Третья часть.
Моё коленопреклонённое восхищение вызывает изумительное изречение американского юриста и публициста 19-го века Роберта Ингерсолла: «Руки, дарующие помощь, святее молящихся уст».
Эта мысль настолько прекрасна и совершенна, что не требует никаких комментариев. Но для себя я её объясняю следующим образом:
Те, кто страстно молятся, преследуют, как правило,
свои собственные эгоистичные интересы; тот же, кто дарует благодеяние нуждающимся, проявляет своё высочайшее благородство.
Я воспринимаю как необычайно мудрое и полезное нравоучение
для юношей и девушек высказывание английского литератора
и проповедника 19-го века Чарльза Колтона: «Красота тела может привлечь истинных поклонников, но для того чтобы удержать их, требуется красота души».
Конечно, и на этот нравственный постулат мы с отцом, после нашего
с ним философствования на данную тему, ответили своим комментарием:
Единственную красоту, которую мы можем сохранить
и приумножить, — это красоту своего духовного мира;
именно она вдохновляет влюблённых всю жизнь испытывать
и дарить друг другу радость, счастье и вдохновение.
Франсуа де Ларошфуко с укором для молодых людей отмечает: «Юношам часто кажется, что они естественны,
тогда как на самом деле они просто невоспитанны и грубы».
Мой отец, услышав эту произнесённую мной цитату,
объяснил её следующим образом: Незрелое, примитивное, невоспитанное должным образом сознание юных особ предопределяет их примитивное вульгарное самовыражение.
А для себя мы сформулировали свою особую нравственную истину:
Благоразумное поведение и аккуратно выполняемые нами действия — это величайшее уважение, которое мы оказываем прежде всего самим себе.
Вот ещё один прекрасный афоризм, на этот раз американского писателя и общественного деятеля 18-го века Бенджамина Франклина:
«Брат может не быть другом, но друг — всегда брат».
Недавно и я, к счастью, поняла: По-настоящему родными
люди могут быть только духовно.
Александр Иванович Герцен подарил всем нам прекрасную мысль:
«Уважение к истине — начало премудрости».
Обдумав этот афоризм, я вывела для себя следующее умозаключение:
Нелюбовь к истине тех или иных людей заменяется у них любовью
к собственной правоте, отстаивая которую, они обрекают себя
на многие беды и неприятности.
Мой отец, одобрив данное моё умозаключение, продолжил обсуждение со мной этой нравственной проблемы: Казалось бы, так ли уж важно: любить или не любить истину? На деле же оказывается:
наше пренебрежительное отношение к истине заменяется у нас приверженностью к собственным произвольно укоренившимся
в нашей душе и подсознании эгоистичным принципам,
примитивным взглядам, мнениям, убеждениям,
предопределяющими наше ущербное для нас самих и наших ближних поведение.
Лишь постигая истину, мы овладеваем соответствующим мудрым руководством к действию.
Невежество — духовная слепота.
Мне ещё раз хочется с чувством благодарности по отношению
к Мишелю де Монтеню процитировать его мудрый совет:
«Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других».
Осмысливая этот замечательный афоризм, приходишь к собственному оригинальному умозаключению: Читая и критически осмысливая изречения великих умов, мы имеем возможность по достоинству оценить свой ум.
Поскольку здесь была затронута тема благодарности,
поэтому уместно будет процитировать прекраснейшую нравственную истину, автором которой является виднейший российский историк конца 19-го – начала 20-го века Василий Осипович Ключевский:
«Благодарность не есть право того, кого благодарят,
а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности — глупость; не быть благодарным — подлость».
Вдохновенно и азартно обсуждая с моим отцом это изречение Ключевского, как бы полемизируя с ним, мы постепенно сформулировали свои дополнительные лаконичные умозаключения на данную тему:
Благодарное слово лишним не бывает.
Чувствовать себя в долгу перед достойным человеком
и выражать ему это чувство — значит проявлять
собственное достоинство и нравственное благородство.
Благодарность — это наша положительная с испытываемым нами чувством восхищения оценка личностных достоинств
нашего благодетеля.
Высокомерному эгоистичному человеку чужды благородные чувства, помыслы и поступки.
Вот ещё несколько мудрых истин, которые восхищают меня
и вдохновляют на плодотворные размышления о смысле жизни, о счастье, о вдохновении, о талантливости, гениальности…
Блез Паскаль: «Всё наше достоинство — в способности мыслить... — в этом основа нравственности».
Пьер Буаст: «Человек бывает человеком только благодаря размышлению».
Иоганн Гёте: «И самый великий гений не ушёл бы далеко,
если бы он не захотел исследовать всё сам».
В беседе со мной мой отец в дополнение к этим афоризмам процитировал свои оригинальные умозаключения на эту тему:
Жизнь — это своеобразный лабиринт с многочисленными тупиками, благополучные выходы из которых мы находим
только благодаря мудрости нашего разума.
Мышление — это наше интеллектуальное зрение.
Размышляя, мы духовно прозреваем.
Нравственность — в одном: в стремлении мыслить правильно
и вести себя соответственно.
Гениальный ум — тот, усилиями которого прозреваются сверхзначимые для человека истины.
Афоризм есть поэзия мудрости.
Афоризм — это сфокусированная мудрость,
дарующая нам духовное прозрение.
КОНЕЦ
Первая часть:
Вторая часть: