"Для чистых всё чисто; а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу." (Тит. 1: 15-16).
Какие люди вас окружают? Кто-то ответит: "замечательные, добрые, отзывчивые люди". А кто-то скажет: "все вокруг виноваты во всём, все плохие, один я хороший". Во-втором случае человек всех осуждает, видит плохое в людях и в их поступках, говоря о них плохо. Но он забывает слова Спасителя: "Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься." (Мф. 12: 36-37). Но зависит ли то, что человек видит в ближних, от его окружения? Или же это зависит от него? Кто-то может в одном колликтиве, про одних и тех же людей сказать абсолютно разное. Зависит это более от внутреннего состояния человека, его сердечной чистоты. Когда сердце его нечисто, в нём присутствуют страсти, а Святые Отцы учат, что "Каждой страсти прилежат известные духи" (Иоанн Кассиан Римлянин). "Сколько страстей в душе, столько и бесов" (Евлогий Скитский). И вот именно они дают человеку такое видение, что он хороший, во всём прав, а другие люди плохие, и во всём виноваты другие, указывают ему на недостатки ближних, а не на достоинства, могут клеветать на других людей, чтобы вызвать вражду к ним, неприязнь. Они хотят действовать через человека, выражать свою гордость, злобу, свою мнимую праведность.
Старайтесь видеть в каждом человеке хорошее, видеть хорошее в его поступках, оправдывая людей, как это делают Ангелы Божии. На Частном Суде (на мытарствах) Ангелы представляют добрые дела души, стараясь оправдать её, чтобы она прошла мытарства. А осуждают душу в грехах бесы, представляя её грехи, стараясь погубить. Человек осуждая других, уподобляется падшим духам. Падших духов сравнивают со зверями: со змеями, псами, свиньями. Есть такая поговорка: "Свинья везде грязи найдёт". Так вот именно падшие духи даже в хорошем видят плохое, стараясь человека осудить, представить в чёрном свете. Сатана, например, наговаривал Богу на Иова, хотя Иов был праведником, но сатана пытался представить Богу Иова в чёрном свете, говорил Богу, что Иов праведен, потому что Господь даёт ему земное благополучие. "И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твоё на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и всё, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?" (Иов. 1: 8-11). Господь дал испытание Иову, позволив сатане искушать его, позволив погубить его детей и отобрать стада, но Иов был верен и благословил имя Господне: "Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всём этом не согрешил Иов и не произнёс ничего неразумного о Боге." (Иов. 1: 21-22).
Нужно стремиться видеть во всех и во всём хорошее, жить, как будто среди Ангелов. Когда человек чист, он видит всех Ангелами, перед всеми смиряется, соответственно он и после смерти живёт среди Ангелов и святых в Царстве Небесном. Нам нужно уподобиться Христу. А Господь ищет за что оправдать человека, а не осудить. Так и сердце будет спокойнее, если не злиться, не обижаться ни на кого. Если так воспринимать, то во всех поступках ближних, добрых и злых, можно увидеть хорошее, также, как и во всех людях, и всё использовать для спасения. Враги могут поспособствовать приобретению нами необходимых для христианина качеств: терпения, смирения, любви к врагам. Следует принимать всё, как от руки Божией, все замечания, критику, таким образом, совершенствуя свою деятельность и совершенствуясь самим. Когда нас критикуют это неприятно, в душе может появиться раздражение, озлобленность, обида на того, кто критиковал вас или ваше дело, говорил что-то неприятное. И эти чувства: обида, раздражение, злоба, происходящие из гордыни, затмевают ум, давая неправильное представление о ситуации, о человеке, который вас критикует. А лучше прислушаться к его словам спокойно со смирением, может из них можно извлечь пользу для себя, например, для профессионального роста, а также духовного совершенствования и развития. Таким образом, тот, о ком вы могли подумать, что он враг, окажется вашим благодетелем. Так и мир будет в душе, потому и физическое здоровье может быть крепче, ведь болезни часто случаются от душевного устроения, когда в душе раздражение, злоба, обида, уныние и другие страсти.
И напоследок притча о том, что наше видение людей зависит во многом от нашего душевного устроения, от чистоты сердечной. «В один оазис пришел молодой человек, попил воды и спросил у старика, который отдыхал возле источника: - Какие люди здесь живут? Старик, в свою очередь, спросил у юноши: - А какие люди живут там, откуда ты пришел? - Кучка эгоистов с плохими помыслами, - ответил молодой человек. - Таких же найдешь и здесь, - сказал старик. В тот же день другой юноша подошел к источнику утолить жажду с дороги. Увидев старика, он поздоровался и спросил: - Какие люди живут в этом месте? Старик в ответ задал тот же вопрос - А какие люди живут там, откуда ты пришел? - Прекрасные! Честные, гостеприимные, дружелюбные. Мне больно было расставаться с ними. - Таких же найдешь и здесь, - сказал старик. Один мужчина, слышавший оба разговора, спросил: - Как ты мог дать два столь разных ответа на один и тот же вопрос? На что старик ответил: — Каждый из нас может видеть только то, что несет в своем сердце. Тот кто не нашел ничего хорошего везде, где побывал, не сможет отыскать ничего другого ни тут, ни в любом другом месте.» Тот, кто видит во всех и во всём плохое, и в раю наверное стал бы искать что не так, а не наслаждаться жизнью там.
Если видеть в ближних, их поступках, да и вообще стремиться видеть хорошее во всём, то так будет легче жить и достигнуть Царства Небесного после перехода в вечность и созерцать Господа, как святые Ангелы на небесах. Ангелы чисты, поэтому могут созерцать Бога. "Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного." (Мф. 18: 10).
"Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить." (Мф. 7: 1-2).
Источники: https://veralline.com/, https://dzen.ru/a/Y14dUYEN1zQQujo9.