Найти тему
околоКУЛЬТУРНО

Поэт со стеклянным глазом

Был на свете человек, имя которого сегодня встречается редко. Но он - русский поэт и художник украинского происхождения, живописец, график, поэт, издатель, теоретик и пропагандист нового искусства. Один из зачинателей живописного авангарда, «отец русского футуризма», написавший знаменитый манифест футуристов с говорящим названием «Пощечина общественному вкусу», где призывал «сбросить классиков с парохода современности». Брат художника Владимира Бурлюка и поэта Николая Бурлюка.

Давид Давидович Бурлюк

Стихи самого Бурлюка пусть обсуждают специалисты по футуризму, но широкая публика может сразу поставить ему жирный плюс в карму как первооткрывателю Маяковского. И Маяковский не поскупился, упомянув Бурлюка в поэме "Облако в штанах":

И —
как в гибель дредноута
от душащих спазм
бросаются в разинутый люк —
сквозь свой
до крика разодранный глаз
лез, обезумев, Бурлюк.

Да, с глазом у него было не все в порядке. Если точнее, то левый глаз у него вовсе отсутствовал еще с детства. Потерял он его в драке с одним из своих братьев. Потом пришлось вставлять стеклянный.

В итоге Бурлюк, когда уже стал мэтром футуристов, превратил это в одну из своих отличительных особенностей. Стеклянный глаз был элементом эпатажа, наряду со странной серьгой, расшитой бисером, и рисунками на правой щеке - то кошкой, то птичкой.

А вообще, вся жизнь у него была весьма футуристической. При этом очень долгой, он прожил 84 года, получил мировое признание (правда, больше не как поэт, а как художник)

Его картины до сих пор поражают воображение ценителей, но вот в свое время Бурлюка не приняли в Академию художеств. Он не расстроился, занимался в в Королевской академии искусств в Мюнхене и Школе изящных искусств Кормона в Париже. Был одним из организаторов художественного общества «Бубновый валет», в котором отрицали академизм и реализм, а вот к постимпрессионизму, фовизму и кубизму относились тепло.

-2
-3
-4

Жизнь Давида Давидовича была интересна, наполнена путешествиями, выставками, встречами. Он был знаком со многими популярными в то время в сфере искусств людьми, некоторых открывал сам.

Осенью 1922 Бурлюк с семьёй переехал в США. Жил в Нью-Йорке, сотрудничал с «Анонимным обществом», работал в прокоммунистической газете «Русский голос». Совместно с женой, Марией Бурлюк, организовал издательство и выпускал журнал «Color & Rhyme». В 1941 поселился в Хемптон-Бейз на Лонг-Айленде и основал одноимённую художественную группу.

Преклонные года не сказались на работоспособности Бурлюка, в 1960-х годах он посещает Австралию, где экспонируются его работы, после чего направляется в Чехию и Италию. В 1956 и в 1965 посещал СССР. Несмотря на его многократные предложения к изданию в СССР своих произведений, ему не удалось напечатать ни строки.

Давид Бурлюк скончался 15 января 1967 года в городе Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк. Согласно завещанию, его прах был развеян над водами Атлантики.

И ничто не помешало ему жить во имя своего таланта, ни сложный характер, ни стеклянный глаз, ни непостоянность власти...