Как часто мы сталкиваемся в жизни с женщинами несущие боевой клич, броню, и копье в руках? О них говорят, она поистине сильная женщина. Это надежные женщины, на них можно положится, они мудры, к ним идут за советом, они творят и создают. Это женщина - целенаправленность. У других женщин, возникает зависть, а у мужчин, желание обладать ей. Когда внешне столько силы и мудрости, то что происходит внутри? По своей ли воле женщина становится предводительницей? Или есть движущие силы психики, во власти которых она находится?
Однажды ко мне на сеанс записалась женщина, оговорюсь сразу, работа наша длилась не долго, буквально 2 встречи. Я ждала назначенного времени, стук, открываю дверь кабинета и вижу как передо мной стоит сверкающая женщина, я почувствовала, как ее энергия меня пошатнула на пороге. Это был словно вихрь. Дам ей аналитическое имя здесь, дабы соблюсти рамки конфиденциальности, некоторые данные ее жизни изменены. Теона вошла, я пригласила ее на кушетку. Она села и стала оглядываться, сказала о том, что у меня уютно. Мною был задан стандартный аналитический вопрос о том, что произошло в ее жизни, что она оказалась сегодня здесь, что внимательно ее слушаю, и замолчала.
Она начала рассказывать историю своего успеха, что занимает ведущую позицию в фирме, о том, что у нее много обязанностей и что она значимый человек, купила себе квартиру в центре города, недавно сменила машину, и не в кредит. Что у нее успешная жизнь. Я поняла, что она являет свою персону, и конечно задавалась вопросом, что же стоит за ней? Блеск софистов снес и меня. Она была высокой, ее вес был слегка больше, но при этом не создавал ощущение полноты. Теона была стильно одета в офисную одежду, костюм и белая шелковая рубашка, она приехала в перерыве, на ней были черные лаковые лодочки на высоком каблуке, винного цвета помада, часы золотого цвета и массивные серьги в тот же цвет. Волосы темного каштаново цвета забранные в пучок.
Я продолжала ее слушать, и вдруг после рассказа о своих достижениях она замолчала. Наступила пауза. Она посмотрела на меня, и я увидела как по ее щеке покатилась слеза. Задала вопрос о чем она подумала сейчас. Теона помолчала еще какое-то время и рассказала, что когда ей было 5 она мечтала стать бизнес-вумен, обеспечивать себя и маму, и вот стала, и уже 37, а брака и детей до сих пор нет. Я задала ей еще вопрос, что произошло в возрасте 5 лет, когда она решила сделать этот выбор. Тогда умер любимый для нее отец. Она рассказала об их отношениях и о том, как счастливой она себя чувствовала рядом с ним, как весело они играли. Мама после смерти отца впала в глубокую депрессию, и девочке буквально пришлось следить самой за собой. Она резко стала слишком взрослой, ее психика быстро перестроилась, где она попрощалась с детством. Пошла в школу, где ее называли маленькой леди, она была самая ответственная, училась отлично, хороший вуз, трудоустройство. Но отношений в ее жизни так и не было.
Я рассказала ей о рамке, сеттинге, правилах анализа. Она взяла себе время подумать. Придя на следующую сессию, она сказала, что пока не готова "подчиняться", и я ее понимаю. Мы проговорили 45 минут, и попрощались. Сейчас, не буду писать про клинические виньетки, раняя травма в эдипальный период, "мертвая мать", и самосохранение психики, не прожитая этапы и кризисы, я пойду в миф об Афине. Где вы сможете соотнести историю Теоны и увидеть в ней архетипические связи.
Афина - греческая богиня мудрости, покровительница ремесел, известна у римлян как Минерва. Афина - девственница, давшая обет целомудрия и безбрачия. Она - статная, прекрасная богиня-воительница, покровительница избранных ею героев, сыновей Афин - города, носящего ее имя. Из всех олимпийских богинь только ее одну изображали в воинских доспехах: забрало ее шлема поднято, являя взорам ее красоту. В одной руке она держит щит, а в другой - копье. Как эмблема, на ее щите или на кромке одеяния изображались переплетенные змеи.
Один из древнейших греческих мифов рассказывает следующее о происхождении и рождении богини мудрости. Афина Паллада была дочерью Зевса (Юпитера) и его первой супруги Метиды (в переводе с древнегреческого языка — «размышление»). Богиня Метида предсказала, что у нее сперва родится дочь, а затем сын, и этот сын будет властелином вселенной.
Зевс, напуганный таким предсказанием, обратился за советом к богине Гее (Земле). Гея посоветовала Зевсу проглотить Метиду, что он и исполнил. Спустя несколько времени Зевс почувствовал сильную головную боль. Зевсу казалось, что череп его готов разлететься на куски. По некоторым версиям, ее рождение напоминало своего рода кесарево сечение: Зевс почувствовал страшную головную боль наподобие "родовых мук". Зевс попросил бога Гефеста своего сына, раздвоить ему голову топором и посмотреть, что там происходит. Лишь только Гефест исполнил его просьбу, как из головы Зевса вышла вооруженная и в полном расцвете сил Афина Паллада — «могучая дочь могучего отца», как богиню Афину обыкновенно называет Гомер.
Афина считала, что у нее только один родитель - Зевс, с которым она была навечно связана. Она была "правой рукой" своего отца, только ей он вверял символы своей власти - молнии и эгиду. Афине чужды все женские слабости. Богиня Афина отличается серьезным, почти мужским характером; ее никогда не смущают волнения любви и страсти. Афина Паллада — вечная девственница, любимица Зевса, его единомышленница, хотя иногда, как, например, в Троянской войне, богиня Афина поступает против воли отца.
Афина была прекрасной богиней-воительницей, защищав шей своих греческих героев в битве. Она была божеством мудрости и ремесел, мастером-стратегом, дипломатом и ткачихой, покровительницей городов и цивилизации. Она помогла Ясону и аргонавтам построить судно для похода за Золотым руном и посодействовала грекам в разрушении Трои. Она встала на сторону патриархата, отдав решающий голос за освобождение Ореста, который убил свою мать, Клитемнестру, чтобы отомстить за убийство своего отца, Агамемнона, вернувшегося с Троянской войны. Сделав это, она поставила патриархальные ценности выше материнских уз.
Женщина-Афина папина дочка, - ее мать обесценена и она идентифицирует себя с отцом. Она яркая и амбициозна и добивается всего, чего хочет. Она мало ценит эмоциональные отношения, ей не хватает сочувствия и сострадания к уязвимости. Как в истории приведенной мной, Теона идентифицируется с отцом, она становится покровителем, она знает, что ей нужно, она становится функциональной чтобы выжить. Теона не единственная женщина прошедшая этот путь. Отец не всегда должен быть мертв, идентификация происходит и при живом. Однажды ко мне пришла женщина, ей было 29 лет, она была девственна, и попросила мне помочь ей, найти мужчину такого же как отец. Она буквально, хотела выйти замуж за отца.
Когда женщина решает разрывать связь с образом феминности, она неизбежно ступает на традиционный путь героя. Она надевает доспехи, седлает своего «скакуна», оставляет близких позади, и отправляется на поиски сокровища. Она точно отлаживает навыки, связанные со сферой логоса. Она ищет четко определенный маршрут к успеху. Мужской мир предстает в ее глазах здоровым и ориентированным на действие. Мужчины доводят дело до конца. Это разжигает ее амбиции, в этом она мастер. Она соревнуется с мужским миром, ее ценности выстраиваются во круг него.
В начале, это не так уж и плохо поскольку желание утвердиться в глазах мужчин есть здоровый перехода от слияния с матерью к большей независимости в патриархальном обществе. Девушка, которая идентифицируется с тем, что можно считать положительными качествами отца, такими как: дисциплинированность, смелость в принятии решений и выборе направления, отвага, сила и самоуважение, достигает успеха в этом мире. В этом пути нам необходимо помнить о балансе, когда происходит перевес, и феминное отсекается.
Как архетип, Афина представляет образец, которому следуют женщины, обладающие логическим складом ума и руководствующиеся скорее разумом, чем сердцем. Афина - женский архетип, демонстрирующий, что сильный интеллект, умение не поддаваться эмоциям и правильная тактика действий в конфликтных ситуациях ведущие для нее. Женщина, движимая Афиной, не уподобляется мужчинам. Ей не нужна помощь анимуса - она и сама хорошо и ясно мыслит. Представление об Афине как архетипе логического мышления бросает вызов утверждению Юнга, что женщина мыслит посредством своей мужской стороны, анимуса, который, как предполагается, отличен от ее фемининного эго. Женщина, осознавшая остроту своего ума как связанное с Афиной женское качество, может развивать положительный образ себя, не боясь упреков в мнимом мужеподобии.
Афина побуждает женщину сосредоточиться скорее на том, что имеет значение для нее самой, чем на потребностях других людей. Афина появилась в обществе олимпийских богов сразу взрослой женщиной, проявляющей интерес к земным делам.
В мифе у Афины, были свои подвиги.
Афина и Посейдон
Посейдон был одним из двенадцати Олимпийцев и был богом моря, землетрясений, бурь и лошадей. Посейдон и Афина поссорились из-за того, что так и не пришли к согласию, кто из них двоих достоин был быть покровителем самого процветающего древнегреческого города - Афин. Чтобы доказать свою ценность как достойного кандидата, было решено, что каждый Бог подарит городу свой дар. Первый царь Афин, Кекропс, был судьёй состязания и должен был определить, какой же подарок лучше. И тогда Посейдон ударил по земле свои трезубцем, и появился источник солёной воды, открывший путь к торговле и воде. Афина же, напротив, предложила афинянам оливковое дерево. Поскольку дерево приносило им дрова, масло и пищу, афиняне предпочитали его не столь полезной солёной воде источника. Позднее оливковое дерево стало символом экономического процветания Афин. Проиграв соревнование, Посейдон пришёл в ярость и послал чудовищный потоп на аттическую равнину, чтобы наказать афинян.
Афина, Персей и Медуза
Медузу горгону часто описывали как чудовище с женским лицом и живыми ядовитыми змеями вместо волос. Однако изначально она была восхитительно красивой женщиной, которая была жрицей богини Афины. Чистая и невинная девушка настолько сильно приглянулась Посейдону, что он не переставал преследовать её, оказывая недвусмысленные знаки внимания. Получив отпор от строптивой девицы, разгневанный Бог всё-таки добился своего. Он не просто отыскал Медузу в храме, где она пряталась, а и взял её силой прямо там на полу. Узнав об этом, Афина пришла в ярость. И тогда разгневанная богиня решила наказать Медузу за то, что та не уберегла свою непорочную чистоту, она превратила прекрасные волосы девушки в змей и сделала её лицо таким ужасным, что от одного взгляда на него люди превращались в камень. Персей - легендарный основатель Микен, которые были одним из главных центров греческой цивилизации. Афина особенно любила смелых юношей и помогала многим героям в их поисках, и одним из них был Персей. Как только Персея послали убить Медузу, и он отправился на её поиски, Афина тут же появилась перед ним, подарив ему отполированный бронзовый щит, чтобы он мог увидеть отражение горгоны, а не смотреть прямо на неё, тем самым избегая превращения в камень. Персей незаметно пробрался в пещеру горгоны пока та спала и, увидев её отражение в своём полированном щите, он благополучно приблизился к ней, а затем отрубил ей голову. В итоге, из её шеи появились на свет Хрисаор и Пегас, считавшиеся детьми Посейдона и Медузы.
Тут можно почитать про архетип "Медузы Горгоны".
Безусловно, архетип Афины, дает женщине преимущества. Успех, образование, достижения. Но, есть и другая сторона, теневая. Джин Шинода Болен писала про Архетип Афины: «Архетип Афины как "дочери своего отца", представлен женщинами, которых притягивает к могущественным мужчинам, имеющим авторитет, ответственность и власть, - иначе говоря, к мужчинам, соответствующим архетипу отца-патриарха или "мужчины-хозяина". Под влиянием Афины женщина тяготеет к близким отношениям с сильными мужчинами, которые бы покровительствовали ей и разделяли ее интересы. Подобные отношения предполагают обоюдную верность. В награду за свою преданность женщина, подобно самой Афине, становится "правой рукой" и пылкой сторонницей своего избранника, которой доверено использовать его авторитет и охранять его привилегии. Многие секретарши, посвятившие жизнь своему начальнику, являются женщинами-Афинами.
Как "дочь своего отца", Афина делает женщину сторонницей патриархальных ценностей и легитимности мужской власти. Женщины-Афины обычно поддерживают существующее в обществе положение и руководствуются общепринятыми поведенческими нормами. Такие женщины, как правило, консервативны и сопротивляются переменам. У Афины мало сострадания к человеку, не достигшему успеха, униженному или бунтующему.
«Женщина с сильным архетипом Афины демонстрирует естественную склонность к умеренности и живет в соответствии с идеалом Афины, по принципу "золотой середины". Крайности обычно являются результатом сильных чувств или потребностей, страстной, вспыльчивой, справедливой или жадной натуры - всего того, что прямо противоположно рациональной Афине. "Золотая середина" поддерживается и склонностью Афины контролировать события, отмечать результаты и изменять направление действия сразу же, как только оно покажется непродуктивным.»
Женщина-Афина живет головой, как будто не чувствуя своего тела и рассматривая его с сугубо утилитарной точки зрения. Ее тело дает о себе знать, когда она заболевает. Как правило, в ней нет ни чувственного эротизма, ни романтизма, ни кокетства. Мужчины привлекают ее скорее в качестве друзей или покровителей, чем любовников. Она сосредоточена на карьере, и часто остается незамужней.
Проблемы Афины в том, что она психологически "носит доспехи" и потому не может развить многие аспекты своей личности. Она живет головой, от чего лишает себя возможности жить полнотой тела. Женщине находящейся под властью Афины, необходимо развивать аспекты своей души, учиться чувствовать, ощущать. Начать ориентироваться на внутренний мир, где можно встретиться с Медузой. Начать соединяться с творчеством, ткачеством, шитьем. Вспомнить о том, что она родилась уже зрелой, а значит где-то все еще живет маленькая девочка, детство, где она ранена, и ей нужна мама. Иными словами, соединится с потерянным ребенок. Познать ценности женские, материнские, помириться внутри себя с матерью, пережить отношения с ней, как с физической так и внутренней.
Путь этот сложен, много сопротивления, ведь мы говорим об изменении адаптации, мы говорим о коррективах, и условиях самосохранения психики. Женщине необходимо осознать, что полноценность заключается в признании иных частей души, а не отрубание их от себя, подобно тому, как Зевс расколол свой череп.
Для более углубленного изучения, рекомендую книги:
- Морин Мердок "Путешествие Героини";
- Дж. Болен "Богини в каждой женщине";
- Леонард Линда Шиерз "Эмоциональная женская травма. Исцеление детской травмы, полученной дочерью в отношениях с отцом"