Найти тему
Захар Прилепин

ЭПОС РОЖДАЕТ НАЦИЮ

Артемий Лебедев коротко и заострённо полемично проговорил всё то, что я лет примерно 25 говорю.

Цитата.

Артемий ЛЕБЕДЕВ:

«А сейчас я быстро на пальцах объясню, почему из нас с таким завидным упорством пытаются сделать белых и почему становиться белыми нам никак нельзя.

Усвоим два факта:

1. Народ – это люди с эпосом: нет эпоса – нет народа.

2. События с 1917 по условно середину 20-х были и кровавы, и грозны, и страшны и эпичны – революции, Гражданская, первые стройки.

События такого масштаба неизбежно порождают эпос. При наличии, конечно, народа.

И советский народ породил мощный корпус эпоса, отражающего те страшные годы.

На первое место я выведу книгу, которую, к сожалению, знают мало, но по именно эпичности она превосходит все. Это «Россия, кровью умытая» Артёма Весёлого (Николая Кочкурова). Сравнить можно только с «Илиадой», не ниже. Может, и выше.

На второе, конечно, поставлю «Тихий Дон» Михаила Шолохова». В рекламе не нуждается.

Третье. Тут вы будете сильно удивлены. «Белая гвардия» Михаила Булгакова. Как ни делай из Михаила Афанасьевича белогвардейца, а его эпос беспримесно красный. Туда же и «Бег», это вещь гениальная, дать эпичные картины в пьесе куда труднее, нежели в прозе.

Дальше просто перечисляю: Н. Островский, «Как закалялась сталь»; А. Серафимович, «Железный поток»; А. Фадеев, «Разгром»; А. Толстой, «Хождение по мукам»; А. Иванов, «Тени исчезают в полдень».

Список очень неполный.

Ничего подобного «красному» эпосу белые не создали. Нет ни одного «белого» эпичного произведения, хотя казалось бы белые прошли все те же самые события. Но эпоса нет! Значит, они выпали из народной жизни, перестали быть частью народа.

Вот потому-то все эти «дни России», дни народного единства» так тщательно закрашивают белым. Потому на военных парадах прикрывают Мавзолей фанерками (при всей неоднозначности фигуры Ленина, он – одна из ключевых фигур советского эпоса). Потому его и боятся чуть ли не больше, чем Сталина.

Отметим, что вот это всё «белое», оно не так давно пришло из-за границы, и оттуда координируется. Меня тут пытались убедить, что, мол, НТС давно не существует, что это сам русский народ «очищается» от «красной заразы». Да-да, а кто издаёт "Посев" и "Грани"? Дух мадам Жанлиз? Брешите как-то ловчее, господа из ЦРУ.

Ещё стоит упомянуть корпус красного, советского эпоса, посвящённого Великой Отечественной войне. Это тоже хотят опорочить, оболгать, убрать на дальние пыльные полки, если не удаётся вовсе уничтожить (а как хотелось бы!)

Поэтому всё просто: сделай из русского народа белых – ты получишь толпу без эпоса. Толпа без эпоса – что трава без корня, любой ветер снесёт её на свалку истории.

И путь к Хартленду станет свободен.

Он закрыт, пока у нас есть наш эпос страшного XX века».

Тут понятно, что именно радикально «белые» скажут в ответ: мы возвращаем не только «белую» культуру, а всю историческую Россию, «убитую красными».

Но дело в том, что 90 процентов литературы имперской России и в СССР были изданы, многомиллионными тиражами, причём при Советах издавали тонны имперской литературы в самой империи как раз запрещённой - от подцензурного Пушкина, декабристов и Чаадаева до подцензурного Льва Толстого и всяких прочих народников.

«Белым» из числа радикалов не столько нужна имперская культура - она и так более чем доступна - сколько именно что запрет на «красный» наш культурный запас.

Нет, что-то, конечно, они оставят - Астафьева там, и прочее, выборочное, про «ужасы совка» - но в целом от маяковских-островских-багрицких, а также от упомянутого Артёма Весёлого и красного графа Толстого - «белых» тошнит и воротит.

Они уже вынесли это из школьного канона, и хотят унести ещё дальше. И зарыть.

Так что, на Западе, понимая: карта либералов бита - ещё столкнут в России «белых» и «красных».

И вот покупаться на это не надо.

В нынешней России великие князья и Ленин, монархи и Сталин - отлично уживаются.

А тех, кому Ленин, Сталин, Дзержинский очень мешают - надо изолировать.

Они - провокаторы.

И, да, они лишают нас части эпоса.

Эпическое сознание - основа существования нации. Всё так.