Что означают слова Спасителя «сё, иду как тать: блажен бодрствующий...»? (Откр.16:15)

123 прочитали
   Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его (Откр.

Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его (Откр.16:15)

В священных текстах Новозаветного канона утверждение «иду как тать» встречается неоднократно, и во всех без исключения эпизодах прямо связано со Вторым Пришествием Спасителя (сравн. – «Придет же день Господень, как тать ночью...», 2 Пет.3:10, «Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя», Откр.3:3, и т.д.).

(ТАТЬ, я, м. (старин.). Вор, грабитель. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова)

А поскольку настоящие «тати» действуют максимально скрытно и стараются приходить так, чтобы о времени их возможного появления никто не узнал, —предупреждение «иду как тать» означает, что День Господень придет абсолютно неожиданно и застанет ветхий мир буквально «врасплох», сравн.:

О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут (1 Фес.5:1-3)

При этом с учетом свидетельства о вселенском нечестивом воинстве, которое под воздействием трех нечистых духов вышло на брань с силами света (Откр.16:13-14), слова Откровения «сё, иду как тать» перестают быть «предупреждением о грядущем», и возвещают «настоящее», то есть мгновенный приход Спасителя, наступление Дня Господнего, окончательное поражение нечестия и последний Суд над всем ветхим миром (сравн. – «...чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя», Откр.16:14).

Что касается «состава» воинства нечестия, которое будет уничтожено явлением Господа во Славе, — можно утверждать, что различные «ратоборцы тьмы», представляющие силы ветхого мира, не организуются в обычную земную армию, которая каким-то непостижимым образом собралась бы со всех континентов к заранее определенному времени в одном месте и встала бы там боевым строем или военным лагерем.

(Очевидно, что если придерживаться версии, согласно которой сбор «воителей нечестия» происходит буквально, а время этого сбора определяют три нечистых духа, но в первую очередь диавол-дракон, — это будет означать, что именно дракон определит тот «день и час», который до последнего момента остаётся тайной даже для Церкви Христовой, сравн. – «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец», Мк.13:32; Мф.24:36)

Другими словами, поскольку все призванные во вселенское нечестивое воинство пребывают в обольщении и не осознают подлинных смыслов и масштабов происходящего, — подготовка к последней брани происходит не явным для мира образом, а предупреждение «иду как тать» и призыв «бодрствовать» останутся актуальными даже в самые последние часы нынешнего века, сравн.:

Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не [сыны] ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи [сынами] дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним (1 Фес.5:4-10)

(Здесь есть смысл еще раз отметить, что применительно к реалиям последней брани христиане выступают «сынами света» и «сынами дня» в том числе и потому, что царство зверя после четвертой трубы пребывает во мраке, то есть в кромешной тьме, 1 Фес.5:4-5, а воинство Господа выходит на брань «от восхода солнечного», Откр.16:12)

Так или иначе, образы «бодрствования» и «хранения одежд» с одной стороны, и понятие «духовной наготы» с другой, прямо связаны с тем обстоятельством, что в обычных условиях люди перед отходом ко сну разоблачаются. Однако с учетом того, что не только день, но и час Второго Пришествия Спасителя никому во вселенной не известен, — и Сам Спаситель, и Его апостолы наставляют верующих не «разоблачаться» ни днем, ни ночью, то есть бодрствовать в сердце и в мыслях даже во сне (1 Фес.5:9-10, сравн. — «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет», Мф.24:42, Мф.25:13; «ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими», Мк.13:32-37 и т.д.).

Кроме того, многие новозаветные свидетельства о Втором Пришествии подчеркивают тот момент, что несмотря на предваряющие это события глобальные потрясения вселенной, никто из пребывающих во тьме не сможет разглядеть никаких признаков приближения Последнего дня, сравн.:

но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого (Мф.24:37-39)

А это означает, что все беззаконники вынуждены будут предстать на Суд Последнего Дня в таком состоянии сердца и мыслей, когда за человеком нет не то что «брачных одежд» (в которых встречает Спасителя Его Церковь, Мф.22:1-14), но даже обычной одежды, посредством которой он смог бы прикрыть собственный внутренний срам (Иуд.1:13 и т.д.).

Что касается тех, кто «имеет ухо» и слышит евангельские предупреждения Спасителя (Откр.13:8-10), — они стараются «бодрствовать» и «хранить свои одежды в чистоте», то есть быть готовыми предстать пред лице Божие буквально в любой момент, сравн.:

Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть (Откр.3:18)

Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого (Лк.21:34-36)

Так что в итоге в «ночной час» ветхого мира только те, кто уподобился «разумным девам», не уснут, причем встретят жениха в соответствующей моменту «брачной одежде» (Мф.22:11-12) и с «заправленными маслом светильниками» (Мф.25:1-13), сравн.:

Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (Лк.12:35-40)

(Сравн. – «...покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься», Откр.2:5)

Именно в таком ключе рассуждает о духовном бодрствовании и свт. Андрей Кесарийский:

Бодрствовать и хранить одежды означает быть бодрственным и непрестанно заботиться о добрых делах, служащих одеждою для святых; не имеющий ее будет посрамлен, как обнаженный и преисполненный срамоты… Отсюда ясно, как пагубно лишение риз добродетели, так как мы знаем и из евангельской притчи, что не имевший их был низвержен из чертога (Мф.22:13), а также и из слов апостола, когда он, рассуждая о нетлении, говорит: «аще точию и облекшеся, не нази будем» (2Кор.5:3) от добрых дел. Будем же поэтому усердно умолять Господа нашего, чтобы Он омыл здесь одежды души нашей, дабы, по слову псалма, нам «убелиться паче снега» (Пс. 50:9) и не услышать: «друже, како вшел еси семо не имый одеяния брачна?» и не быть брошенными со связанными ногами и руками во тьму кромешную (Мф. 22:12, 13), но чтобы, имея во всякое время белые одежды, по премудрому Соломону, и нося светлые светильники сострадания и добродетельной жизни, взойти нам в небесный чертог вместе с Христом, чистым и непорочным Женихом душ наших. Ему со Отцем и Святым Духом слава подобает, честь и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Кроме того, весьма знаменательно, что «слово о бодрствовании» прямо указывает на последнюю, т.е. десятую казнь египетскую, когда в ночь ветхозаветного Исхода произошло поражение первенцев Египта, не защищенных от истребления кровью пасхального агнца (Исх.12), — а народ Божий, послушный пророку Моисею, в эту ночь не спал, но был облачен в одежду, и перепоясан, и даже имел на ногах обувь, сравн.:

Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую (Исх.12:11-13)

(Здесь можно отметить, что пасхальные установления времен исхода Израиля из Египта были даны народу как установления вечные, так что в духовном смысле они сохраняют актуальность и в новозаветные времена, сравн. – Исх.12:14.

А соответствие образов из Исх.12:11-12 и слов «да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи» из Лк.12:35 свидетельствует не только о духовном положении верующих в ожидании Спасителя, но и о грядущей победе при Армагеддоне, которая вместе с образом «горящих светильников» будет обсуждаться в следующей публикации)

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Армагеддон - это место, время или событие? (Откр.16:16)

Предыдущая статья: Три духа нечистых, подобные жабам, собирают царей земли на последнюю брань (Откр.16:13-14)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #семь Ангелов и семь чаш последнего гнева Божия, Откр.16:1 #иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду, Откр.16:15 #чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его, Откр.16:15 #семь последних язв Откровение Иоанна