2022 год потряс криптовалютный рынок и привел к снижению общей капитализации на $2 трлн. Это было вызвано падением цен на несколько криптовалют, проблемами с блокчейнами и биржами.
Одними из таких потрясений стали: обвал Terra LUNA/UST, банкротство Celsius Network, Voyager Digital и Three Arrows Capital. Такие потрясения не остаются в изоляции — они влияют на весь рынок. Это приводит к снижению цен на Bitcoin и Ethereum. Наиболее проблематичные последствия таких явлений — когда криптоактивы пользователей блокируются на счетах бирж, или когда средства переходят в управление другим людям.
Инвесторы крупных бирж-банкротов, которые потеряли капитал в эту «криптозиму», задаются логичными вопросами:
“Какие механизмы правовой защиты им доступны?”, “Могут ли они требовать компенсации от безответственных участников этой системы?”
Юридическая защита сейчас неэффективна, потому что этого не позволяет текущий режим регулирования.
Оказалось, что львиная доля инвесторов отрезаны от своих прав на криптовалюту — это прописано в объемных текстах Правил и Условий криптобирж. В лучшем случае некоторые клиенты будут считаться необеспеченными кредиторами при ликвидации этих бирж. Провайдеры криптобирж и криптоинвестиционных услуг, по сути, работают как банки, но без гарантий и правил, которые должны соблюдать банки.
Основные причины недавних неудач не являются чем-то новым. Их можно найти в тех же безответственных действиях, которые привели к кризису 2008 года на традиционном финансовом рынке. Также не новы последствия таких безрассудных действий и та волна, которую они вызвали на рынке. Особенно на рынке, который больше основан на ожиданиях потребителей, чем любой другой рынок.
Регулирующие органы знают ответ на вопрос, как защитить потребителей на крипторынке. Он очень простой — необходимо применение тех же мер безопасности, которыми пользуются традиционные финансы:
- регулировать минимальные резервы, которые могут храниться на любой бирже;
- обязать провайдеров услуг оформлять лицензию;
- регулировать потенциальные потери;
- применять стандарты прозрачности;
- включать криптовалюту в понятие финансового продукта.
Это подводит нас к первому значительному провалу Terra USD и Luna. Когда-то пользователи по всему миру хвалили их за большой вклад в блокчейн. А сейчас Terra обвиняют в том, что она стала катализатором Крипто-зимы 2022 года. Что пошло не так и почему — это ключевые вопросы, с которыми сталкивается рынок вместе с регулирующими органами.
Обвал Terra Luna и UST
Авария
Terra USD (UST) — стейблкоин от Terraform Labs. Монета была привязана к доллару с помощью алгоритмической привязки. Для поддержания паритета с долларом она использовала другую криптовалюту — LUNA. Система работала через арбитражную сеть, где LUNA и UST менялись друг на друга — одна монета продавалась за другую, когда нужно было получить прибыль. Это создавало спрос на более дешевую валюту и возвращало курс обратно. Какое-то время это работало, и UST смог сохранить паритет к доллару близкий к 1:1. Алгоритмический механизм также сжигал обмениваемый токен, что сыграло важную роль в его крахе.
Частью экосистемы и стабилизирующего механизма Terra был Anchor Protocol, который работал аналогично сберегательному счету. На него депонировались объемы UST для получения высокой долгосрочной доходности. На пике своего развития Anchor держал почти 75% от всех UST, которые были в обороте. Это делало ценность UST сильно зависимой от работы данного пула.
Протокол Anchor получал UST от кредиторов и ссужал их заемщикам, предлагая примерно 20% доходности для кредиторов — то есть, работал так же как банк. Этот доход стал варьироваться с марта этого года, он колебался в большую сторону пропорционально резервам Anchor (то есть пропорционально сумме капитала, зарезервированного Terra для обеспечения протокола). Росло и число кредиторов, привлеченных обещаниями высоких наград. А значит, резервы, необходимые для выплаты им прибыли, начали сокращаться. Временное решение заключалось в том, чтобы ввести больше UST в Anchor и укрепить резервы. Ясно, что это продолжалось недолго, поскольку протокол не был достаточно привлекательным, чтобы удерживать пользователей от вывода средств, которые они инвестировали.
В мае 2022 года UST на сумму $2 млрд были выведены и ликвидированы из Anchor Protocol. Это оказало давление на LUNA, поскольку арбитражники стремились воспользоваться разницей в цене, увеличивая разрыв между LUNA и UST, который изначально не должен был стать таким большим. Фонд Luna Foundation попытался сократить этот разрыв. Они снова ввели в систему больше UST (помните, что когда минтится LUNA, сжигается UST). Фонд стремился восстановить контроль и сбалансировать цену обеих криптовалют. Но что-то пошло не так.
На рынок поступили большие объемы LUNA, поэтому монета тоже не смогла сохранить свою ценность и резко упала. Попытки фонда Luna Foundation использовать биткоин-резервы для стабилизации UST/LUNA также провалились. Это привело к вливанию ВТС на рынок — избыток предложения, который способствовал падению цены.
Что пошло не так?
К краху Terra привела комбинация проблем: малые резервы, несовершенный алгоритм и отсутствие лимита на вывод средств из Anchor Protocol.
Если бы существовали ограничения на вывод крупных сумм, то, возможно, UST не потерял бы свою привязку.
Jump Crypto проанализировали активность UST/LUNA в мае 2022 года и обнаружили, что лишь несколько крупных транзакций привели к нестабильности и обвалу монет. Эти транзакции совершили несколько адресов, личности всех владельцев кошельков неизвестны. Вызывает беспокойство тот факт, что небольшая группа «избранных» сумела дестабилизировать всю криптовалютную экосистему без каких-либо последствий или ответственности.
Падение крипто-хедж-фонда Three Arrows Capital
Проблемы Three Arrows Capital (3AC) стали неожиданностью для многих специалистов отрасли. 3AC — это хедж-фонд, основанный в 2012 году. Он начал инвестировать в цифровые активы с 2017 года. Стратегия 3AC в основном касалась криптодеривативов, но в их портфель также входили инвестиции в компании, разрабатывающие криптопродукты и технологии. На пике развития AUM хэдж-фонда увеличился до $10 млрд.
Падение 3AC связано с его сотрудничеством с Terra. 3AC купила 10,9 млн LUNA за $500 млн, а затем залочила и отправила монеты в стейкинг. Из-за коллапса Terra доля 3AC уменьшилась, теперь стоимость их токенов LUNA оценивается всего в $670.
3AC также владела значительной долей Bitcoin Trust («GBTC») в Grayscale. Этот актив сильно потерял в цене с момента появления крипто-ETF. После краха Terra фонд 3AC сфокусировался на арбитраже GBTC. Они надеялись, что если GBTC одобрят для конвертации в ETF, актив подрастет в цене. Этого не произошло. Плюс цена биткоина упала, поскольку Terra продала свои ВТС-резервы. Это еще больше истощило другие активы 3AC.
Фонд Three Arrows Capital использовал часть акций GBTC для покупки стейблкоинов, в том числе и Terra, чтобы попытаться погасить часть своих биткоин-кредитов. На данный момент 3AC больше не владеет GBTC — они «втихую» продали свою долю, предположительно, с убытком.
Итоги
Недавний спад крипторынка показал недостатки системы и необходимость регулирования. Он показал, что нужно бороться с безответственными игроками и защищать потребителей. Провал Terra не был изолированным и стал переломным моментом, когда обнажились портфели нескольких криптовалютных хедж-фондов и криптокредиторов с чрезмерным кредитным плечом. Celsius был одним из таких крипто-кредиторов. Он не только попал под чрезмерное влияние Terra, но еще и стал заложником нескольких крупных кошельков из Anchor Protocol. Влияние stETH, еще одного инструмента, способного вызвать де-пэг, усугубило потери Celsius.
3AC — это, пожалуй, один из показательных случаев паники, прокатившейся по отрасли. Они были крупным заемщиком, и поэтому пострадали от череды безнадежных кредитов в условиях криптозимы. Но еще сильнее компанию подкосило чрезмерное использование заемных средств. Во всей этой суматохе поведение руководителей фондов и бирж тоже вызывает вопросы.
Участниками крипторынка могут быть частные предприятия, в том числе и хедж-фонды. Но они все равно влияют на общий рынок и сами подвергаются воздействию значительной части рыночных ресурсов.
Поэтому необходимо введение регуляции для всех субъектов, способных дестабилизировать рынок. Только законы обеспечат столь необходимую защиту потребителей и помогут обеспечить долгосрочную стабильность рынка.