество, реализовывать различные инвестиционные проекты и финансировать обязательства, в основном в социальной сфере. Эта экономическая политика носит явно консервативный характер и проводится на протяжении последних 10-15 лет. То, что было успешным в мирное время, не может справиться с военными вызовами. При таком варианте можно будет остановить экономический спад. По оценкам экспертов, возможен даже рост инвестиций до 2,5 процента в год. Однако в краткосрочной перспективе безработица может достичь 6 процентов, а заработная плата и производительность труда будут демонстрировать отрицательную динамику. Ожидается значительное восстановление неформальной экономики. Как и в первом сценарии, ключевые показатели, такие как качество жизни, национальная безопасность и технологическое развитие, будут отставать от остального мира, но более медленными темпами.
Третий вариант, в отличие от первых двух, предполагает радикальную реформу экономики. Основным направлением реформ является консолидация государственного и частного секторов. Предполагается расширение роли государства и стимулирование частного капитала с целью создания условий для экономического роста и формирования механизмов эффективного взаимодействия государства и бизнеса. Правительство будет повышать ответственность перед предприятиями, создавать условия для реализации глобальных инфраструктурных проектов, способствовать широкому технологическому кредитованию, создавать условия и стимулировать активный выход на мировые рынки, отдавать предпочтение отечественным производителям, защищать интересы предприятий и снижать нагрузку на них. Предприятия, со своей стороны, должны повышать эффективность, снижать затраты и развивать свою инфраструктуру, демонстрируя при этом высокий уровень социальной ответственности. Совместные действия властей и бизнес-сообщества могут кардинально изменить ситуацию уже в ближайшее время, удержав безработицу в пределах естественного уровня 4-5% и увеличив рост доходов на душу населения на 2-3%. Это позволит достичь докризисного уровня уже в 2024-2025 годах и создаст хорошие условия для дальнейшего роста.
Конфронтация будет продолжаться, что означает постоянное давление на бюджет, государственные расходы будут расти, будут введены новые санкции и, естественно, упадет экспорт. Падение цен на углеводороды будет особенно болезненным. Каждый день военной операции будет стоить миллиарды рублей. Финансирование мобилизационных мероприятий усиливает это давление. Очевидно, что без глубоких экономических реформ, включая непопулярные решения, преодолеть нынешний кризис не удастся. Пока неясно, по какому пути пойдет Россия в своем экономическом развитии и когда мы увидим рост.......