Найти тему

Зачем подводной лодке "пила" на носу

Человек никогда не жил в мире с себе подобными. Войны и баталии сопровождали его на протяжении всего исторического пути. И с тех самых пор, как люди начали активно осваивать морские просторы, а соответственно все эти войны стали происходить не только на суше, но и в океане, пытливые умы не переставали думать о том, что было бы неплохо создать такой чудо-корабль, который смог бы уничтожать вражеские суда прямо из-под воды, оставаясь для них незамеченным.

История знает о прототипе подводной лодки построенной аж во времена Петра I инженером-самоучкой Ефимом Никоновым. Однако эта лодка прозванная "потаенным судном" , так и не смогла показать на испытаниях достойный результат. И это не смотря на то, что по мнению современных исследователей, в лодку Никонова были заложены такие технические решения, что её смело можно назвать прообразом всех современных субмарин.

Как минимум один раз применялась подводная лодка и во времена гражданской войны в США, что документально зафиксировано. Правда сама эта лодка, установившая мину под днищем неприятельского военного корабля, так и не вернулась на базу. Изучение её обломков найденных и поднятых на поверхность в 2000 году, позволяют предположить, что причиной тому стал тот факт, что её экипажу банально не хватило воздуха, чтобы сбежать в подводном положении после устроенного ими взрыва.

По настоящему грозным оружием морских баталий, субмарины стали лишь тогда, когда того позволило развитие инженерных технологий, а именно, в начале XX века. И уже к началу Второй мировой войны, подводная лодка превратилась в реальную занозу для надводного флота. Занозу, против которой силы были весьма ограничены.

Но как оно обычно бывает, появление нового оружия, заставляет инженеров искать способы этому оружию противостоять. И одним из таких способов, защищающих порты и стоящие в них суда от рейдов вражеских субмарин, стали противолодочные сети. Принцип их работы прост. Не знающая о наличии таких сетей подводная лодка (а даже если знающая, то не видящая их), запутывается в них словно рыба в сетях рыбацких. При этом, подводный диверсант либо вовсе лишается возможности самостоятельно выбраться из сетей и уйти к своим, либо получает довольно серьезные повреждения.

Чтобы уменьшить эффективность использования противолодочных сетей, и стали устанавливать на носу подводных лодок эдакие "пилы", от которых, через весь корпус лодки и надстройку, шел металлический трос.

Трос должен был помешать сетям зацепиться за выдвижные устройства и прочие "выпирающие" части подводной лодки, а "пила" при необходимости могла прорезать сегменты сети.

Это вовсе не означало, что субмарина словно плавающая бензопила теперь могла пилить сети и заходить куда ей вздумается, но повышало шанс выживаемости при случайном попадании в сеть.

-2

Позднее, после Второй мировой войны, данные устройства на лодки ставить перестали, так как ввиду появления новых систем обнаружения, конструкторы стали делать упор на малозаметность, в то время как все эти выступающие части, шума для гидролокатора создавали уж очень много.