Найти тему
Алексей Trust

Путешествие на Памир. Часть 7 - Памирский тракт, по Крыше Мира

Оказавшись в Хороге вообще забываешь, что находишься на Памире. В городе отличные гостиницы, любые магазины, кафе, ботанический сад(!!!), даже какой-то общественный транспорт, в виде небольших маршрутных такси. 

Мост через р.Пяндж в Хороге
Мост через р.Пяндж в Хороге

Но всё меняется, стоит отъехать буквально 100км в сторону Ишкашима. На пути появляются небольшие кишлаки, названия которых и на карте не всегда удаётся найти. 

Тем временем навигатор говорит, что мы едем по «Pamir Highway».

Pamir Highway
Pamir Highway

Хайвей конечно в масштабах Памира. Остатки старого разбитого асфальта, плавно переходят в грейдер, способный вытрясти из человека всю душу, а из мотоцикла все болты. Ходят легенды, что на Памире техника сама сбрасывает с себя все лишнее. Отрекается от лишней роскоши в виде ветровых стекол, кофров, амортизаторов, креплений под телефон и тд.

-3

Дорог на Памире всего две. «Верхняя» от Хорога на прямую в Мургаб, почти на всем протяжении идет по плоскогорью на высоте 4000 метров и «нижняя», пролегающая вдоль реки Пяндж от Хорога до Лянгара, с плавным набором высоты с 2000 до 2900 метров,  далее забирает резко в горы, соединяясь с «Верхней» в 100км от Мургаба. 

Первая весьма скудна на виды, ее большая часть до сих пор сохранила асфальтовое покрытие, за исключением участка в несколько десятков километров, доступна она на любом транспорте с любой подготовкой. 

Скорость 36кмч, по Памирским меркам дорога позволяет ехать быстро!
Скорость 36кмч, по Памирским меркам дорога позволяет ехать быстро!
Маневрировать между ямами на высоте более 4000 метров, тот еще фитнес.
Маневрировать между ямами на высоте более 4000 метров, тот еще фитнес.

Во втором же случае живописные и исторические места меняются одно за другим. Это и горячие источники, и древнейший посёлок Ишкашим, насчитывающий в свои лучшие, молодые годы, полторы тысячи домов, крепости и сигнальные башни. Кишлак Лянгар на Ваханской долине среди острых ,как пики тополей. 

-6
-7

Могучая и великая река Пянжд берёт своё начало именно тут, где соединились горные реки Таджикского Памира и Афганского Вахана. Название означает Пять вод или Пяти-речье, по количеству рек её образующих Памир, Вахан, Бартанг, Гунт и Ванч.

-8

Сам же Пяндж, ниже по течению соединяется с Вахш, и образуют самую крупную реку в Средней Азии — Амударья, впадающую в Аральское море.

Нижняя дорога виляет по живописному берегу, а на противоположном берегу стоят небольшие Афганские кишлаки, серые и суровые как горы вокруг. 

Обратил внимание, что в домах часто отсутствуют двери. Иногда дверной проём просто занавешен тряпкой или заставлен, плетёной и из веток, ширмой.
Обратил внимание, что в домах часто отсутствуют двери. Иногда дверной проём просто занавешен тряпкой или заставлен, плетёной и из веток, ширмой.

И если с этой стороны она еще хоть как то похожа на дорогу, то с афганской это больше тропа, хотя и там как-то умещаются небольшие грузовички. Жизнь по ту сторону Пянджа выглядит заметно сложнее и беднее. 

-10

Афганистан безмолвно сопровождает почти всю дорогу, вдоль реки. Местами встречаются переходы и погранпосты.

-11

Местные вспоминают, что раньше на этих мостах раз в неделю собирался базар. Где жители Таджикистана и Афганистана спокойно торговали своими товарами. Сейчас об этих базарах уже ни что не напоминает. За то хватает других «напоминалок»

Игнорировать такие напоминалки настоятельно не рекомендую.
Игнорировать такие напоминалки настоятельно не рекомендую.

Вид на Ваханский коридор, из которого выглядывает Пакистан. Первым покорившим его путешественником был Марко Поло, за четыре года он пересёк Персию и Центральную Азию, на пути к дворцу Китайского Императора.

В своих дневниках он писал: «Горные хребты высоки настолько, что даже птицы не перелетают через них. Мороз же так суров, что огонь костра меняет свой цвет и силу, не давая людям согреться».

Вид на Ваханский коридор.
Вид на Ваханский коридор.

Продвигаясь дальше на восток по Памирскому тракту, цивилизации и людей вокруг становится все меньше и меньше. Забегая в следующую часть скажу, что дальше на сотни километров не будет ни одного человека. Только горы, долины, перевалы…

-14
На горизонте видны ледяные пики гор, а значит мы продолжаем подниматься на Крышу Мира.
На горизонте видны ледяные пики гор, а значит мы продолжаем подниматься на Крышу Мира.

В редких магазинах на прилавках только самое необходимое, в домах горячей воды будет столько, сколько нагреют, местный интернет в лучшем случае 3G, а заправок тут нет вовсе. Бензин заливают прямо из ведер или бутылок, а откуда он в них берётся, я предпочёл не знать.

От сюда и до самого Мургаба, а это больше 300км через два перевала, нет ни одной заправка.
От сюда и до самого Мургаба, а это больше 300км через два перевала, нет ни одной заправка.

Сразу за кишлаком Лянгар дорога резко уходит в горы, по очень крутому, каменистому перевалу Харгуш 4344 метра.

Подъём на перевал Харгуш 4344 метра
Подъём на перевал Харгуш 4344 метра

О котором я расскажу уже в следующей статье…

👇Путеводитель по статье:👇

Часть 1 - Сборы

Часть 2 - Опа, Азия - Европа

Часть 3 - Казахстан

Часть 4 - Киргизия

Часть 5 - Таджикистан

Часть 6 - Душанбе, западные ворота на «Крышу Мира»

Часть 7 - Памирский Тракт, по «Крыше Мира»

Часть 8 - Перевал Харгуш

Часть 9 - Перевал Ак-Байтал высота 4655 метров

Часть 10 - Первый снег

На этом всё, с уважением Алексей Trust. 

Если понравилась статья, жми ПАЛЕЦ ВВЕРХ👍 и не забудь ПОДПИСАТЬСЯ, чтобы не пропустить следующую часть. 

👇Читайте так же👇

 Первые Моторы России. Неочевидные факты

 Атомная подводная лодка в подмосковных Мытищах

 О путешествиях с детьми

 Как простая интернет игра повлияла на развитие автотуризма в России?

 Белый Городок