.
.
Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих (Откр.16:10-11)
.
С учетом того обстоятельства, что предыдущие четыре чаши поражали землю, море, реки, источники вод и солнце, — «престол» и «царство зверя», которые становятся «адресатами» пятой чаши последнего гнева, могут восприниматься как нечто особенное, на что Божественное возмездие пока не изливалось.
Однако и другие новозаветные тексты, и сама книга Откровение прямо свидетельствуют о том, что «престол сатаны» находится в том числе и на земле, а «зверь, выходящий из моря», восседает не на собственном престоле, а на престоле дракона (Откр.2:13, Откр.13:2), — так что нечестивое царство дракона и зверя представляет собой не некое обособленное «пространство», но включает в себя и землю вместе с «живущими на земле», и море, и воздух (Откр.12:12, Откр.13:1-4, Еф.2:2 и т.д.).
Более того, поскольку сатана неоднократно именуется в Св. Писании «князем мира сего» (Ин.12:31, Ин.16:11 и т.д.), — очевидно, что царством дракона и зверя, «разделяющими» единый нечестивый престол, является весь видимый мир, исключая только Церковь Христову (Откр.13:8, Откр.15:2 и т.д.).
А это означает, что когда несмотря на «палящее до язв» солнце (Откр.16:8) в царстве зверя воцаряется полный духовный мрак, вместе с которым это царство наполняется особыми, ни на что не похожими мучениями и страданиями, — в этот мрак погружается не только преисподняя, но и весь ветхий мир, остающийся вне небесного утешения и врачевания (сравн. с панорамами последних дней, представленными в Елеонском пророчестве Спасителя: «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания [бедствий], грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою», Лк.21:25-27).
Причем о призывах обитателей этого погруженного во мрак царства к покаянию речь уже не идет: все, на что способно нечестие в царстве зверя в последние дни, — это продолжать хулить Бога, исполняя меру собственных беззаконий и уничтожая для себя всякую надежду (сравн. – Ис.8:20-21, Дан.11:36 и т.д.).
Кроме того, можно заметить, что при пятой чаше достигает пророческой полноты образ девятой казни египетской (т.е. «помрачение света»), которая отчасти (на треть) проявилась во вселенском масштабе в самом начале новозаветных времен (т.е. при четвертой трубе, сравн. Исх.10:21-23 — Откр.8:12), — а панорама потрясения вселенной в масштабах «шести дней творения», развивающаяся от шести труб к шести чашам, достигает самого первого, изначального уровня, на котором свет был отделен от тьмы (Быт.1:4-5).
Другими словами, к Последнему дню весь ветхий мир погружается во вселенскую «египетскую тьму», — и начинает ощущать свой конец не только умственно, но и чувственно, сравн.:
И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма (Исх.10:21)
День гнева - день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен. И Я стесню людей, и они будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа... (Соф.1:15-17)
.
Что касается природы тех ни на что не похожих страданий, которые приходят в ветхий мир вместе с «осязаемым мраком» и вынуждают имеющих язвы «кусать свои языки» (которыми, к слову, они хулят Бога), — есть основания предполагать, что эти страдания не являются следствием каких-то специальных действий или воздействий (как и тьма физическая не причиняет боли сама по себе).
В духовном смысле понятиям «тьма» и «мрак» соответствует состояние полной богооставленности, которое пока не знакомо и даже невообразимо ни для кого из живущих, — и именно это во всех смыслах ужасающее состояние станет причиной и источником тех вечных мучений, о неизбежности которых предостерегала беззаконников новозаветная проповедь в те времена, когда двери в Божественную реальность оставались открытыми.
(Сравн. – «…негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!», Мф.25:30)
.
................................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Шестой Ангел вылил чашу в великую реку Евфрат... чтобы готов был путь царям от восхода солнечного (Откр.16:12)
Предыдущая статья: Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем... (Откр.16:8-9)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #вылейте семь чаш гнева Божия на землю, Откр.16:1 #Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя и сделалось царство его мрачно, Откр.16:10 #и кусали языки свои от страдания, Откр.16:10 #семь чаш последнего гнева и семь последних язв книги Откровение