Найти в Дзене
Московский летописец

О северных кочевниках и северной «философии» переезда. Зачем они всё время двигаются ?

«Увезу тебя я в тундру, и тогда поймешь ты вдруг,
Почему к себе так манит и зовёт Полярный круг.
Ничего, что здесь метели, не беда, что холода,
Если ты полюбишь Север, не разлюбишь никогда» (Из популярной песни) Будучи в командировке на Севере первое ненецкое выражение, которое услышал, было «сехэрэвна мюд минга». Местные знатоки перевели: по-ненецки это означает «по дороге идёт караван». Но вот что интересно. В отличие от выражения на русском языке, где акцент делается на последнем существительном «караван», в ненецкой фразе акцент всегда делается на слове «минга», глаголе. И в этом состоит не просто предложение, обозначающее движущийся караван. Это - философия, выраженная в языке. Тем самым глагол, отражающий движение оказывается исходным и постоянным состоянием, в котором существует ненецкая культура, философия жизни оленеводов-кочевников … Если задуматься, на мой взгляд, эта необ
Оглавление

«Увезу тебя я в тундру, и тогда поймешь ты вдруг,
Почему к себе так манит и зовёт Полярный круг.
Ничего, что здесь метели, не беда, что холода,
Если ты полюбишь Север, не разлюбишь никогда»

(Из популярной песни)

Будучи в командировке на Севере первое ненецкое выражение, которое услышал, было «сехэрэвна мюд минга». Местные знатоки перевели: по-ненецки это означает «по дороге идёт караван».

Но вот что интересно.

В отличие от выражения на русском языке, где акцент делается на последнем существительном «караван», в ненецкой фразе акцент всегда делается на слове «минга», глаголе.

И в этом состоит не просто предложение, обозначающее движущийся караван. Это - философия, выраженная в языке. Тем самым глагол, отражающий движение оказывается исходным и постоянным состоянием, в котором существует ненецкая культура, философия жизни оленеводов-кочевников …

-2

Если задуматься, на мой взгляд, эта необычная для оседлого, «статичного» мировоззрения форма самовыражения передаёт тот сложный и многоплановый объём культуры северных кочевников, который в наилучшем, самом совершенном виде представлен культурой ненцев-оленеводов.

И они являются не исключением из правил как кочевники.

Напротив, они - наследники того образа жизни, который вело «пра-пра-прачеловечество» ещё во времена палеолита. Когда человек из Африки расселялся по всей планете и вёл очень подвижный образ жизни...

-3

Думаю, что мы часто ошибаемся, представляя себе первобытного предка, топчущегося где-то в пещере.

Напротив, он двигался. Был очень мобильным, иначе бы он не освоил планету Земля. Наследниками этого самого древнего человечества являются и ненцы-кочевники. И они, «отступившие» на самый край земли, сохранили эту динамичную культуру. Ямал означает «край земли».

Впрочем, эта культура не является какой-то реликтовой. Напротив, мне кажется, она является «школой движения» вообще. Поэтому кочевники, думаю, могут считаться учителями, наставниками по искусству движения.

-4

Сложно их описать словами. Их лучше всего снимать в кино. Ведь кинематограф — это запись движения. И если мы хотим рассказать о кочевниках, то лучше всего снимать кино, а не описывать в книге или статье.

Но всё-таки попытаюсь это сделать.

И начну вот с чего.

-5

В этом процессе самое главное — это представить себе, что вам хорошо в движении...

В русской пословице «Переезд равен пожару» («двум пожарам», «трём пожарам», в зависимости от степени страдания) передаётся ужас или оторопь от того, что собой представляет переезд. А ведь ненцы, эти северные кочевники, только тем и занимаются, что переезжают.

Для них состояние движения, состояние переезда — это состояние уюта. И если кто-то хочет научиться быть настоящим кочевником, то нужно научиться испытывать «кайф» в состоянии движения, в состоянии миграции.

И это действительно достигается, например, в зимнем ненецком кочевье...

-6

Здесь под скрип нарт и оленьих копыт вы вдруг начинаете различать качающийся небосвод, сполохи северного сияния и ощущать, что это состояние почему-то напоминает вам какое-то благополучие. Это согревает вас.

-7

Вот в этом состоянии уюта и находятся кочевники. Некоторым из них приходится кочевать по сто раз в году…

И невольно задаешься вопросом, а чего же там больше — движения или стояния, каравана или стойбища? За счёт чего достигается такое состояние уюта?

-8

Прежде всего за счёт того, что мобильность — это жизнь. Этому способствует Арктика с её суровой природой.

Арктика ставит условие: либо вы живёте и движетесь, либо вы не живёте и не движетесь.

Поэтому для того, чтобы существовать в Арктике, нужно умело двигаться. Нужна стратегия движения или наука, а то и искусство движения…

Энергия, которая для этого необходима, берётся из двух сочетаний: «мужчина плюс женщина», «человек плюс олень». В этих двух моторах заключен «перпетуум мобиле», «вечный двигатель», который и является драйвером кочевого движения...

-9

На Севере, у кочевников мужчина и женщина выполняют каждый свою работу. У ненцев не принято не то чтобы помогать друг другу — это как раз принято, но не принято замещать функции друг друга.

Каждый «тянет» свою лямку. Там, где прекращает свою активность женщина, вступает мужчина, и наоборот…

-10

Женщина своей заботой и опекой охватывает жилище, жилое пространство. Мужчина — открытую тундру.

И в этом сочетании «он плюс она» становится гармоничным сосуществование чума, стойбища и окружающей тундры. Всякий раз, когда завершает свою активность мужчина, он входит в чум, переодевается в домашнюю одежду и вроде бы бездельничает: пьёт чай, болтает, курит. А всё вокруг делает женщина...

-11

На самом деле просто его «доля» закончена. Наступает её фаза поддержания активности.

Да, это она собирает чум. Она кладёт его в нарты. А он ведёт, он пасёт стадо. Он следит за движением, он выбирает место для нового стойбища, предварительно опробовав, насколько высок мох-ягель и есть ли он вообще. По тому, как ведут себя олени, он определяет, будут они стоять долго или стоянка будет совсем короткая, в течение ночи...

-12

Точно так же сочетание «человек и олень».

Когда ненца спрашивают: «Почему вы опять кочуете?» — он обычно отвечает: «Оленям пора идти дальше».

Думаю, если бы олень мог говорить, он бы наверняка сказал: «Ненцам пора идти дальше»...

Так вот они друг друга «подгоняют», ощущая, наверное, себя попутчиками, спутниками на протяжении всей жизни. Иногда олень, которому не повезло (он оступился, порезал ногу, или что-то случилось еще, хромает, не может идти), оказывался на нартах.

И теперь оленеводы везут своего оленя, помогают ему. Или совершают над ним хирургическую ветеринарную операцию, помогая ему избавиться, например, от некробациллёза (копытки).

-13

Или, когда видел, как ненцы ухаживали за только что появившимися на свет оленятами.

Когда шёл отёл, удивляешься, насколько проникновенно вот это сочувствие между человеком и оленем.

Весь календарь ненцев наполнены этими заметками, наблюдениями. Как олени чистят рога, как на голове оленей, после того как они сбросят рога, появляются шишечки. Словом, вот это взаимодействие и определяет тот заряд, благодаря которому происходит северное кочевье.

Оно выражается в нескольких, если угодно, принципах.

-14

Один из этих принципов состоит в том, что у ненцев-кочевников нет разделённого, объективно существующего пространства и времени.

У нас есть. Мы считаем их основными философскими категориями. У них — нет.

Пространство и время слиты. Время как будто кочует по тундре. Меняются места, меняются пастбища — и меняется положение времени. Равным образом пространство имеет своё временное измерение. Они как будто вместе.

Если попытаться придать ненецкому кочевью форму на карте, то образуются зимний круг и летний круг (соответственно, в лесотундре и в приморской тундре). Между ними — проход по хребту Ямал. По форме это напоминает восьмёрку или гантель.

Если мы попробуем нарисовать время, то обнаружится, что оно как бы двухколёсное, потому что у ненцев два года — год «зима» и год «лето».

-15

Когда спрашиваешь: «Сколько тебе лет?» — иной говорит: «Сто двадцать». Имея в виду, что ему 60, но «зима» плюс «лето» — получается 120. Так вот, эти два года соединены друг с другом точкой, пунктом, где лето «перетекает» в зиму. Это тоже некая условная «восьмёрка». Причём это место пересечения, или соприкосновения, — реальная остановка.

Тут ненцы меняют зимние нарты на летние. Караван тоже преобразуется. Летний караван превращается в зимний.

И вот этот условный «пит-стоп», где ненцы полностью меняют свою сезонную культуру, является тем проходом, через который «протекает» год...

-16

Интересно, что, в отличие от обычных философских представлений об объективности пространства и времени, это слитное пространство и время абсолютно субъективно.

Да, оно существует благодаря вам, вместе с вами. Если угодно, оно совмещённое не только как пространство и время, но ещё и как человек и окружающая тундра. Ничего не происходит помимо вас.

Это вы кочуете. Это вместе с вами движется время. Это благодаря вам происходит всё, что происходит вокруг...

-17

Ненцы говорят, что если вовремя не совершить жертвоприношение нужному духу, то время пойдёт не туда. Уж и не знаю, остановится оно или просто что-то произойдёт не так, но только что-то будет нарушено, конечно, для вас.

То есть ваше время пойдёт не так. Ваше пространство и время окажутся сломленными, деформированными, и не надо надеяться, что сосед совершит правильное приношение, а вы благодаря соседу окажетесь в нужном времени. Чудес не бывает...

Вы сами должны быть вовлечены. Вы сами должны быть тем «драйвером», тем источником энергии и магии, которая влечёт за собой это движущееся пространство-время. И это слитное пространство-время не само по себе катится по тундре. Его тащит, везёт на себе, в себе кочующий караван...

Словом, кочевье — это для сильных. Кочевье — это состояние духа...

-18

Кочевая традиция обладает свойством «трансформера».

Это означает, что не один и тот же караван движется с определённым количеством нарт в нём. Это означает, что караван всё время преобразуется. Преобразуется при переходе из лета в зиму. Преобразуется каждый раз, когда становится стойбищем.

Караван раскрывается как стойбище, а затем он снова вытягивается в змею каравана. Мало того, каждый чум — «трансформер». Он «легким движением руки» превращается из спальни в столовую, а затем в мастерскую.

-19

В кочевой жизни всё — в разной степени трансформер. И человек тоже трансформер.

Он может превратиться из совершенно непробиваемого морозами «агрегата» в несколько шкур в лёгкое, подвижное, тёплое существо...

-20

Кроме того, движение включает в себя взаимодействие между людьми, стойбищем, караваном — и оленями, стадом. По существу, управление стадом столь же сложно, как, допустим, навигация в море.

Тундровое «стадовождение» напоминает кораблевождение. Можно легко нарваться на риф или столкнуться с другим стадом. Это будет означать потерю оленей и долгие мучения, если не разорение оленевода.

Бедный оленевод, попав под пресс «тысячника» (стадо в тысячу и более голов), оказывается его жертвой. Он надолго теряет своих оленей и не может их больше контролировать, поскольку его стадо разбито...

-21

Словом, во избежание такого «стадокрушения» необходимо совершать нужные маневры. Ненцы-кочевники говорят, что они «играют в шахматы», уступая друг другу ходы, опережая друг друга.

Раньше в течение зимы проходили целые конференции, когда они договаривались, кто и в какой последовательности перебрасывает своё стадо через Обскую губу. Сейчас появились мобильники, можно позвонить друг другу и согласовать дополнительные движения.

Но так иногда получается сложнее.

Потому что если вы зимой договорились о последовательности и точности дней, то вы это выполняете, стараетесь выполнить, что бы вам это ни стоило.

А если у вас есть мобильный телефон, то он позволяет вам проявить «слабость». И это способно нарушить общее движение...

-22

Представьте себе: двести тысяч оленей, примерно в одно время, выскакивают на ямальский берег. Если кто-то опоздал, пошла шуга (мелкий рыхлый лед, появляющийся перед ледоставом и во время ледохода) — всё, оставшееся на надымской стороне стадо может погибнуть, потому что тундровые важенки (самки северного оленя) не умеют правильно следить за своими оленятами, они по-другому себя ведут, по-тундровому. В лесу, в частоколе, в буреломе они плохие матери. Поэтому весь молодняк может погибнуть…

-23

Кроме того, одним из приемов выпаса и движения является «парение« над тундрой.

Стадо и стойбище постоянно как будто парят, потому что они соприкасаются с тундрой. Слегка.

Но стоит надолго задержать стадо, особенно летом — оно вытопчет всю тундру, да ещё и «выкопает» какую-нибудь язву сибирскую или ещё каких-нибудь страшных бацилл.

Для того чтобы этого не произошло, нужно постоянно кружить. И каждый день вы отгоняете стадо километров за пять-десять от стойбища, затем возвращаете, и у вас образуется такой лепесток.

На следующий день вы отгоняете стадо ещё чуть правее, совершаете таким образом лепестковый круг. Так у вас получается «кружево» ...

-24

Вы как будто стоите на месте, но одновременно вы совершаете круговращение. Затем вы переходите на новую дистанцию и совершаете такой же лепестковый «кружевной дизайн».

Вы всё время в движении. Ваши олени всё время в движении. Лёгкость, парение — и пастбище цело.

Когда стадо, каким бы большим оно ни было, уходит, оставляя после себя тундру целой, годное пастбище, ненцы говорят: «земля после нас остаётся». А когда стадо втаптывается, всё перемалывает своими копытами, они говорят: «земля сломалась».

-25

От этого зависит очень многое. И сегодняшние проблемы Севера, и Ямала в частности, во многом состоят не в том, что оленей слишком много (за это ненцев можно только хвалить), а в том, что где-то теряется скорость.

И вообще всё тяжёлое, всё неуклюжее противоречит самому закону тундры.

-26

Тундра – она лёгкая. Она мигрирует. Там все перелётное, всё сезонное. И поэтому, как только что-то тяжёлое там застревает, оно действительно застревает и корёжит территорию, землю и так далее...

Вот поэтому многое из того, что делается промышленностью, надо было бы делать в стиле ненцев — легким и мобильным...

Ну, это я так думаю… Со своей «колокольни» …

-27

Все иллюстрации взяты со свободного доступа Яндекс. Картинки

Если понравилась статья - ставьте лайки, оставляйте комментарии.

Полистайте и другие опубликованные статьи на канале. Вдруг найдёте что-то интересное для себя?

Посмотреть другие статьи и подписаться на канал «Московский летописец» можно здесь (переход по ссылке).