В истории культуры сформировалась масса весьма устойчивых предрассудков о влиянии цвета. И переломить их тяжело: люди верят, что красный напрягает, зеленый расслабляет, черный пугает и проч. На самом деле, эта уверенность основана не на влиянии цвета, а на культурных стереотипах, которые возникли давным-давно и, преобразовываясь от эпохи к эпохе, дошли до 21 века.
Чтобы разобраться с тем, как в пыли тысячелетий возникли смыслы палитры, мы с вами заглядываем в прошлое и современность.
Начало истории цвета тут. Черный. Красный. Желтый. Зеленый. Синий. Фиолетовый. Белый.
Сегодня обсудим смыслы белого в политике и экономике
В политической сфере белый как знак проявил себя в эпоху бурных контактов культур и цивилизаций – в раннем Средневековье. Белый цвет уже тогда считался символом дипломатии – политики компромиссов, мира и доброй воли.
В военном деле флаги данного цвета использовали для объявления переговоров, примирений и сдачи на милость победителя.
Также этот цвет был инструментом идентификации элит: в ходе тысячелетий знать применяла его для опознания "своих" в геральдике и одежде. Флаги, камзолы, платья, плащи, горностаевые мантии, кружева и вышивка, носовые платки были белыми = очень дорогими. Стоимость цвета была связана со сложностью отбеливания ткани.
В геральдической символике монархических семейств Англии – Йорков и Ланкастеров, Тюдоров встречаются белые и красные розы,
белые лилии – знаки французских Бурбонов.
Белый настолько прочно утвердился в качестве символа идеи монархии, что ее последователей (монархистов или роялистов) в период гражданских войн во множестве стран стали называть «белыми».
В современной политической культуре белый имеет устоявшиеся значения дипломатического примирения, призыва к переговорам. Метафорой перемирия выступает образ белого голубя. Голубь, как вы помните - одна из ипостасей Бога, являющегося абсолютом любви и мира.
Наряду с положительными значениями белого цвета в политической культуре Новейшего времени присутствуют и негативные, связанные с тяжелым наследием колониальной политики Европы.
У представителей неевропейских рас, особенно африканских этносов и коренных американцев, понятие «белый человек» до сих пор связано с насилием и обманом. На этом основано множество политических программ и платформ как «белых», так и «черных» политиков.
В экономике белый обосновался не менее прочно, чем в политике. До Нового времени отбеливание и окрашивание было очень дорогим. С развитием химии – освоением синтеза и производства искусственных красителей не только белый, но и другие цвета утеряли финансовую значимость = элитарность. На первый план вышли профессиональные требования - стандарты гигиены. Белый стали использовать в спецодежде тех отраслей, где требуется особое внимание к чистоте – в медицинских учреждениях (спецодежда – халаты, брюки, марлевые повязки), пекарнях и различных лабораториях.
Тем не менее, современные «боги торговли» – маркетологи – приписывают белому значения полной открытости, приятия мира во всем его многообразии. Но не используют его в рекламе тотально. Тотал вайт опасен - он способен нейтрализовать эффект, убрать нужные акценты с товара, сделав его слишком "чистым". Поэтому его применяют в деталях, как средневековые маркетологи иконописцы - полосочки, точечки, крылья ангелов зубки. Белый в рекламе до сих пор символ элитарности, но доступной всем понемногу.
В следующей истории "белая" литература.