Найти тему
Капучино для души

Как нельзя разговаривать с медведем

Ранним июньским утром Оксана и ее подружка Нина сделали вылазку в лес. Они взяли с собой бывалого охотника, дядю Ваню. На то было несколько причин. Во-первых, он знал лес так хорошо, что даже не брал с собой компас. Во-вторых, подруги побаивались бродить по лесу без сопровождения, потому что в поселке ходили разные слухи о свирепых диких зверях. Дядя Ваня был человеком сведущим в этом плане и умел общаться со всякой нечистью, в том числе и из лесной чащи.

Пока они шли по лесной дороге, дядя Ваня комментировал разные следы:

– Вот это кабан прошел, недавно, дня два назад, не больше. А тут, смотрите, лось бегал.

– Боже, как страшно! Ведь мы можем их встретить?! – удивилась Оксана.

– Не-е-ет, все дикие звери боятся человека. Тем более летом они потомство выводят, еды у них достаточно, поэтому не нападают на людей. Вот если человек на их детенышей замахнется, тогда берегись.

– А что делать, если на тропе увидим дикого кабана? – не унималась Оксана.

– Да он сам от нас убежит, от проблем подальше, – посмеялся в усы бывалый охотник. – И, вообще, в лесу надо бояться только нехорошего человека, а звери сами по себе – безобидные существа.

Его уверенный голос успокоил Оксану. Дядя Ваня имел репутацию хорошего охотника и опытного лесника. Он мог часами рассказывать про лесных обитателей, про их повадки и образ жизни. Лесная чаща была его стихией.

Но в этот раз он уже который раз раздосадовано заявлял:

– Эх, опять я немного промахнулся. Надо было держаться правее на последней развилке.

Подруги начали волноваться, не заблудились ли они. И вдруг их настиг одурманивающий запах. Это была земляника.

– Она где-то рядом! – воскликнула Нина. – Я ее чувствую.

– Не ты одна, – рявкнул расстроенный дядя Ваня. – Где же поляна-то, почему я ее никак найти не могу? Точно знаю, что где-то здесь должна быть. Эх, зря навигатор не взял.

– Да вот же она, – Нина выглянула из-за куста, и перед ней растелился красный ковер ягод.

Земляника красовалась на солнышке и была невероятно фотогеничной. Оксана бросила ведро и предалась серии селфи с названиями: «Я лежу в объятиях земляники», «Я сижу на классной поляне», «Я и букет вкусных ягод» и так далее по списку.

Нина, будучи человеком практичным, начала наполнять свой кузовок. Селфи с ягодами ее не интересовали. Дядя Ваня чувствовал ответственность за то, чтобы все набрали много ягод, поэтому решил еще побегать по лесу:

– Вы тут берите ягоды, а я пойду разведаю, во–о–он там за опушкой, есть ли еще такая полянка.

Он исчез из виду девушек, но они не расстроились, потому что были увлечены процессом. Подруги собирали ягоды и болтали о том о сем, как вдруг Оксана боковым зрением заметила большое темно-коричневое пятно. Она невольно повернула голову и ощутила себя героиней сказки «Маша и три медведя». Справа от нее шла медведица, а за ней два маленьких топтыгина. Они двигались туда, куда ушел дядя Ваня. Хозяйка леса обернулась к своим деткам и промычала: «У-у-у». Они ей тоже что-то ответили, издав какой-то непонятный звук. Оксана онемела и окаменела от страха. Она не была готова к таким сюрпризам, несмотря на все разговоры и байки, которые им травил старый охотник по дороге в лес.

Ее подруга Нина, напротив, вела себя очень естественно. Она в тот момент разговаривала по телефону:

– У нас все хорошо, – докладывала она своему сыну, который всегда ей звонил, если она покидала дом более чем на два часа. – Вот сейчас медведи проходят мимо. Да не шучу я! Хочешь, я тебе видео скину?! Вот сейчас сниму их, и ты сам увидишь. Не-е-ет, я их не боюсь, – храбрилась Нина.

Она начала снимать медведей на видео, но они и не собирались ей позировать.

Косолапые прошли медленно и чинно, как будто демонстрировали всем, что именно они хозяева леса. Они переваливались с лапы на лапу, и шерсть лоснилась на солнце.

Вскоре вернулся дядя Ваня, и это было очень кстати, потому что Оксана уже была готова все бросить и бежать, хотя не знала куда и зачем. Она стояла в оцепенении. Со стороны казалось, что девушка думает, но в ее голове бегал только один таракан и причитал: «Что делать-то? Что делать?»

– Что-то я уже не хочу собирать ягоды, – жалобно прошептала Оксана. – Может домой пойдем?

– Не-е-ет, – пропел дядя Ваня. – Я должен целое ведро набрать, а то меня старуха на порог не пустит. Ты не бойся, они нас не тронут.

– А я вот читала, что медведи нападают на людей, – нагнетала обстановку Оксана.

– Да, случается, когда они чувствуют опасность. И самое главное, люди не понимают, что они такую опасность сами создают. Вот, например, наивные путешественники думают, что перед ними милые мишки, как из мультика, и начинают их кормить чем бог послал, а зверь, он же не понимает этого. Он же дикий, а не ручной. Он может и руку оттяпать вместе с конфеткой.

– Ой, они возвращаются, – испугалась Оксана. После монолога дяди Вани ей стало еще страшнее.

Медведица со своими детьми снова вышла на поляну. Они находились на расстоянии примерно трехсот метров. Мать била их лапой и укала на них с разной интонацией: «У-у-у».

– Это она их воспитывает, – пояснил полушепотом опытный лесник. – Они ее не слушаются, так она их лапой, посмотри!

Но Оксана уже ничего увидеть не могла, так как страх затмил ее глаза. Бывалый охотник увидел, что девушка совсем раскисла, и решил избавиться от медведей:

– Сейчас я их отвлеку, чтобы они ушли в другую сторону.

Он ушел в пролесок, который находился напротив поляны.

– Что он собирается делать? – терялась в догадках Оксана. – Как он их спровадит?

Вдруг она услышали знакомое «У-у-у». Звук раздавался из кустов, где скрылся охотник без ружья.

– Там что, еще медведи пришли? – напряглась Нина. – Или это дядя Ваня балуется?

В этот момент медведица встала на дыбы, громко зарычала, затем опустилась на четыре лапы и понеслась как фурия в тот пролесок, откуда доносились звуки. До них дошла страшная догадка, что дядя Ваня в опасности. Вдруг девушки услышали страшный крик: «Мишка, ты что?!» Это был голос дяди Вани, четкий и громкий. И сразу после этого наступила гробовая тишина.

Подруги предположили самое страшное и осторожно пошли в кусты, откуда слышали крик. Страх уже заполнил все части тела у Оксаны, и ее руки и ноги тряслись то ли от озноба, который охватил все ее тело, то ли от страха. У Нины самообладание было получше, но левый глаз тоже дергался.

Они зашли в пролесок и увидели дядю Ваню, который сидел между двух берез. Медведей рядом не было. Девушки подошли к охотнику и с облегчением вздохнули. Его глаза были закрыты, но он был живой и невредимый. В нескольких шагах от этого места красовались следы медвежьих лап и когтей. Получалось, что топтыгин резко остановился, развернулся и ушел вместе с медвежатами.

– Что тут произошло? – с дрожью в голосе спросила Оксана.

– Что, что… дурак я, вот что! – резюмировал охотник. – Решил припугнуть медведицу, изобразил похожий на нее звук. А она либо испугалась, либо рассердилась, но решила атаковать меня. Я как увидел, что она на меня со всей прыти бежит, думал, что все, уже не спастись. За несколько секунд в голове перебрал все, что вам до этого говорил: что бегать нельзя, что на дерево лезть нельзя, что можно только голосом отпугивать зверя. Закрыл глаза и закричал: «Мишка, ты что?!» – и, посмотрите, сработало.

Медведица остановилась в метре от своей жертвы. И не просто остановилась, а тормозила так, что даже мох летел по сторонам. Вероятно, услышав голос, она поняла, что перед ней человек, а не хищник, и надо уходить. Это была невероятная история. И даже сам дядя Ваня, казалось, еще не поверил в нее до конца.

– Помню, ты нас уверял, что не нападают звери на людей, – недоверчиво промямлила Оксана.

– Я все правильно говорил. Этот случай только подтвердил мои слова. Нельзя провоцировать животных. А я, дурак, решил медведем прикинуться и тем самым подписал себе приговор.

– А почему ты кричал фразу: «Мишка, ты что?»

– Так первое, что на ум пришло. Раздумывать-то некогда.

– Хорошо, что все так закончилось. А то у нас для схватки с медведем нашелся только перочинный нож и аэрозоль от комаров и мошки, – сквозь слезы радости промычала Нина.

Она даже в такой ситуации не теряла чувства юмора. И это было признаком того, что жизнь продолжается.

Компания путешественников выходила из леса уже не в таком приподнятом настроении, как заходила. Они несли в ведерках и корзинках не ягоды, а бесценный опыт, который преподнес им сегодняшний день. Каждой частичкой тела и каждой клеточкой мозга они ощущали и понимали, как мимолетна и хрупка человеческая жизнь, и как нелепо она может закончиться из-за собственной безалаберности и безответственности. Они прочувствовали и пропустили через себя простую аксиому, что нарушение нехитрых правил и несоблюдение прописных истин может дорого обойтись нарушителям… и не только в лесу.