114 подписчиков

Кто был первым мужчиной-ведьмой в истории и почему ведьмы летают на метлах?

Полет на метле издавна ассоциировался с ведьмами. В серии книг о Гарри Поттере юные волшебники даже соревнуются в ставшем культовым вымышленном виде спорта, летая на метлах. Но ведь ведьмы могли заколдовывать любые предметы и использовать их для полета. Почему же они выбрали именно метлы? Причина, похоже, в том, что метлы имеют те же языческие корни, что и сами ведьмы!

Первое изображение ведьмы на метле

В 1451 году Мартин Ле Франк опубликовал Le Champion des Dames.

На иллюстрациях в книге можно заметить изображения двух женщин. Та, что вверху, летит на чем-то, что явно является метлой. Другая восседает на деревянной палке, которую вряд ли можно рассматривать как метлу, но все равно похоже.

Martin Le Franc’s “Le Champion des Dames,” via Wikimedia Commons
Martin Le Franc’s “Le Champion des Dames,” via Wikimedia Commons

Это самое раннее известное изображение женщин, восседающих на метлах. Однако тут нет какого-либо явного мистического и магического значения. В частности, на этих изображениях мётлы могут намеком на сексуальный подтекст.

Символическое значение метлы

Ведьмины метлы, по-видимому, были символическими, подразумевая как фаллические образы, так и знаки «правильного» поведения, то есть поддержания дома в чистоте в глазах патриархата.

Наличие метлы могло указывать, какой женщина якобы должна быть, а какой не должна. В то время отношение к женской сексуальности было весьма спорным. До двадцатого века художественные интерпретации ведьм изображали их обнаженными, что, несомненно, также усиливало этот аспект.

«Открытие колдовства», книга Реджинальда Скота, изданная в 1584-м году, не оставляет у читателя сомнений относительно ключевых элементов некоторых языческих ритуалов: «На этих магических собраниях ведьмы всегда танцуют», — пишет Скот, добавляя, «поют и танцуют, и у каждой ведьмы в руке метла, которую она держит высоко».

Похоже, это был ритуал на повышение плодородия, в ходе которого использовались метлы и другие подобные предметы.

Скот перечисляет многие из самых знаковых элементов колдовства: эти люди связаны с колдовством, они размахивают метлами, и все они исключительно женщины. Однако это не означает, что в ведьмовском деле не было мужчин.

Любопытно, но факт: первым человеком, признавшимся в полете на метле (естественно, признание, сделанное под принуждением), был французский священник по имени Гийом Эделин в 1453-м году.

Первый мужчина-ведьма в истории

Шабаш. Франсиско Гойя
Шабаш. Франсиско Гойя

Для некоторых это может быть сюрпризом, однако первое зарегистрированное признание полета на метле было сделано мужчиной.

Гийом Эделин, настоятель монастыря Сен-Жермен-ан-Лэ под Парижем и бывший монах-августинец, не был первым кандидатом на роль подозреваемого в колдовстве. Тем не менее, в 1453-м году он под пытками признался, что неоднократно почитал дьявола в образе овцы или барана, целуя животное в ягодицы, чтобы показать свое подчинение.

По словам Эделина, в обмен на дьявольскую помощь он был обязан явиться на встречу со своим новым хозяином, когда бы его ни призвали. По собственному признанию Эделина, этого можно было добиться, просто оседлав метлу, — тогда он мгновенно переносился в присутствие Дьявола.

Возможный намек на то, почему именно Эделин стал мишенью инквизиторов, исходит из дальнейшего обвинения в том, что настоятель жил с женщиной благородного происхождения, расположение которой он завоевал с помощью своего дьявольского хозяина.

Однако истинной причиной, по-видимому, была его проповедь, произнесенная незадолго до ареста. Эделин несколько опрометчиво заявил, что не верит в шабаши ведьм, заявив, что это не что иное, как плод воображения. И это заявление не очень понравилось тем, кто работал над искоренением колдовской ереси по всей Франции.

Этот случай также заслуживает особого внимания, поскольку, как говорят, во время ареста при себе у Эделина была письменная копия подписанного с Дьяволом контракта. Это было вещественным доказательством не только его вины, но и тех самых вещей, о которых Эделин заявлял, что не верит в их существование.

Эделина выставили на эшафот в городе Эвре, где он был публично наказан за свои грехи. Монах сознался в колдовских деяниях и раскаялся перед собравшейся толпой. После чего его отвели обратно в темницу, где продолжили пытки.

В своей книге «Демономания колдунов» (De la Demonomanie des Sorciers) Жан Боден утверждает, что Эделин был казнен в 1453-м году как колдун. Но есть некоторые свидетельства о том, что Эделин был избавлен от казни в обмен на публичное признание и в конце концов умер в тюрьме.