.
.
И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон (Откр.16:16)
.
В современном массовом сознании слово «армагеддон» стало именем нарицательным, применимым к любому глобальному катаклизму, — и это обстоятельство, без сомнения, не позволяет воспринимать понятие «Армагеддон» в строго библейском смысле. Однако те, кто читал или слушал книгу Откровение Иоанна Богослова в первые века христианской эры, не связывали это слово с ядерными взрывами, падением метеоритов, зомби-эпидемиями, нашествием инопланетян и т.д., и видели в этом названии только холм (гору) Мегиддо, который располагается на южном склоне долины Изреель, известной иудеям и первым христианам как место, где на протяжении всей библейской истории происходило множество значительных и весьма знаменательных битв.
(Долина Изреель соединяет побережье Средиземного моря и долину реки Иордан, причем на северном склоне долины Изреель, прямо напротив южного холма Мегиддо, находится город Назарет и гора Фавор, сравн. с положением гор Гевал и Гаризим)
Так, в эпоху Судей именно в долине Изреель Девора и Варак одержали победу над многочисленными ратниками и железными колесницами нечестивого полководца Сисары (Суд.4, Суд.5):
И донесли Сисаре, что Варак, сын Авиноамов, взошел на гору Фавор. Сисара созвал все колесницы свои, девятьсот железных колесниц, и весь народ, который у него, из Харошеф-Гоима к потоку Киссону. И сказала Девора Вараку: встань, ибо это тот день, в который Господь предаст Сисару в руки твои; Сам Господь пойдет пред тобою. И сошел Варак с горы Фавора, и за ним десять тысяч человек (Суд.4:12-14)
Пришли цари, сразились, тогда сразились цари Ханаанские в Фанаахе у вод Мегиддонских, но не получили нимало серебра. С неба сражались, звезды с путей своих сражались с Сисарою (Суд.5:19-20)
(Сравн. – «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует… И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый», Откр.19:11-14»)
Более того, в ходе этой битвы обратившийся в бегство военачальник Сисара пал от руки обычной женщины, Иаили, жены Хевера Кенеянина, — а умерщвлен он был в точности так же, как и «зверь из моря», то есть «поражением в голову»:
[Левую] руку свою протянула к колу, а правую свою к молоту работников; ударила Сисару, поразила голову его, разбила и пронзила висок его. К ногам ее склонился, пал и лежал, к ногам ее склонился, пал; где склонился, там и пал сраженный (Суд.5:26-27)
(Сравн. сказанное змею после грехопадения человека: «…вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту», Быт.3:15; а также пророчество о Сыне Человеческом, т.е. о «семени жены»: «…дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних», Фил.2:10)
И там же, в долине Изреель у ручья Харод, Гедеон одержал «трубную» победу над войском мадианитян и амаликитян (Суд.6, Суд.7), причем для этого Гедеону потребовалось всего триста воинов, которые в отличие от десяти тысяч готовых к битве ополченцев Израиля пили воду, лакая ее из ладони, а не наклоняясь к воде (Суд.7:5-7):
И разделил триста человек на три отряда и дал в руки всем им трубы и пустые кувшины и в кувшины светильники. И сказал им: смотрите на меня и делайте то же... когда я и находящиеся со мною затрубим трубою, трубите и вы трубами вашими вокруг всего стана и кричите: [меч] Господа и Гедеона! И подошел Гедеон и сто человек с ним к стану, в начале средней стражи, и разбудили стражей, и затрубили трубами и разбили кувшины, которые были в руках их. И затрубили [все] три отряда трубами, и разбили кувшины, и держали в левой руке своей светильники, а в правой руке трубы, и трубили, и кричали: меч Господа и Гедеона! (Суд.7:16-20)
.
А поскольку во время этой ночной битвы триста воинов Гедеона не только затрубили в трубы, но разбили имевшиеся у них кувшины с горящими внутри светильниками, — нет сомнений, что эта удивительная и знаменательная победа в пророческом смысле прорисовала времена и события Последнего дня ветхого мира.
(Сравн. – «…Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших», 2 Фес.1:10; «…думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас», Рим.8:18; Мф.25:1-13; Лк.12:35)
И в этой же долине Изреель, у потока Киссона, пророк Божий Илия сначала обличил во лжи и лжесвидетельстве, а затем заколол четыреста пятьдесят «пророков Вааловых»:
И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев [это], весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там (3 Цар.18:38-40)
.
При этом чудесное «иссушение вод», которыми был залит жертвенник Илии, в пророческом смысле прямо соответствует «иссушению вод Евфрата», которое согласно свидетельствам Откровения произойдет при излиянии в мир шестой чаши последнего гнева непосредственно перед битвой при Армагеддоне (т.е. перед окончательным поражением всего мирового нечестия, Откр.16:12).
Более того, войско загадочного «Гога и Магога», упомянутое в Откр.20:7, должно собраться не в некоем случайном месте, но в долине, которую пророки называют «долиною полчища Гогова» и «долиной прохожих на восток от моря» (Иез.39:11), — то есть и в этих свидетельствах речь идет именно о долине Изреель при холме Мегиддо.
Другими словами, все библейские битвы, происходившие в окрестностях холма Мегиддо, есть прообразы одного и того же события, т.е. величайшей вселенской брани Последнего дня. Поэтому несмотря на то, что ап. Иоанн упоминает Армагеддон как буквальное место, где будет уничтожено вселенское воинство нечестия, — в связанных с этим местом библейских событиях прорисовано множество существенных и весьма знаменательных подробностей, которые не позволяют воспринимать это понятие в локальном и буквальном смысле, но свидетельствуют о том, что глобальное и окончательное поражение всего мирового нечестия совершится абсолютно неожиданно и сразу по всему лику земли (Лк.21:34-35).
(Здесь можно отметить, что в предыдущих главах книги Откровение событиям последней брани соответствовал образ «великого землетрясения» перед седьмой трубой, поражающего «рассвирепевших язычников», а также свидетельство о явлении «ковчега завета», который пойдет впереди Небесного Воинства, переходящего «вселенский Иордан», Откр.11:13-19.
А далее эти же события «раскроются» в книге Откровение в образе поражения десяти рогов-царей, выходящих на брань с Божественным Агнцем, Откр.17:12-14; и в образе заклания вселенского нечестивого воинства «мечом уст» Слова Божьего, которое совершится «перед брачной вечерей», Откр.19:11-21, и в образе уничтожения воинства «гога и магога» ниспавшим с неба «поядающим огнем», Откр.20:7-9, и т.д.)
.
................................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Седьмая чаша последнего гнева, поражение воздуха и последнее вселенское землетрясение (Откр.16:17-18)
Предыдущая статья: Что означают слова Спасителя «сё, иду как тать: блажен бодрствующий...»? (Откр.16:15)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #семь Ангелов и семь чаш последнего гнева Божия, Откр.16:1 #он собрал их на место, называемое Армагеддон, Откр.16:16 #семь последних язв Откровение Иоанна