История читателя, орфография и пунктуация сохранены.
Знакомство с церковью Христиан веры евангельской пятидесятников у меня началось в 18 лет. Когда я стал прихожанином и крещеным адептом местной общины. Она принадлежит к зарегистрированной в министерстве юстиции «религиозной организации Российской Церкви Христиан Веры Евангельской Пятидесятников». Религиоведы причисляют пятидесятников к неопротестантам. К ним же относят баптистов, евангельских христиан и адвентистов седьмого дня. Пятидесятники не столь известны на территории бывшего Советского Союза по той причине, что входили в –« Всесоюзный Совет Евангельских Христиан Баптистов». Как и остальные неопротестанты, пятидесятники не почитают иконы, не молятся святым, за упокоение умерших и Богородице Марии, а также не почитают мощи, и не крестят детей в несознательном возрасте.
Учение пятидесятников.
Главное отличие пятидесятников от остальных неопротестантов в том, они верят, что имеют «духовные дары как и апостолы Иисуса Христа в День Пятидесятницы» и особенно главный упор на так называемое говорение «иными языками» по -гречески «глоссалалия».
Пятидесятничество возникло в США в начале ХХ века среди «методистов», «епископалов», «баптистов», которые мечтали о духовном возрождении «первоапостольской церкви», и распространилось сначала в Европе, а потом по всему миру. Религиоведы и историки пятидесятничества отмечают, что движение пятидесятников неоднородно и имеет три волны.
Первая волна- классические пятидесятники возникает в начале XX века. Наибольшее распространение пятидесятники получили в СССР, в 20е годы прошлого столетии с 1918-1929. Этот период протестантскими историками назван «золотым десятилетием советского протестантизма». В начале своего формирования в СССР пятидесятники распространяли свои идеи в общинах евангельских христиан и баптистов. Поэтому есть некоторая схожесть в религиозном культе и церковных обычаях.
Вторая волна – «харизматическое движение», которое возникает в 60е годы XX века и затрагивает более традиционные конфессии Католичество, Англиканство, Лютеранство, и даже отчасти Православную церковь
Третья волну- называют –«Пауэр эванжелизмом», когда на богослужении практикуются необычные формы религиозного экстаза: падения во время проповеди, «святой смех», «духовные роды».
В конце 80х и начале 90х годов кроме известных уже пятидесятников стали появляться пятидесятники более нового толка. В специальной литературе их называют «неопятидесятниками», а неопротестанты часто называют «харизматами». К ним относится такие религиозные общины как «Слово жизни» или «Новое Поколение».
Харизматические пятидесятники часто отличаются, прежде всего, каким- то буйным проведением богослужения: танцами, иногда экзальтированными проповедями с угрозами сатане лично. Различия в учении новых от старых пятидесятников, заключаются в следовании так называемой- «Теологии процветания», и учении «Авторитет верующего». Суть этой теологии заключается в том, что истинно духовные христиане не болеют и не могут быть бедными потому что болезнь и бедность это проклятие, а Иисус взял все проклятия с тех кто уверовал в Него. Кроме этого у истинно верующих есть власть требовать от Бога успеха в духовных и материальных делах, распространять Его власть в мире, с помощью увеличения числа последователей и исцеления их от болезней и беснований. Часто харизматические пятидесятники в молитвах запрещают Сатане управлять. Болезни и бедность в их представлении посланы Диаволом и верующие через молитву могут разрушить его козни. Такое учение пришло из США . В харизматических общинах пастор, если это позволяет ему количество прихожан, сидит на зарплате от общины. Конечно, такое положение дел указывается в Библии, в которой написано, что проповедник может кормиться от тех, кому он проповедует. «Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования». (см. 1 Коринфянам 9:14)
В период религиозного поиска я пришел в традиционную общину пятидесятников, где не было ни спонтанного «падения в духе» ни «святого смеха». Богослужение традиционных пятидесятников можно назвать благопристойным.
Содержание иерархии пятидесятников
Пятидесятники, как и другие неопротестанты часто заявляют внешним людям, что у них нет священства, но это не вполне так. У них нет той жесткой вертикали власти, но некоторая иерархия все, же существует. В традиционных общинах пятидесятников проповедовать может каждый мужчина – член церковной общины. Обычно проповедуют те, кому нравится и у кого хоть как то это получается. Качество проповедей обычно очень низкое. Только не очень давно пятидесятники открыли свои учебные заведения, где можно получить образование.
Пресвитер избирается голосованием общины, где он зарекомендовал себя как хороший христианин и проповедник. После представления кандидатуры в пресвитеры, приезжает епископ и «рукополагает» в пресвитера. В отличие от православия, что бы стать пресвитером, не нужно обязательно становиться диаконом, потому что диакон это больше служение хозяйственное, чем религиозное. Диакон также избирается местной религиозной организацией и рукополагается епископом. Диакон также имеет права совершать церковные обряды как и пастор-пресвитер: Вечерю Господню Святое Причастие и крестить. Меня крестил диакон потому как наш пресвитер лежал в больнице.
Например, в советское время руководители общины-«пресвитера» часто не имели церковного содержания, а работали на светской работе. Пожалуй, только более высокие деятели (старшие пресвитера и епископы) в иерархии могли и то не всегда быть освобожденными служителями и получать зарплату. Там где был я, пресвитер и епископ работали на светских должностях . Все они были многодетными отцами и община не содержала их. Община-церковь сама выбирает из своих «прихожан» пресвитера, диакона и регента, если это возможно.
В переводе с греческого «епископ» это – надзиратель. Иерархия власти копируется с более традиционных церквей, поэтому епископ, так же как и в православии надзирает за определенной областью, где существуют общины этого религиозного направления. Такие надзиратели-епископы, есть в каждом крае или области, республике страны. Старшие пресвитера и епископы у традиционных пятидесятников не обладают той властью, какой они обладают, например, в Русской православной церкви. Епископ не может назначить или снять пресвитера (пастора) и конечно им не передаются никаких конвертиков. Высшее руководство религиозной организации пятидесятников (тогда они называли себя –« Российский Союз Христиан Веры Евангельской Пятидесятников») переизбирается каждые 4 года, и в отличие от православия там нет пожизненной должности председателя или патриарха. Смешную историю нам студентам богословского института рассказал главный епископ Союза пятидесятников. Он поехал в командировку, что бы посетить одну общину пятидесятников, где он должен был проповедовать и опоздал на начало собрания. Когда вошел в здание, то привратники (ашеры) посадили его на бочку, потому что стулья закончились, а они не знали что перед ними главный епископ союза пятидесятников. Когда епископ встал и пошел проповедовать, все руководство общины «сгорели» от стыда, но никакими репрессиями эта история не закончилась.
Как устроена церковная община
В отличие от православных у пятидесятников существует фиксируемое членство в общине. То есть пастор, точно знает количество прихожан своей церкви. В православной церкви такого не существует уже давно примерно с Революции 1917 года.
Участие в Церковных обрядах: - Бракосочетание, Вечеря Господня, Погребение, принимают те, кто уже вошел в религиозную общину через добровольное крещение (как говорят пятидесятники –«по вере») или был принят, так как крестился в другой церкви пятидесятников. Детское крещение в Православии и других традиционных конфессиях, считают неправильным. Над младенцами, рожденными в семье пятидесятников, совершается «молитва благословения», которая, в какой- то мере схожа с крещением, но таковым не является. Все церковные обряды, которые существуют также у пятидесятников, абсолютно бесплатны: бракосочетания, крещение, погребение, но совершаются над своими членами церкви.
У традиционных пятидесятников невозможно прийти с улицы и попросится креститься. Крещение у пятидесятников - это несколько более долгий процесс, чем это обычно происходит в Православной церкви. Что бы креститься у пятидесятников необходимо:
- покаяться в своих грехах желающий выходит в центр зала и говорит, что он желает покаяться, примириться с Богом:
- уверовать в Иисуса как Бога, и конкретно своего Спасителя и произнести молитву покаяния, которую читает пастор, а остальные молятся за «покаявшегося грешника».
После этого община считает покаявшегося «приближенным» (к Богу, наверное) и считает своим братом христианином, но не членом общины и поэтому его не допускают на специальные организационные собрания для членов общины. Члены церкви и руководство сначала должны убедиться, что «приближенный» действительно уверовал и оставил грех. Это означает, что он не курит и не употребляет алкоголь и конечно наркотики. Кроме этого он должен регулярно посещать богослужения, хотя бы 1 раз месяц. В советское время испытательный срок мог быть больше одного года. Все этапы в религиозной жизни как покаяние, крещение, человек, не делает самостоятельно. Почти всегда находится тот, кто рассказал о Боге и пригласил на богослужение. Этот миссионер-проводник может быть другом, коллегой по работе соседом или даже родственником. Такой проводник автоматически становится наставником, и община официально возлагает миссию для дальнейшего обращения и «воцерковления».
Религиозный наставник подсказывает исходя из обстановки, что и как делать на этом пути в религию. После покаяния в церкви следующим этапом является крещение. Пятидесятники не крестят младенцев и детей, а ждут когда их дети сами этого попросят (имеется ввиду дети верующих родителей, которым также предстоит пройти все указанные этапы, как и тем кто пришел из «греховного мира»).
Для крещения необходимо соблюсти некоторые условия. Первое и как они говорят главное это –«личная вера в Иисуса». Знание о котором можно почерпнуть из канонической Библии (в основном используют перевод православной церкви на русском языке, но могут быть другие современные переводы, кроме перевода -«Новый мир»). Что бы помочь правильно верить Бога, в общине 50-ков существует обучение основам веры -«катехизация, оглашение». Обычно собирают группу и обучают по своей программе, где назначенный лектор обучает. После прохождения такого обучения, проходят собеседование с церковным советом, где спрашивают о личной жизни. Чаще разговор в этой беседе касается официальных отношений в браке. Кто живет в так называемом гражданском браке или, проще говоря, сожительствует, ему или ей надо заключить официальный брак с печатью или оставить партнера иначе не допустят к крещению.
После этого собеседования существует экзамен на собрании членов церкви, где каждый может спросить и задать вопрос, касающийся Библии или учения, а также, почему и как уверовал испытуемый. Наверное, такое испытание не везде уже есть, но у меня было именно так, как я описал.
Все те, кто прошел, все подобные испытания и был принят в общину, может получить материальную помощь, в случае если реально нуждается. Обычно вопросы материальной помощи решались на собрании братьев, или выносились на общее собрание членов церкви. Лично я сам наблюдал, как церковь пятидесятников оказывала помощь в операции и помогала своим «прихожанам» когда они нуждались в материальных средствах.
Народные сплетни и в том числе рассказы некоторых православных борцов с сектантами утверждают, что непротестантские религиозные организации спонсируются с Запада (США и Западная Европа) с целью ослабления православия и России. Наблюдая жизнь неопротестантов, я не заметил никакой спонсорской помощи и подрывной работы против страны, хотя был очевидцем ежемесячных отчетов ревизионной комиссии. Иностранной гуманитарной помощью в 90-е не брезговали и сами православные, например детские Библии и остальную литературу которую ввозили для бесплатного распространения, можно было встретить в книжных лавках православных храмах. Интересный случай рассказала в своей книге «Записки попадьи» Юлия Сысоева. Она пишет, что в Московской академии и семинарии вначале 90-х годах было очень плохо с продуктами. Каким- то образом протестантская миссия пожертвовала груз размером с КАМАЗ с полуфабрикатами из США голодающим православным студентам и богословам. Они тогда не протестовали и кормились «гуманитаркой» от еретиков.
У неопротестантов к которым принадлежат и 50-ки есть взаимовыручка, которая практически неизвестна православным. Припоминаю обращение краевого епископа 50-ков к той общине, где был и я. Он говорил, что необходимо пожертвовать деньги, какой либо общине на строительство молитвенного дома потому, как также жертвовали и нам для постройки нашего молитвенного дома. Строительство молитвенного дома у нас я не видел, но помню и принимал участие в его ремонте.
За три года, что я там был, не видел ни какой внешней спонсорской помощи из-за границы. Если не считать привоза бесплатной литературы для раздачи населению. Кроме этого, совершенно отдельно существовала миссия- «Братья Гедеоновы», члены которой, распространяли бесплатно знакомые практически каждому печатные издания «Нового Завета» и «Псалтири», в том числе карманного размера. Однажды мне пришлось везти некоторую сумму денег в главный офис нашей церковной организации в Москве. Как сейчас помню, сумма была ну совсем негигантская, а примерно как средняя зарплата. Далее я пошел учиться (платно) в семинарию пятидесятников, где узнал, что создание своей общины лежит целиком на плечах пастора и рассказы о помощи с Запада оказались чаще всего домыслами.
Учась в богословской семинарии, я познакомился с теми, кто ее уже окончил и стал пастором. Большинство из них работало на светской работе и на выходные проводили свои богослужения в различных «Домах культуры», библиотеках. Благо пятидесятников, нет сложного религиозного культа и организовать богослужение довольно просто. Для этого необходимо помещение, стулья, музыкальный инструмент, тот, кто сможет на нем играть и проповедник который может проповедовать. Организационные расходы для проведения богослужения, часто сам пастор из собственного кармана оплачивал расходы. Знакомство с внутренней жизнью религиозной организации мне открыло что слухи и сплетни о западной помощи весьма преувеличены.
Церковная десятина
Есть мнение, часто проповедуемое конкурентами по религиозному бизнесу, что у пятидесятников есть обязательная десятина. Сколько мне известно у традиционных пятидесятников не было жестких требований о десятине, но о ней часто говорят в более новом пятидесятническом движении часто называемом «харизматическим». Иногда я слышал от тех кто был в харизматических общинах, что там любят проповедовать на эту тему «несите десятины в Дом Господень», но ни кто строго не взыскивает с последователей. Скорей всего, в каждой общине свои правила и политика. В конце- концов всегда можно выйти из одной церкви и уйти в другую. Православные проповедники, не знакомясь с критикуемым объектом, иногда пугают своих прихожан что у сектантов (то есть пятидесятников, баптистов, адвентистов) обязательная десятина. Это говорят православные, которые сами о ней мечтают, но в реальности это не всегда так, а точнее почти всегда не так. В той общине, где я был, не было ни какой обязательной десятины. Все, кто был принят из других общин пятидесятников, или крещен, должны были давать небольшой взнос каждый месяц, и он как участник мог спросить, куда пошли его денежные средства. Сумма взноса не была большой и от нее освобождались студенты или школьники (которых могли крестить и в 16 лет). Как и у православных, каждая религиозная община пятидесятников посылает в Москву часть своего дохода с пожертвований на содержание главного офиса и зарплату работникам. В то время когда, учился нам студентам говорили, что проживание и питание нашего богословского института оплачивается Союзом пятидесятников.
За все время наблюдения за традиционными пятидесятниками я не слышал, что бы у них были серьезные проблемы с обманом в опросе финансов. Чего нельзя сказать о так называемых харизматических церквях. Судя по новостям и сериалам в США обычная новость, когда пастора арестовала полиция за хищение денег из церковной кассы. Недавно в США грабители, сняли с пастора украшений на 1 миллион долларов и сделали это во время его проповеди «Слова Божьего». Тема пастора, который обогащается на вере своих последователей, поднимается и в американском кино. В 1992 году был снят фильм «Прыжок веры», где показано, как команда странствующих проповедников обогащаются за счет доверчивых верующих. Недавно снят сериал «Праведные Джеймстауны», который в комедийном жанре рассказывает о доходном и отчасти опасном бизнесе телеевангелистов.
Скандалы с пасторами харизматического направления пятидесятников случаются и на территории бывшего СССР. В создании финансовой пирамиды был обвинен украинский пастор церкви «Апостольство Бога» - Сандей Аделаджа. Он в Киеве создал пирамиду «Кингз Кэпитал» и приглашал прихожан туда вкладывать деньги. Пирамида лопнула и пастор Сандей стал отказываться от своего участия в этой афере. Начатое следствие то возбуждалось, то останавливалось, а пастор остался на свободе пока не произошел другой скандал. Пастор Аделаджа, сожительствовал со своими прихожанками, и этот скандал заставил его уехать в Нигерию.
Неприятная история произошла в России, где пастор из Ставрополя Евгений Шин из «Объединенного Российского Союза Христиан Веры Евангельской» позанимал денег на 500 млн рублей и пытался скрыться. Пастора поймали органы правопорядка и завели уголовное дело. Некоторые источники говорят, что тоже имело дело финансовая пирамида и пойманный пастор не единственный участник махинации с деньгами последователей. Кроме такой схемы, существуют легальные способы отъёма денежных средств у прихожан. Организуются «духовные конференции» и пастор призывает в них участвовать, для того что быть более «духовным и знающим волю Бога». Участие в конференции платное, но искусно играя на религиозных чувствах своих прихожан, пастор убеждает принять в них участие. Прихожане, которые не имеют средств оплатить свое участи в конференции, часто занимают или берут кредиты, что бы поехать на «пророческую конференцию» и улучшить свою «духовность», которая связано с материальным достатком (идеи «Теологии процветания»).
Необходимо заметить, что не все пастора харизматического движения пятидесятников активно используют незаконные приемы финансового обогащения, а есть те, кто вполне законопослушен.
Подведя итог своих наблюдений, могу сказать что религиозный мир пятидесятничества очень разнообразен и не сводится к одним порокам или благодеяниям. Не нужно сверх меры доверяться авторитетам, какие бы они были пастор пятидесятников, православный священник, а нужно следовать народной мудрости, которая гласит: – «Доверяй, но проверяй!»