Легендарный финский архитектор и дизайнер — Алвар Аалто, стал известен благодаря внедрению идей «гуманизма», минимализма и функционализма в проектирование зданий и мебели. Каждое творение зодчего гармонирует с природой и человеком, совмещая замысловатость и простоту. К примеру, в знаменитом на архитектурном поприще пансионате в Паймио, построенном маэстро в 1933 году, помимо отменно спроектированного здания — были созданы идеальные условия пребывания для каждого постояльца.
Алвар, говорил последователям, что истинная архитектура только там, где в центре — человек со всеми его трагедиями и комедиями, — эта фраза является основным отображением направленности творца, сумевшего привнести новейшие грани в архитектуру XX века: от интернационального стиля 30-х годов до утончённого функционализма, сочетая при этом органические элементы более позднего периода.
В довоенные 30-е года прошлого столетия гений архитектурного искусства создает: городскую библиотеку в русском городе Выборге, ставшую сегодня культурным наследием в РФ; туберкулезный санаторий в Паймио с бесшумными раковинами и индивидуальными палатами для больных и грандиозное сооружение для редакции крупнейшей газеты «Турун Саномат», расположенной в Турку. Именно эти шедевры архитектурного и дизайнерского мастерства, наиболее четко передают концепцию пространства, и приемы освещения, ставшие характерными чертами виртуоза.
Обзор биографии Алвара Аалто
На территории живописной Финляндии третьего февраля 1898 года на свет появился Алвар Аалто — будущие светило архитекторы. С детства увлекался рисованием и даже брал уроки художественного мастерства у искусного финского художника. Окончив, лицей, юноша в 1916 году поступает в престижный Политехнический институт Гельсингфорса. Однако через два года кровопролитная гражданская война «прерывает» обучение Аалто, вынуждая молодого человека выступить в поддержку «белых». Тем не менее, все складывается удачно и Алвар возвращается к студенческой жизни сумев завершить вуз и стать в 1921 году дипломированным специалистом в области архитектуры.
Секрет «силы» Аалто
С 1922 по 1923 гг. отслужил в армии, а вернувшись к гражданской жизни в звании младшего лейтенанта, спроектировал церковь близ озера Каухаиерви. В это время мэтр находился под влиянием авангарда и неоклассицизма в европейской архитектуре, Алвар прибывал в поисках «свежих» форм в конструкциях строений и проектирования. Его интересовало все: от устройства дверной ручки до городской планировки — в данном аспекте и таиться секрет успешности одаренного архитектора. При этом мужчина умудрялся не упускать из виду социальные массы, остро понимая, что нужно для комфорта личности. Его первоочередная задача как профессионала заключалась в попытках объединить разрозненные научные и художественные начала, достичь единства бытия и творчества.
В 1924 женился на Айно Марсио, которая к слову также работала архитектором, а в будущем стала его соавтором. В этом же году приступает к первому масштабному проекту — Муниципальной больницы в Алаярви, которое завершает в 1928 году. Стоит отметить, что в 1927 году параллельно занимается разработками второго и наиболее значимого объекта — городской библиотеке в Выборге, открытие которой состоялось в 1935 году. Раннее признание только способствовало развитию великого архитектора и дизайнера, выявившего в весьма молодом возрасте огромный потенциал и способности.
Мировое признание
В 1928 — 1931 гг. под руководством уже именитого Алвара появляются здания: инсайдера «Turun Sanomat newspaper offices» в Турку; санаторий «Tuberculosis sanatorium and staff housing» в Паймио; вилла «Таммеканн» в эстонском городе Тарту, представшая перед ценителями архитектурного мастерства, как просторное композиционное решение гармонирующие с очарованием северных пейзажей.
С тридцатых годов лучшие работы великого зодчего начинают выставляться в нью-йоркском Музее Современного Искусства. В 1931 году Алвар переезжает в Хельсинки и спустя пару лет основывает фирму — «Артек», специализировавшуюся на производстве мебельной продукции. Выпускаемый интерьер начинающего предпринимателя заворожил обывателей и со временем дал толчок для развития финского стиля в интерьере.
В 1937 — 1938 гг. продемонстрировал возможности архитектурных построек из древесины для Всемирных выставок в капиталистическом Нью-Йорке и в романтическом Париже, замечательно соединив традиционные веяния городов с очарованием авангардных приемов.
Путь преподавателя и возвращение на родину
В сороковые годы Аалто примеряет на себя «роль» преподавателя, обучая пытливые умы архитектуре и дизайну в американских вузах. Омрачает стремительный взлет маэстро смерть в 1949 году любящий супруги и партнера по проектам в архитектуре — Айно Марсио-Аалто. Недолго горюя, гениальный архитектор возвращается в Финляндию, где знакомится с Элиссой Мякиниеми, с которой они в 1952 году сыграли свадьбу.
В пятидесятых окрыленный новыми чувствами архитектор создает значимую работу в карьере, которая воздвигает автора на новые высоты и начинает плодотворную серию работ, именуемую — «красной». Общественный центр в Сяюнятсало, Дом культуры в столице Финляндии, университет в Ювяскюля и многие другие неимение грандиозные работы, были воздвигнуты гением из меди, кирпича и дерева.
След в истории
После выдающихся побед на престижных международных конкурсах Аалто достигает апогея славы, работая в 60-70-е годы над Политехническим институтом в Отаниеми; общественным центром в Сейняиоки, и дворцом «Финляндия» — символом миролюбия ко всему живому на планете Земля.
Он построил здания во многих уголках света, прослыл культовым архитектором, дизайнером и оратором. Оставил след в истории, дав «жизнь» невероятным проектам, удивляющим и до сих пор самых рьяных критиков и экспертов. О нем писал сам Андрей Павлович Годзак — архитектор, художник, фотограф, дизайнер, педагог и непревзойденный критик, а также историк в области архитектуры как науки. Он говорил, что жизнь Аалтостала аллегорией борьбы искусства и технологии со временем, умелец смог опередить многих архитекторов-практиков, завоевав уважение и восхищение.