Чтобы развить эмпатию в разговоре, ученые из Киотского университета разработали систему искусственного интеллекта, которая должным образом реагирует на человеческий смех.
То, что делает что-то веселым, ставило в тупик философов и ученых, по крайней мере, со времен таких пытливых умов, как Платон. Греки верили, что чувство превосходства за счет других было источником юмора. Зигмунд Фрейд, немецкий психолог, считал, что юмор - это средство высвободить накопившуюся энергию. Чтобы рассмешить людей, американский комик Робин Уильямс выплеснул свой гнев на абсурд.
Похоже, никто не может прийти к согласию по поводу ответа на вопрос: “Что тут смешного?” Итак, представьте, что вы пытаетесь научить робота смеяться. Но, создав искусственный интеллект, который получает свои сигналы от общей системы обмена сообщениями, команда исследователей из Киотского университета в Японии пытается это сделать. Исследователи описывают свою новую технику создания забавной кости для японского робота "Эрика" в журнале Frontiers in Robotics and AI.
Это не значит, что роботы неспособны понять или даже рассмеяться в ответ на паршивую шутку отца. Вместо этого трудность заключается в разработке тонкостей человеческого юмора для системы искусственного интеллекта, которая улучшит обычные разговоры между роботами и людьми.
“Мы считаем, что одной из важных функций разговорного ИИ является эмпатия”, - объяснил ведущий автор доктор Кодзи Иноуэ, доцент кафедры науки и технологий разведки Киотского университета в Высшей школе информатики. “Разговор, конечно, многомодальный, а не просто правильный ответ. Поэтому мы решили, что один из способов, которым робот может сопереживать пользователям, - это делиться их смехом, чего нельзя сделать с помощью текстового чат-бота ”.
Произошла забавная вещь
В модели совместного смеха человек изначально смеется, и система искусственного интеллекта реагирует смехом в качестве эмпатической реакции. Этот подход потребовал разработки трех подсистем – одной для обнаружения смеха, второй для принятия решения о том, смеяться ли, и третьей для выбора типа подходящего смеха.
Ученые собрали обучающие данные, комментируя более 80 диалогов из speed dating, социального сценария, в котором большие группы людей общаются или взаимодействуют друг с другом один на один в течение короткого периода времени. В данном случае в марафоне по подбору партнеров участвовали студенты Киотского университета и Эрика, телеоператором которой выступали несколько актрис-любителей.
“Нашей самой большой проблемой в этой работе было выявление реальных случаев совместного смеха, что непросто, потому что, как вы знаете, большая часть смеха на самом деле вообще не является общим”, - сказал Иноуэ. “Мы должны были тщательно классифицировать, какие именно смехи мы могли бы использовать для нашего анализа, а не просто предполагать, что на любой смех можно отреагировать”.
Тип смеха также важен, потому что в некоторых случаях вежливый смешок может быть более уместным, чем громкое фырканье смеха. Эксперимент был ограничен социальным и веселым смехом.
Робот понимает
В конце концов команда проверила новое чувство юмора Эрики, создав четыре коротких двух-трехминутных диалога между человеком и Эрикой с помощью ее новой системы совместного смеха. В первом сценарии она издавала только социальный смех, за которым следовали только веселые смешки во втором и третьем обменах репликами, причем оба типа смеха сочетались в последнем диалоге. Команда также создала два других набора аналогичных диалогов в качестве базовых моделей. В первом эпизоде Эрика никогда не смеется. Во втором случае Эрика издает социальный смех каждый раз, когда она обнаруживает человеческий смех, не используя две другие подсистемы для фильтрации контекста и реакции.
Исследователи привлекли в общей сложности более 130 человек для прослушивания каждого сценария в трех различных условиях – система совместного смеха, отсутствие смеха, всеобщий смех - и оценили взаимодействия, основанные на эмпатии, естественности, сходстве с человеком и понимании. Система совместного смеха показала лучшие результаты, чем любая из базовых.
“Наиболее значительным результатом этой работы является то, что мы показали, как мы можем объединить все три эти задачи в одном роботе. Мы считаем, что этот тип комбинированной системы необходим для правильного смеющегося поведения, а не просто для обнаружения смеха и реагирования на него”, - сказал Иноуэ.
Как старые друзья
Есть еще много других стилей смеха, которые нужно смоделировать и потренировать Эрике, прежде чем она будет готова выйти на сцену. “Есть много других функций и типов смеха, которые необходимо учитывать, и это непростая задача. Мы даже не пытались смоделировать неразделенный смех, хотя он самый распространенный”, - отметил Иноуэ.
Конечно, смех - это всего лишь один из аспектов естественного человеческого общения с роботом.
“Роботы на самом деле должны обладать особым характером, и мы думаем, что они могут показать это через свое разговорное поведение, такое как смех, пристальный взгляд, жесты и стиль речи”, - добавил Иноуэ. “Мы не думаем, что это вообще простая проблема, и вполне может пройти более 10-20 лет, прежде чем мы наконец сможем непринужденно поболтать с роботом, как с другом”.