Найти тему
Одиночная палата

/GNUser/Theme/Dark

One Half Theme (c) Son A. Pham
One Half Theme (c) Son A. Pham

Давеча дизайнер всея руси Артемий Лебедев, он же Тёма, задвинул ценную мысль про тёмную тему (даа, вот такой каламбурный каламбур). В том смысле, что тёмная тема это такой выпендрежный и бессмысленный тренд, который на самом деле функционально ничего из себя не представляет. Позволю себе несколько не согласиться.

Конструкт белого (светлого) текста на черном (темном) фоне возник не сам по себе, а через черный экран терминала и белые (зеленые) символы в еще дографическую эпоху, до эпохи цветных мониторов и окошек, к которой относится в том числе и веб-дизайн. С другой стороны, можно возразить, что эстетика черного по белому берет свои корни из полиграфии, куда более древней чем компьютеры, а может даже из папирусных и берестяных рукописей, и поэтому более православна по сути.

Однако, причина по которой принято печатать черным по белому лежит вовсе не в области дизайна, а в простой логике того что проще выделить тёмный пигмент и оставлять его на осветленной поверхности. На известняковых скалах, например, или на шкурах животных, а далее на том же папирусе и бересте. Вовсе не потому что это правильно с точки зрения дизайна или устройства человеческого зрения.

К слову о зрении. Да, есть изыскания, которые говорят нам, о том, что черный текст на белом фоне лучше воспринимается нами при дневном свете: мускулатуре зрачка приходится затрачивать меньше усилий, а мозгу проще отделять шумы от сетчатки. Ключевое здесь - дневной свет. О том как ведет себя зрение в условиях искусственного освещения знают не то что бы меньше, но туда подмешивается масса всяких других факторов как мощность светового потока, температура света, отражающие свойства объекта, люменисценция, контраст и куча всего прочего. Естественный солнечный свет в силу своей исключительной силы величина относительно постоянная и значительно превышающая по всем параметрам значения искуственных источников.

То есть говорить о том, что при дневном свете черное по белому видно лучше, можно, но нельзя говорить о том, что при недостаточном освещении белое, а особенно чуть светящееся, как-то хуже. Уж явно не в пять раз. Чему подтверждением огромное число администраторов и программистов, работавших с момента появления терминалов и до сих пор, и никак не страдающих от чтения светлого по темному. А работают эти люди, как можно догадаться, во основном отнюдь не при дневном свете у окошка или в парке на скамеечке.

Веб-сайты, офисные и полиграфические программные комплесы в данном случае как-раз таки скорее новомодное явление, которое, естественно, годится для каких-то специфических вещей. Действительно, что бы адекватно воспринимать то, что в результате будет распечатано на белом листе, стоит видеть в максимально приближенном цвете. Нюансы цвета лучше различать, когда активны колбочки в сетчатке - при дневном освещении. Наш глаз приспособлен приглушать и усиливать чувствительность к цвету в зависимости от наружнего освещения. Мы животные дневные, но при недостатке освещения, в сумерках, мы прекрасно различаем и мелкие светящиеся объекты благодаря уже другим клеткам - палочкам. Палочки человеческого глаза не так чувствительны как у ночных животных, но разрешение черно-белого зрения и разброс по контрасту у всех животных намного выше цветного. Мы можем различить ничтожный блеск от далеких звезд и от глаз хищников. Причем в ночном режиме мозгу меньше нужно очищать шумы, а значит меньше работать.

Таким образом утомляемость при чтении подсвеченных букв в полумраке вряд ли значительно отличается от чтения черных букв на яркобелом фоне. Более того, каждый может ощутить, что при долгом чтении в темноте с белого фона сложно перевести взгляд на клавиатуру или вокруг. И если переключаться часто, то дискомфорт от перенастройки чуствительности вполне ощутим физически до болевых ощущений.

В общем от тёмного фона хуже никому не стало как и в период с 60-х по 90-е, так и сейчас мнимое преимущество белого фона, в компьютерах, навязанное графическими интерфейсами и веб-сайтами, превращается в эдакий неудачный эксперимент и уходит в нишевое употребление, для полиграфистов и чертежников, где ему и место вместе с мнением Татьяновича.

Может быть, для владельцев мобильных устройств и людей, которые действительно имеют возможность почитать с экрана в парке или атриуме торгового центра имеет смысл не ставить темный фон в угоду моде. А еще лучше было бы, если бы операционные системы научились на основе дачиков освещения или фотокамер переключать оформление с темного на светлое без ручной настройки каждого приложения. Может быть пора придумать такие темы оформления, которые бы плавно переходили от дневного к ночному режиму.

PS: Набрано на KDE Plasma (breeze dark) + konsole (onehalfdark) + zsh (agnoster) + neovim (onehalfdark) под OST Брат 2