Найти тему

СДВГ и эмоции.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности - это про переизбыток. СДВГ-дети все делают сверх меры. Если прыгают, то не десять раз, а сто. Если бегут, то пока не упадут без сил. Если сел лепить из пластилина, то пока все цвета не перемешает в один комок неидентифицируемого цвета от стола не отойдёт. Приходя в новое место ему нужно все потрогать, поднять, покрутить, залезть под стул, на стол, в шкаф, при этом ещё и очень громко все свои действия сопровождать разговорами, вопросами, песнями. Рядом с СДВГ-ребёнком создаётся впечатление, что он везде и всюду, что его слишком много вокруг.

С эмоциями все обстоит абсолютно также. Например, веселье. Если Андрей развеселился, то его просто не остановить. Он может смеяться не переставая, любое моё слово будет вызывать новый приступ смеха. Он может затихнуть на минутку, а потом снова начать смеяться. Да, и среди обычных взрослых такое бывает, если что то сильно рассмешило. Но при этом мы можем остановиться, продолжаем воспринимать действительность вокруг нас. У Андрея не так. Если смех вошёл в свою гиперактивную стадию, то он не видит и не слышит ничего вокруг, взгляд его становится стеклянным, он быстро истощается, начинается мышечная слабость - не может продолжать стоять на ногах, все валится из рук, может лечь на пол. Раньше такие приступы истерияеского смеха происходили очень часто. Сейчас, к счастью, он уже учится контролировать себя и такое происходит крайне редко. Но каждый раз выбивает из колеи не только его, но и меня.

Или, например, слезы. Ооо, обижаться сын умеет. Таких детей ещё называют "нытиками". Если произошло что-то, что его обидело или расстроило, то он разыграет драмму Вселенского масштаба. Слезы льются градом, губы дрожат. Одни только фразы "Мама, ты чего меня расстраиваешь (обижаешь/ругаешь/жадничаешь/не отдаёшь в зависимости от ситуации)" чего только стоят. Все же видели истерящих в магазинах детей, которые играют больше на публику и из желания манипулировать родителями? Так вот это наши обычные будни, только сыну не нужна публика и по большей части он в этот момент мной не манипулирует, а по-настоящему обижается.

Гнев. Наверное, это самая страшная эмоция для любого родителя, а для родителя СДВГшки ещё и может быть приговором. Я много изучала вопрос, знаю, что дети могут проявлять как агрессию к окружающим (бросаться окружающими предметами, кусать, бить), так и проявлять самоагрессию. К счастью, но Андрей не агрессивный, иногда он может начать только хлопать себя по щекам, но это в момент расстройства, когда уже хочет перестать плакать и не получается прекратить. Такие инциденты я пресекаю или стараюсь не доводить.

Есть и приятная сторона его гиперэмоциональности - Андрей ласковый. Он любит обниматься, целоваться, он проявляет всю свою потребность любить ко всем окружающим близким его людям. Он часто сам говорит, как он любит меня или сестру, бабушку и дедушку. Он просит обнимать его. Он заботливый. Ещё, конечно, он хитрый, знает, что можно начать обниматься, если его ругают.

Обратная сторона медали чрезмерной эмоциональности - не понимание чужих эмоций. И если веселье Андрей легко подхватывает, то он не всегда понимает, что другому человеку грустно. Например, когда плачу я (иногда это происходит), он понимает и просит меня перестать плакать, гладит по голове. А вот когда плачет младшая сестра он может начать смеяться. Да, плач младенцев иногда больше напоминает визг, чем собственно плач, но мне пришлось учить его распознавать, когда сестре грустно, а когда ей весело. Так же он может начать смеяться, если человек рядом ударится или упадет, если будут ругать кого-то другого. Всё это не невоспитанность - в теории он знает, что если кому то больно, то нужно пожалеть, а вот на практике...

Конечно тут нужно понимать, что все это только от незрелости частей головного мозга. Нужно учиться и самой справляться со всей этой эмоциональности, и, что главнее, учить ребёнка самого справляться со всеми его эмоциями. Можно ждать, когда мозг дозреет, но ребёнок к этому времени уже может стать изгоем, так как будет не понят обществом. А можно по сто раз на дню, как стихотворение, повторять правила поведения и проговаривать эмоции. Я выбираю второй путь.

Никто не учил Андрея любить Лизу, но на то, как трепетно он относится к сестре, можно смотреть вечно
Никто не учил Андрея любить Лизу, но на то, как трепетно он относится к сестре, можно смотреть вечно