Памела Колман-Смит - художница, нарисовавшая самую популярную колоду в Европе: Таро Райдера Уэйта.
Памела Колман-Смит, судя по воспоминаниям современников, была очень ярким и неординарным человеком, умевшим чудесно рассказывать сказки, видеть музыку и заглядывать в будущее. Казалось, она пришла из мира фей, решив для разнообразия прожить человеческую жизнь.
Памела выросла в бесконечных странствиях: её отец по работе был вынужден вместе с семьёй постоянно скитаться между Америкой и Англией, так что представление о том, что такое «дом» у девочки было весьма размыто. Возможно, поэтому далёкая родина её матери – Ямайка, запала в душу девочки так глубоко. Мать рассказывала ей сказки и легенды своей родины, и пробудила в Памеле не только уважение к своим корням, но и творческую жилку и интерес к волшебству.
После смерти матери, Памела была передана на воспитание актрисе Эллен Терри. Работая под её руководством в театре, девочка совершенствовала свои художественные навыки, помогая в создании театральных костюмов и декораций. В театре Памеле дали прозвище, которое великолепно подходило к её внешности и характеру, и сопровождало её до конца жизни – Пикси.
Пикси Смит всю жизнь была окружена творческими людьми – поэтами, актёрами, художниками, и конечно магами. Одним из её ближайших друзей был Уильям Йейтс, состоявший в ордене Золотой Зари. Именно он разглядел в Памеле дар ясновидения, и привёл за собой в орден.
Впоследствии, Памела и Йейтс устраивали творческие вечера, на которых частыми гостями были члены ордена Золотой Зари. Они приходили послушать, как Уильям читает свои еще не дописанные стихи, а Пикси рассказывает старые ямайские сказки. При этом она устраивала целое представление: вплетала в волосы ленты, подражала ямайскому акценту матери и то и дело прерывала рассказ песнями. Перед внутренних взором завороженных слушателей, как наяву, вставали видения экзотического острова и его волшебных обитателей.
В общем, Памелу Смит было сложно не заметить. Помимо эксцентричного внешнего вида (смуглая кожа, раскосые глаза, банданы и длинные юбки) она была умна, начитана, артистична, утверждала, что видит фейри, и обладала несомненным художественным даром. Слышали ли вы когда-нибудь о синестезии? Это способность испытывать ощущения соответствующие одному органу чувств, через какой-либо другой орган. Так вот, Памела видела музыку, и рассказывала окружающим об увиденном посредством творчества, иллюстрируя свой журнал и участвуя в выставках.
Возможно, именно благодаря вышеперечисленным качествам, Артур Уэйт обратился именно к Пикси Смит, когда задумал создание своей колоды таро. Главной идеей будущего таро Райдера-Уэйта была простота. Артур задумал создать колоду для непосвященных, не состоящих в магических орденах людей. Судя по тому, что в наше время его колода считается начальным кирпичиком в тарологической практике – ему это удалось.
При создании колоды, Артур Уэйт настоял лишь на том, чтобы изображения Старших Арканов были максимально близки к традиционным, а в остальном предоставил полную свободу художнице. Так что Младшие арканы колоды – полностью детище Памелы Смит. Именно благодаря ей, колода Райдера-Уэйта стала первой, в которой изображения имеют не только Старшие, но и Младшие Арканы. До этого, на картах Младших Арканов изображались лишь предметы мастей, в количестве соответствующем номиналу карты. Кроме того, Памела очень повлияла на то, как тарологи толкуют карты в наши дни. Она умышленно рисовала на лицах слегка неопределённое выражение лица, чтобы каждый мог увидеть на карте что-то своё, и старалась максимально передать настроение карты позой героя, его одеждой и окружающим пейзажем.
Идею проиллюстрировать Младшие Арканы, Памела подглядела у итальянского художника Сола-Буска, у которого также была своя колода таро. В ней были проиллюстрированы 2-3 карты Младших Арканов. Вероятно, Пикси Смит видела их на выставке в Британском музее.
Памела вложила много труда в работу над колодой, но не смотря на это, она не получила от этого никакой материальной выгоды, и её имя не фигурирует в названии (Райдер – фамилия издателя, который первым опубликовал колоду).
Памела Колман-Смит умерла в нищете. Все имущество она завещала своей подруге Норе Лэйк, однако оно было пущено с молотка для покрытия долгов, и Нора осталась ни с чем. Оригиналы картин, по которым была создана колода Таро, пропали бесследно, хотя известно, что однажды Пикси обращалась к Альфреду Штиглицу как к посреднику с просьбой их продать. Оригиналы печатных форм для колоды погибли во время Второй Мировой войны при бомбежке.