Сначала возьмите небольшой кусок, который вы смогли бы
осилить за один сеанс, и еще раз внимательно пропишите его.
Это не значит, что нужно буквально все переписать — нет. Кое-
что; может быть, у вас было прописано верно, кое-где вы ошиблись,
кое-что у вас жестко в касаниях или не верно в живописных отно-
шениях. Словом, старайтесь написать так, чтобы этот кусок в холсте
ожил. Пусть даже написанное пока будет выпадать из целого —
не страшно. Зато такой живой кусок позволит вести работу дальше
и улучшать остальные части вашего этюда. Так, от сеанса к сеансу,
все время внимательно сравнивая большие отношения, пишите,
внося необходимые детали, не теряя вместе с тем и чувства общего.
Примером длительного этюда с натуры, который стал само-
стоятельным произведением искусства, является «Заросший пруд»
В. А. Серова (рис. 42). Мы не знаем, сколько сеансов молодой ху-
дожник работал над этим произведением, но известно, что почти
все лето 1883 года он посвятил работе над этим холстом.
Посмотрите, как мастерски передал Серов в этом пейзаже со-
стояние тихого летнего вечера, как великолепно почувствовал ухо-
дящую в пространство зеркальную гладь воды, на поверхности
которой плавают водоросли. С каким вниманием нарисованы отраже-
ния в воде, как мягко написаны касания деревьев к вечернему небу.
Деревья заднего и среднего планов и особенно часть листвы пер-
вого плана написаны очень подробно, однако, как и все детали
этого пейзажа, подчинены целому.
Словом, мне хочется обратить ваше внимание на то, как Серов в
этой работе, которая насыщена множеством деталей и подробностей,
сумел подчинить детали целому, обогатив звучание всей картины, ее
настроение.
Выполняя длительный этюд пейзажа, не оставляйте работу над
этюдами быстрыми, односеансными. Чем разнообразнее, чем инте-
реснее будет ваша работа над изучением природы, над изучением
цветовых закономерностей, тем больших результатов вы достиг-
нете. Для того чтобы изображать ту или иную деталь в пейзаже,
нужно очень хорошо ее знать. Постарайтесь сделать несколько этю-
дов деталей пейзажа — ветки, камня, части цветущего луга, неба в
различных состояниях. Старайтесь в таком этюде изучить форму
предмета, внимательно пролепив ее цветом. Все это очень помо-
жет вам в работе над длительными этюдами и затем над компози-
ционным пейзажем. Чем больше у вас будет этюдов, записей с
натуры, тем больше вы познаете природу, тем свободнее в дальней-
шем творчестве вы будете распоряжаться различными элементами
пейзажа.
Алексанр Иванов, собирая материал к картине «Явление Хри-
‘ста народу», помимо многочисленных этюдов фигур и голов, написал.
значительное количество пейзажных этюдов. Ветка дерева на фоне
южного неба (рис. 45), цепи гор для дальнего плана картины,
труппы деревьев, камни у воды, плотная каменистая почва перед-
него плана и много других. Наследие Иванова показывает, как в
каждом отдельном случае автор ставил перед собой определенную
задачу и как великолепно, обогащая раз от раза, решал ее.
Настроение пейзажа зависит от передачи в нем того или иного
состояния. Солнечный день, сумерки или дождливый денек поздней
осени — все это определенные состояния природы, которые выра-
жаются в каждом отдельном случае живописным строем этюда.
Изучение цветовых закономерностей различных состояний природы
также одна из важнейших задач пейзажиста.
Предположим, день или два в деревне, где вы живете летом,
идет проливной дождь — работать над начатыми холстами невоз-
можно. Постарайтесь сделать из окна или откуда-нибудь из-под на-
веса этюд, передающий это состояние природы. Задайтесь целью
написать так, чтобы на этюде чувствовался действительно пролив-
ной дождь. Или вы попали за город в марте, когда природа просы-
пается, ликует. Солнце слепит, снег искрится, а голые золотистые
ветви деревьев «звенят» на фоне весеннего голубого неба. Вот тоже
прекрасный случай попробовать свои силы — передать то состояние
чарующей весенней природы, которое вас взволновало. Здесь кра-
сочный строй этюда будет совершенно другой, чем в первом при-
мере.
А таких примеров можно привести массу — ни один день в году
не похож на другой, а как различны по краскам в природе весна,
лето, осень и зима. Изучайте различные состояния природы и вы
почувствуете, как от этюда к этюду увереннее и тверже будете
брать живописные отношения, тем самым правдивее и тоньше раз
от раза передавать ее настроение.
Жизненно правдивое и гармоничное сочетание красок, слажен-
ность многообразных оттенков, определяющих цветовой облик кар-
тины, и принято называть колоритом в живописи.
Развивать в себе чувство колористического видения мира
также одна из задач начинающего художника. И действительно,
для того чтобы передать то или иное состояние природы посредст-
вом красочных и тональных отношений, нужно все ото увидеть в
природе и переложить на язык красок, ибо механически «списать»
пейзаж с натуры невозможно. «Натуру надо написать», — говорил
художник Шегаль, и это, действительно, профессионально точное
выражение.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.5_-1965г#Попрограммехудучилища#РИСУНОКПЕЙЗАЖА