Начинаем с берега Амура и видим Хабаровск в конце 1860-х - начале 1870-х. Ему здесь около десяти лет, и вообще он (она) пока еще Хабаровка. Просто деревня на краю света без видимых перспектив. Гулять, прямо скажем, здесь особо негде. Тем более что никаких дорог еще в принципе нет - все сообщение с внешним миром идет по реке.
Каменные здания в Хабаровске стали появляться только спустя десять лет. И одним из первых стал дом, построенный к приезду первого генерал-губернатора Приамурья барона Корфа. Он справил там новоселье 13 октября 1884 года. И правильно. Не должен ведь руководитель огромного края жить в каком-то сарае, как все… Особняк потом сто раз перестраивали и достраивали, и теперь это Дом офицеров на Шевченко.
Кстати, если зайти внутрь, то из губернаторских окон откроется неплохой вид. Церковь, что мы видим, - первая в Хабаровске. Она простояла около десяти лет, потом ее разобрали и пригодный материал использовали для строительства новой церкви - Иннокентьевской.
У нас вообще любили все перестраивать. Чтобы убедиться в этом, далеко ходить не надо. Спускаемся на набережную и смотрим вверх. Лестница в этом месте стоит и сейчас, хотя и давно закрыта на вечный ремонт - не разгуляешься. Но вот здание Амурского речного пароходства (Муравьёва-Амурского, 2) узнать непросто. Изначально, в 1933–1934 годах, оно было выстроено в стиле конструктивизма, который мы и видим в 1938 году. Привычный нам неоклассический вид ему придали в 1950-х годах вместе с четвертым этажом.
Отметим, что еще одна «фишка» Хабаровска - заштукатуривание фигурных кирпичных фасадов, из-за чего многие старые, изначально очень красивые здания, сейчас выглядят просто уродски. Объясняется это, во-первых, тем, что 5 апреля 1920 года многие дома в центре города пострадали от обстрела японской артиллерии. А кроме того, ввиду всеобщей разрухи 1920-х от зданий стали отваливаться всякие украшательства. В итоге власти решили, что проще замазать фасады «под одну гребенку», чем восстанавливать их. Например, здесь мы видим здание ЦУМа на Муравьёва-Амурского сразу после японского обстрела. Хорошо заметно как минимум три попадания.
А вот, кстати, и те самые японцы, что повредили нам фасады. Стоят у того самого дома генерал-губернатора в 1919 примерно году и глядят как-то неласково.
Посмотрим уже заодно и на американских интервентов в том же году. Для этого метнемся в район между улицами Ленина и Гамарника. Там был штаб 27-го пехотного полка экспедиционного корпуса США. Американцы по Хабаровску не стреляли, просто следили за японцами, чтобы те себе слишком много не позволяли. Ничего личного, просто баланс интересов. Японцы пообрушили нам фасады и поубивали людей спустя месяц после ухода американских войск.
Если пройтись по улице Ленина от американского штаба в сторону Амура, мы увидим самое, пожалуй, незадачливое здание в истории Хабаровска. Это Алексеевская церковь. Ее построили в 1914 году, в 1932-м закрыли, а через два года сломали. И поскольку не сохранилось планов постройки, даже фотографии не дают точного представления, где именно она стояла. Скорее всего - между зданием штаба 3-го командования ВВС и ПВО (Ленина, 30) и жилым домом (Ленина, 32). При этом южная часть собора накладывается на северную часть штаба. Так что, возможно, церковь не снесли, а как водится в Хабаровске, просто перестроили под штаб.
В 1932 году, если стоять у кинотеатра «Гигант», можно было хорошо рассмотреть масштаб обреченного храма (он высится на заднем плане) на фоне тогдашней застройки.
Кстати, пройти между «Гигантом» и церковью можно только по мостам через речку Плюснинку. Ну, как речку... Вонючий ручей, текущий по захламленному и застроенному разными хибарами оврагу. Бульвар на месте всего этого построили только в 1960-х годах. В 1965 году мы видим, что овраг бывшей Плюснинки засыпан и преобразован в Уссурийский бульвар, вдоль которого еще стоят старые деревянные дома.
Прогулявшись по новому бульвару до прудов, можно увидеть страшный сон мэрии. Люди в середине 1980-х годов свободно плавают по прудам на катамаранах. А рядом - просто купаются. Вокруг нет ни одного спасательного поста. Водоемы не огорожены заборами с запретительными табличками. Анархия какая-то…
Заглядываем на стадион «Динамо» в одноименном парке. А там в 1965 году при битком набитых трибунах играют в футбол. Хотя ведь давно уже действует стадион имени Ленина, и все знаковые матчи, вроде как, должны проводиться там. Кто с кем и зачем играет, непонятно, но очень интересно.
Уходим на улицу Пушкина и внезапно обнаруживаем там в середине 1960-х годов автобусную остановку у памятника Ленину. Да, здесь было когда-то пассажирское движение, Пушкина хотели даже сделать главной городской магистралью, связывающей Южный и Северный микрорайоны. Но потом передумали.
Ну а дальше, на Карла Маркса, конечно, вливаемся в многолюдную демонстрацию по случаю чего-нибудь важного. Например - празднование Первомая в конце 1960-х.
Или можно посмотреть, например, на детский карнавал 1964 года на Комсомольской площади. Проводились в те времена они в августе, чему были посвящены - бог весть. Видимо, тому, чтобы чем-то занять детей на каникулах.
И, завершив небольшую прогулку по «красному квадрату» примерно там же, где и начали, конечно, неплохо было бы расслабиться. Квасу, может быть, выпить. Или чего-то еще.
Но снова к берегу лучше не спускаться. А то опять увидим безобразие. Кто-то в 1966 году понаставил людям на пляже кабинок для переодевания, лежаков с зонтиками. Кто бы это мог быть? Неужели местные власти? Не умели люди жить... Нет, чтобы как сейчас - понаставить табличек с запретом купаться, объявив воду слишком грязной, а течение слишком быстрым.
Или нет, все же спустимся, пересечем Амур и… внезапно встретим целый класс женской гимназии, который приехал отдыхать на острова в 1900 году.
И, наконец, посмотрим на Хабаровск-1938 с левого берега ночью. Красота!
Напомним, недавно DVHAB.ru запечатлел современный Хабаровск с крыш высоток. Все величие Амура, набережная и стадион имени Ленина, купола храмов и пестрота застроек центра, Северного и Железнодорожного районов - здесь.
Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru
Фото: государственный каталог музейного фонда РФ, краевой музей им. Гродекова, University of Wisconsin-Milwaukee Libraries, ТАСС