Человечество вступило в информационный век. Каждую секунду данные меняются, и главным становится не само их наличие, а сбор, оборот, хранение, анализ и использование этих данных. Фактически, данные превратились в новую нефть, кровь, воздух. Обработка данных успела за короткое время вырасти до мощной индустрии. И это откладывает свой отпечаток на самого человека.
Сегодня не человек решает, что ему прочесть, что купить, куда сходить — за него выбор делают алгоритмы, предлагая то, что считают подходящим и скрывая то, что таковым не считают.
Рекомендательные сервисы опираются на персональные данные. Социальные сети и сервисы опираются на системы рекомендаций. Поступки людей опираются на социальные сети. В результате получается полностью замкнутый круг.
Рекомендательные системы возникли в онлайн-магазинах, сначала они основывались на простых алгоритмах. Затем стали использовать коллаборативную фильтрацию. Потом из маркетплейсов она пришла в соцсети.
Сегодня ваша лента в соцсетях формируется на основе ваших предпочтений. Пользователи попадают в петлю усиливающийся прямой связи. Со временем людям начинает казаться, что всех остальных интересует то же самое, а большинство придерживается аналогичного мнения – хотя это впечатление формирует алгоритм социальной сети.
В Facebook* работает рекомендательная система фильтрации контента – для всех пользователей, без исключения. Данная система используется для политической цензуры. Изменить порядок выдачи информации или как-то на него повлиять пользователь Facebook* не может. То же самое – в Instagram*, а скоро и в WhatsApp*. Если это не манипуляция общественным мнением, то что же?
До покупки Илоном Маском, аналогичная система работала в Twitter** на радость демократической партии США. Сейчас вроде бы ее отключили, но далеко не факт, что она не будет возвращена в угоду другим политическим силам. Комментируя сделку Маска, Джо Байден уже успел окрестить Twitter инструментом «который извергает ложь». Хотя, в период выборов, его партия закрывала глаза на самые вопиющие факты притеснения любой альтернативной точки зрения на площадке.
Манипуляции не знают границ: глобальные соцсети и их алгоритмы дотянулись до всех стран. Основа манипулятивных технологий – системы рекомендаций. Они нуждаются в правовом регулировании во имя безопасности общества.
Что нужно сделать?
1. Создать чёткие, ясные и прозрачные правила функционирования рекомендательных сервисов, с обязательным и регулярным публичным отчётом площадок по работе систем фильтрации контента;
2. Предусмотреть эффективный механизм общественного и государственного контроля над соблюдением соцсетями и аудио-визуальными площадками правил работы рекомендательных сервисов;
3. Вменить в обязанность всем интернет-сервисам использующим рекомендательные системы предоставить очевидный и доступный для пользователей механизм отключения систем рекомендаций.
Выполнение этих требований позволит исключить преднамеренные манипуляции политической сферой или хотя бы заподозрить соцсети и аудио-визуальные сервисы в таких манипуляциях. Если его решить, то и придираться по каждому политическому поводу к соцсетям не будет иметь смысла.
*принадлежит запрещенной и признанной экстремистской компании Meta.
**заблокирован на территории России.
Статья подготовлена с использованием материала презентации "Слишком умные соцсети" заместителя председателя Комитета по информационной политике и информационным технологиям Государственной Думы РФ, депутата Государственной Думы РФ Антона Горелкина.
Читайте статьи «ДИVАННОГО ПОЛИТИКАНА» где Вам удобно:
Смотрите наши видео на Rutube