Приветствую всех в еженедельной пятничной рубрике, в которой я говорю о своих любимых фильмах и о том, почему они достойны просмотра, первого или повторного.
А значит мы продолжаем смотреть Хорошее Кино.
На очереди «Гран Торино» – драма Голливудского мэтра Клинта Иствуда, сыгравшего ещё и главную роль (возможно, и самую главную в своей актерской карьере). Фильм был выпущен ограниченным тиражом в кинотеатрах США 12 декабря 2008 года, а 9 января 2009 года вышел в широкий прокат.
Сюжет такой. Сварливый старик Уолт Ковальски, ветеран Корейской войны, живёт в неблагополучном пригороде Детройта. Среди соседей не осталось белых американцев, что отнюдь не радует ветерана. После смерти жены Уолт остаётся один на один со своими мрачными мыслями, злой на весь мир. Но всё меняется, когда парнишка Тао, живущий по соседству, по наущению двоюродного брата неудачно пытается украсть единственную ценность в жизни Уолта – редкий автомобиль Форд Гран Торино 1972 года, на котором хозяин даже не ездит. Кража срывается, и жизни мальчика и старика меняются после этого события.
Фильм в первую очередь исследует тему семьи. Она немножко проникла в него даже на уровне съёмочной группы. Старший сын Иствуда, Кайл, написал музыку, а младший, Скотт, исполнил одну из эпизодических ролей (белого парня, попытавшегося «брататься» с афроамериканцами). Даже собака Уолта, Дейзи, – это любимый семейный ретривер Клинта Иствуда в реальной жизни.
Интересно наблюдать, как выстраиваются отношения замкнутого Уолта с семьёй Тао и с другими соседями. Причём все изменения, происходящие в герое, Иствуд мастерски передаёт, даже сохраняя суровое выражение на лице.
Но, как и любое другое Хорошее Кино, «Гран Торино» прежде всего рассказывает историю человека. Одинокого, брошенного страной, которой служил, не нужного собственным детям, оставшегося без единственного любящего и любимого человека, без цели и смысла в жизни. И того, как он заново открывает для себя простые радости этой самой жизни, заново учится ценить чужую, радоваться ей, беречь и защищать.
Как и его герой, Клинт Иствуд тоже является ветераном Корейской войны. Пусть сходства на том и заканчиваются, Иствуд выдаёт невероятнейший перфоманс в своей актёрской карьере.
Помню, когда фильм вышел в прокат и критики наперебой расхваливали игру Иствуда, упорно ходили слухи, что на «Гран Торино» Голливудский ветеран закончит актёрскую карьеру, переключившись только на режиссуру. И Уолт Ковальски – этакая лебединая песнь Иствуда-актёра. Ему настолько понравилась эта история, что, по словам сценариста Ника Шенка, помимо замены ссылок на Миннеаполис ссылками на Детройт (только потому, что снимать пришлось в Детройте, по финансовым соображениям), постановка "не изменила ни единого слога" в сценарии (ремарка: в Голливуде это обычная практика – переписывать сценарии; их переписывают как до, так и во время и даже после съёмок; это делают сами сценаристы, делают режиссёры или продюсеры; актёры порой тоже могут вносить свои правки).
Слава богам, что тогда это были лишь слухи. Но вернёмся к «Гран Торино».
Фильм стал коммерчески успешным, собрал по всему миру 270 миллионов долларов (при бюджете в 33 миллиона), был отмечен несколькими наградами, получил положительные отзывы критиков.
В нём Вас ожидают: похороны, перестрелки (да-да, район, где живёт Уолт, настолько неблагополучный), много расистских высказываний (в основном из уст Уолта), семейные ссоры, жестокие нападения, продуманная месть, и незабываемый трагичный финал.
Повторяясь, скажу, что это кино о человеке, который, даже оставшись в одиночестве и ненавидя всех вокруг, остался Человеком. Именно так – с большой буквы, как я обычно пишу Хорошее Кино.