Найти тему
Old school dude

90-е годы, рок-прицел, важнейшие песни

Оглавление

Век приближался к своему концу, завершим и мы дискуссию о важнейших песнях в истории рок-музыки. За основу списка был взят перечень Джеймса Хенке, главного куратора "Зала славы рок-н-ролла", и группы музыкальных критиков, которые взвалили на себя монументальную задачу назвать "самые влиятельные песни в истории рок-н-ролла". Заметьте, не "самые лучшие", а "самые важные" песни в контексте путей развития музыки – её путевые вехи, если хотите. Позже этот пул из несколько тысяч наименований рядом экспертов был дополнен ещё рядом значимых и ранее упущенных из вида композиций, увеличившись таким образом ещё на треть.

В довершении всего уже автор взял на себя бремя этот впечатляющий труд подсократить, разбить всё на временные эпохи – на мой взгляд так нагляднее – и убрать номера ранжирования, оставив, впрочем, только топовые песни. Тем не менее, это составило чертовски субъективный список. Просто выбрать какие же песни вырезать было непростой задачей.

Предыдущие части здесь:

Самые важные песни в истории рок-музыки, свежий взгляд
Old school dude27 августа 2022
Важнейшие песни в истории рок-музыки, 60-е годы
Old school dude3 сентября 2022
70-е годы, самые важные песни в истории рок-музыки
Old school dude10 сентября 2022
Важнейшие песни рок-музыки 70-х, продолжение
Old school dude17 сентября 2022
Самые важные песни рок-музыки второй половины 70-х
Old school dude22 сентября 2022
Рок-музыка 80-х, самые важные песни
Old school dude1 октября 2022
80-е годы в роке, самые важные песни
Old school dude22 октября 2022
80-е и 90-е годы, важнейшие песни
Old school dude29 октября 2022

Наверняка, этот список многим покажется спорным, будет горячо обсуждаться и даже осуждаться. Мне представляется, что правильнее всего к этому следует отнестись как к чему-то занимательному – примечательному событию, почтенным мужам и прекрасным дамам в увеселение, юношам в назидание. Итак, давайте продолжим.

 Коллаж из открытых источников
Коллаж из открытых источников

90-е годы

Как и в 80-х, рок-музыка в 90-е годы также была очень популярна, однако, в отличие от сцены предыдущего десятилетия, где доминировали новая волна и глэм-метал, теперь появились и вышли на первый план гранж, брит-поп, индастриал-рок и другая альтернативная рок-музыка, а также в разное время достигли высокого уровня успеха панк-рок, ска-панк и нью-метал.

Электронная музыка в этом десятилетии тоже развила свою востребованность: хаус и техно достигли международного успеха, и возникли новые жанры электронной танцевальной музыки, такие как рейв, хэппи-хардкор, драм-н-бейс, брейкбит и трип-хоп. Этническая музыка ещё больше в разных видах интегрировалась во все возможные жанры, наблюдалось возрождение старых стилей в новых контекстах, в том числе ска и свинга в виде сплава духовой музыки с элементами рок-музыки.

"Nothing Compares 2 U" – Sinéad O'Connor

Эта "нью-вейвовая" песня в фа-мажоре, одна из величайших баллад 90-х, написанная американским певцом и композитором Принсом, получила популярность в 1990 году в исполнении ирландской певицы Шинейд О’Коннор. По результатам опроса, проведённого английским продюсером Дэвидом Кингом, песня стала пятой в списке самых депрессивных песен всех времён.

Принс помимо того, что был замечательным певцом, виртуозным гитаристом, превосходным композитором и автором множества великолепных песен, ещё и активно занимался продюсерской деятельностью. Одним из его проектов стала фанк-группа The Family. Именно для ее дебютного альбома в 1984 году Принс и сочинил эту композицию. Лирика исследует чувство тоски с точки зрения влюблённого человека. По наиболее распространенной версии, Принса вдохновила неудачная история любви одного из участников The Family. Якобы тот расстался с девушкой, из-за чего долго страдал. Однако в исполнении The Family песня осталась незамеченной.

Новый виток в истории "Nothing Compares 2 U" произошел в 1989 году, когда её кавер-версию исполнила Шинейд О’Коннор. Выпущенный в январе 1990 года сингл поднялся на вершины полутора десятка хит-парадов, включая "Billboard Hot 100" и "UK Singles Chart". Продюсер Крис Хилл вспоминал, как впервые услышал песню:

"Фахтна О'Келли, менеджер Шинейд, принесла кассету, я реально начал плакать, когда послушал ее. Я просто сидел, а из глаз катились слезы. Затем О’Келли позвонила Шинейд О’Коннор и сказала: "Крис плачет". А Шинейд спросила: "Неужели она настолько плохая?" Но нет! Это было слишком хорошо..."

"Safe From Harm" – Massive Attack

Британский город Бристоль с конца 80-х годов был своеобразным пристанищем для андеграундной сцены. Именно здесь и появилась группа, после выхода дебютного альбома которой на карте музыки появился очередной новый жанр. "Blue Lines" вышел 8 апреля 1991 года, а группа называлась Massive Attack. Это была антитеза как маскулинному протестному хип-хопу, так и громогласному альтернативному року.

"Safe from Harm" открывала альбом и месяц спустя вышла и отдельно синглом, став зачинателем трип-хоп-музыки, совмещающей в себе элементы различных музыкальных жанров – смеси экспериментального хип-хопа, джаза, даба, рока, соула и некоторых других элементов. Были сразу же предъявлены главные элементы стиля: мерный хип-хоповый бит с отчётливыми партиями ритм-блока и баса, хмурый речитатив и семплы.

Как раз с семплами всё обстояло любопытно. Если вокальные партии Шары Нельсон и Роберта Дель Ная были оригинальны, то вот бас, гитара и ударные взяты из песни "Stratus" Билли Кобэма, из его альбома "Spectrum" 1973 года, причём гитарная партия была не кого-нибудь, а (фанаты Deep Purple, трепещите!) Томми Болина. Дополнительные звуки барабанов взяты из композиции "Good Old Music" Funkadelic 1970 года. Другие семплы взяты из композиции "Chameleon" Херби Хэнкока 1973 года, а бэк-вокал основан на песне "Looking Back" 1961 года Джонни Уотсона.

"Safe from Harm" была в репертуаре участников группы, когда те были в составе The Wild Bunc ещё в 80-е. Сингл, как и альбом в целом, оказал влияние и на электронно-танцевальный жанр, "сдвигаясь в сторону более объемного, медитативного звука", а его коммерческий успех способствовал его появлению в "Топ-30" чартов многих стран.

"Smells Like Teen Spirit" – Nirvana

У каждого десятилетия есть свой рок-гимн. В то время как в 70-х это была песня "Stairway To Heaven", в 90-х несомненно, это "Smells Like Teen Spirit". Курт Кобейн рассказывал, что это была попыткой написать песню в стиле Pixies – группы, которой он восхищался:

"Я пытался написать простую песню в духе поп-музыки. Изначально я пытался передрать лучшие вещи у Pixies. Надо признать. Когда я впервые услышал эту группу, то так привязался к ней, что вскоре меня вполне можно было считать членом Pixies, во всяком случае – дублирующего состава. Мы переняли у Pixies чувство динамики, которое заключалось в умении переходить от мягких и тихих звуков к тяжелым и громким".

Кобейн придумал название песни после того, как его подруга Кэтлин Ханна, в то время солистка группы Bikini Kill, на стене дома Кобейна написала фразу "Курт пахнет Teen Spirit", имея в виду, что от Кобейна пахло популярным дезодорантом "Teen Spirit", которым пользовалась его тогдашняя девушка Тоби Вэйл. Музыкант интерпретировал эту фразу как лозунг с революционным подтекстом – "От Курта веет подростковым духом", поскольку в тот вечер они обсуждали анархизм, панк-рок и другие схожие темы.

Продюсер Бутч Виг впервые услышал "Smells Like Teen Spirit" в начале 1991 года на кассете, записанной в сарае Такомы басистом Кристом Новоселичом, барабанщиком Дэйвом Гролом и автором песен Куртом Кобейном. Четкость была ужасной. Виг, который собирался работать с Nirvana над их альбомом "Nevermind", не мог даже предположить, что эта песня вскоре сделает андеграундный сиэтлский гранж новым мейнстримом и превратит Кобейна, проблемного молодого человека из инди-культуры, в мега-знаменитость.

"Smells Like Teen Spirit" стала первым и одним из самых популярных хитов группы. Она достигла 6-го места в чарте "Billboard Hot 100", возглавила ряд хит-парадов по всему миру в 1991 и 1992 годах. Даже спустя десятилетия после смерти Курта Кобейна слушатели и критики продолжали восхвалять "Smells Like Teen Spirit" как одну из величайших песен всех времен, а не только как гимн поколения в 90-е.

"Give It Away" – Red Hot Chili Peppers

Гитарист Джон Фрушанте и басист Фли написали большую часть "Give It Away" во время джем-сейшнов в начале 1990-го. За время своего пребывания в сайд-проекте под названием H.A.T.E. они создали основной рифф и сопровождающую басовую партию. Когда сайд-проект распался, Фрушанте и Фли решили, что этот трек подойдет для грядущего альбома Red Hot Chili Peppers.

Вокалист Энтони Кидис сочинил столь узнаваемый припев, вдохновляясь идеями альтруизма и бескорыстия – жизненной идеологией, приобретённой в период отношений с его бывшей девушкой Ниной Хаген: "Чем больше ты даёшь, тем больше получаешь, так почему бы не раздать всё..." Слушая композицию, он принялся напевать: "Give it away, give it away now". Эту фразу он придумал раньше, но не знал, куда её пристроить. Позже Кидис вспоминал:

"Меня так поразила басовая партия Фли, которая охватывала гриф инструмента по всей длине, что я подскочил и направился к микрофону, захватив блокнот. У меня всегда были наготове фрагменты песен, идеи или даже отдельные готовые фразы".

Red Hot Chili Peppers записывали песню в апреле-мае 1991-го в Лос-Анджелеской студии "The Mansion". Процессом руководил знаменитый Рик Рубин. Он стремился придать всем трекам из альбома "Blood Sugar Sex Magik" звучание, характерное для 60-х. 4 сентября 1991 года, незадолго до того, как лонг-плей поступил в продажу, "Give It Away" вышла синглом.

Первоначально некоторые радиостанции отказались транслировать песню, мотивировав это тем, что ей "не хватает мелодии", но несмотря на это "Give It Away" завоевала международную известность. Песня достигла вершины чарта "Modern Rock Tracks" в конце 1991-го, став для группы первым синглом № 1. Кроме того, она попала в "Top-10" хит-парада Великобритании, поднявшись до девятой позиции.

Критики восприняли песню, как и альбом, весьма положительно, отметив, что "этот динамичный сингл, отдающий дань уважения Бобу Марли, может положить начало новому музыкальному тренду с его блестящим раста-фанком", и что "Give It Away установила новый шаблон для рока, акцентированного безжалостностью хип-хопа, ориентированного на биты, который воспримут все". Они были правы, поскольку это был совершенно новый музыкальный жанр, подходящее название которому было бы "фанк-рэп-метал".

"Higher Than the Sun" – Primal Scream

Причастившись к гедонистическим ритуалам поколения экстази, шотландская инди-поп группа Primal Scream в начале 90-х составила на редкость осмысленную хронику британских рейвов. В сентябре 1991-го на лейбле "Creation Records" в Великобритании и в октября на лейбле "Sire Records" в Северной Америке вышел их третий студийный альбом "Screamadelica", повязавший психоделический соул и старый добрый рок-н-ролл с пост-панком, эмбиентом, эйсид-хаусом, дабом и прочей клубной танцевальной музыкой. Продюсировали всё диджей Энди Уэзерол, Джимми Миллер и инженер Хьюго Николсон. В то время, когда другие группы равнялись на современную клубную культуру, "Screamadelica" разрушал существующие преграды и барьеры. Эта эпохальная работа возымела коммерческий успех, заняв восьмую строчку в "UK Albums Chart", получила широкую похвалу от критиков и культовый статус в меломанской среде. В различных опросах "Screamadelica" часто называют одним из лучших альбомов 90-х годов. Он выиграл первую премию "Mercury Music Prize" в 1992 году.

Десятым треком здесь была "Higher Than the Sun", в работе над ней помогли кудесники из электронной группы The Orb. И это был выход на самый пик эйфории, верх психоделических откровений, квинтэссенция всего альбома. В этой песне о любви к экстази, своеобразном хиппи-гимне 90-х, сбитый с толку певец и ударник Бобби Гиллеспи утверждает, что достиг просветления с помощью наркотика. В 2016 году он сказал журналу "Q":

"Higher Than The Sun я написал, сидя за клавишными, и у меня еще была драм-машина, так что я просто взял типичный сэмпл ударных для босса-новы. Я тут же побежал в студию, чтобы ее записать... Мы опубликовали это как заявление, зная, что это не станет хитом. Это произведение искусства".

Если песня и не стала хитом, то исключительно из нежелания выпустить её синглом. Зато на рейвовых вечеринках её буквально боготворили, что, впрочем, ничуть не умаляет её революционного эстетизма.

"Enter Sandman" – Metallica

Музыканты хэви-метал группы Metallica понимали, что их альбом 1988 года "...And Justice for All" стал своеобразной эпической точкой, и хотели сделать что-то более лаконичное. ​​Продюсер AC/DC и Mötley Crüe Боб Рок помог им в оптимизации звучания, и в 1991 году они записали эпохальный, самый успешный альбом "Metallica", круто изменивший их карьеру.

"Enter Sandman" – самая известная песня "Metallica", 29 июля она выходила и синглом, достигнув 16-го места в американском "Billboard Hot 100" и получив платиновую сертификацию за более чем миллион экземпляров, проданных в США. Это привело к продвижению группы к мировой популярности и позволило "Enter Sandman" стать, по словам Криса Тру, "одной из самых узнаваемых песен всех времен в роке". У этой песни больше всего прослушиваний на стриминге, её чаще других треков группы крутили по радио, её постоянно "каверят" как ноунеймы, так и исполнители с мировым именем.

Барабанщик Ларс Ульрих так охарактеризовал "Enter Sandman":

"Это песня одного риффа, в которой все секции были сделаны из главного проигрыша, написанного Хэмметом... Написать простую песню чертовски сложнее, чем написать безумно навороченную 10-минутную".

Все родилось из открывающего риффа, который гитарист группы Кирк Хэмметт написал бессонной ночью под впечатлением от альбома "Louder Than Love" группы Soundgarden. А Джеймс Хетфилд и Ларс Ульрих взяли наработки Хэмметта и соорудили из них полноценную песню. Сначала рифф укладывался в два такта, но позже Ульрих предложил играть первый такт четыре раза. Правда, тут есть один нюанс: уж очень этот рифф похож на тот, что звучит у группы Excel в песне "Tapping Into the Emotional Void" с их альбома 1989 года "The Joke's On You".

Инструментальную часть Metallica записала довольно быстро, а вот с текстом возникла заминка. В итоге, Хэтфилд остановился на "Песочном человеке" (Sandman) – популярном во многих европейских странах и США мифологическом персонаже, который усыпляет детей, бросая им в глаза волшебный песок. Так появилась окончательная версия "Enter Sandman" – песня о ночных детских кошмарах.

"Soon" – My Bloody Valentine

Музыкант Брайан Ино сказал, что "Soon установила новый стандарт для рок-музыки. Это самая неопределенная музыка, когда-либо становившаяся хитом". Это был закрывающий трек альбома "Loveless" – второго от ирландско-английской рок-группы My Bloody Valentine. Он был выпущен 4 ноября 1991 года в Великобритании лейблом "Creation Records" и в Соединенных Штатах – лейблом "Sire Records".

"Loveless" был записан в период с февраля 1989 по сентябрь 1991 года, когда вокалист и гитарист Кевин Шилдс вёл сессии и экспериментировал с гитарным вибрато, тремоло, нестандартными настройками, цифровыми сэмплерами и тщательными методами продюсирования. Во время длительной записи альбома группа наняла девятнадцать разных студий и нескольких инженеров. После его выхода владелец "Creation Records", Алан Макги, уволил My Bloody Valentine с лейбла, поскольку счел такое слишком уж сложным и затратным для последующей работы, что, однако, способствовало банкротству "Creation Records".

"Soon" следует рассматривать как родоначальника жанра "шугейз", характеризующегося эфирной смесью приглушенного вокала, гитарных искажений и эффектов, фидбэка и подавляющей громкости. Это больше, чем музыкальный жанр, это – чувственность. Радикальная техника удара Шилдса обеспечивает фирменный звук группы – странный эффект деформации, из-за которого музыка как бы расплывается. Коллаж звуков напоминает искаженные мелодии оркестров или далёкой волынки, в то время как скрытый вокал Шилдса и Бутчер колеблется на грани разборчивости, упиваясь постоянным океаническим рокотом искажения. Как объяснял Кевин Шилдс:

"Люди думали, что в ней сотни гитар, когда на самом деле здесь меньше гитарных треков, чем на демо-записях большинства людей. Ни одна другая группа не играла на этой гитаре так, как я. Мы делали все исключительно с помощью тремоло".

Да, здесь был эффект, достигаемый лишь тремоло, и никаких дилеев и фленджеров. Учитесь, джентельмены.

"Bombtrack" – Rage Against the Machine

Песня американской рэп-метал группы Rage Against The Machine, открывающая одноименный дебютный альбом 1992 года, представляет собой компиляцию нескольких рифов в тональности фа-диез-мажор, которые басист Тим Коммерфорд играет вместе с гитаристом Томом Морелло. Прежде всего Rage Against the Machine – это узнаваемый речитатив Зака де ла Рочи, смешанный с необычной гитарной техникой Морелло, который признавал влияние на себя музыкантов таких знаковых групп, как Led Zeppelin, Black Sabbath, Deep Purple.

Как и в большинстве песен группы, в тексте обсуждается социальное неравенство и провозглашается, что землевладельцы и властьимущие должны "сгореть". Песня относится к политическим взглядам Rage относительно войны против репрессивных правительственных чиновников США и выражает поддержку лидеру перуанской маоистской революционной организации "Сияющий путь" Абимаэлю Гусману. Гусман был заключен в тюрьму, и песня размышляет о моральных ошибках в отношении того, как обращались с коренными жителями Перу.

"Bombtrack" – отличный пример того, как эффективно можно использовать блюзовый лад для сочинения мощных риффов. По сути, стиль группы на этом треке стал предвестником появления рэп-кора – смешения рэп-музыки с тяжёлыми гитарными риффами. 24 июня 1994 года к 25-летию музыкального фестиваля "Pinkpop" было выпущено специальное издание CD-сингла "Bombtrack".

"Creep" – Radiohead

История "Creep" не предвещала по началу громкого успеха. Гитарист Джонни Гринвуд рассказывал, что "Creep" на самом деле была весёлой песней о "познании того, кто ты есть", а Том Йорк говорил, что он не был доволен лирикой и "думал, что она довольно дерьмовая". Он сочинил песню в 1987 году, будучи студентом университета. Когда группа впервые сыграла её перед продюсерами Шоном Слейдом и Полом К. Колдери, те решили, что это кавер, ведь Том назвал её "нашей песней Скотта Уокера", и чуть было не отказались "Creep" записывать. И действительно, последовательность аккордов и мелодия в "Creep" аналогичны песне "The Air That I Breathe", написанной Альбертом Хаммондом и Майком Хэзлвудом в 1972 году. К счастью, они изменили своё решение и выпустили 21 сентября 1992-го песню дебютным синглом группы Radiohead.

Минимальный монтаж, усиленный небольшим количеством шума, в основном опирался на соответственно вялый, мелодичный вокал, который переходит в диапазон фальцета в духе Боно из U2. Звук приглушенных струн в "Creep" появился случайно. Гитарист Джонни Гринвуд, недовольный тихим звучанием, решил таким образом испортить запись, но, как выяснилось, придумал для песни классную "фишку".

Но радиостанции не хотели её крутить, считая депрессивной. Публика песню по началу почти не заметила, и ей удалось занять в "UK Singles Chart" лишь 78-е место. Лишь радиостанция в Израиле и на американском альтернативном рок-радио увидели в "Creep" потенциал, регулярно ставя её в ротацию. И только после выхода в 1993 году альбома "Pablo Honey" и повторного издания сингла "Creep" стала популярной и поднялась в том же чарте на седьмую строчку, получив со временем "платиновый" статус.

Впоследствии песня "Creep" стала самым известным хитом Radiohead. Доходило до того, что какое-то время в прессе группу иронично называли "Creep-band". В списке "100 величайших песен девяностых", который составил телеканал "VH1", "Creep" заняла 31-ю строчку. Объясняя величие и популярность этой пост-гранжевой песни, писали, что "Creep" была "абсолютным невротическим подростковым гимном, сочетающим в себе застенчивость The Smiths, вокал и гитару U2 и тяжелую, но хрустящую поп-музыку The Cure.

"No Good (Start the Dance)" – The Prodigy

Когда в 1994 году консервативные англичане приняли "Акт об уголовном правосудии и общественном порядке", запрещающий публичное исполнение музыки "с повторяющимся ритмом", в ответ на этот запрет эссекские электронщики из рейв-группы The Prodigy записали альбом "Music For The Jilted Generation" и свой главный танцевальный хит – "No Good (Start the Dance)". Он был выпущен 16 мая 1994 года как второй сингл с альбома.

"No Good" построен на повторяющемся вокальном семпле из песни Келли Чарльза "You're No Good for Me" 1987 года. Сначала Лиам Хоулетт сомневался, стоит ли использовать этот семпл, потому что на его взгляд он был слишком попсовым. Помимо этого композиция также содержит семплы из "Funky Nassau" багамской фанк-группы The Beginning of the End. Упругий, "повторяющийся" (хоть и изрядно ломаный) ритм оставлял достаточно пространства для мелодии, при этом песня захватывала слушателя своим "уличным" настроением, а агрессивная долбежка по синтезатору, слои перкуссии и быстрые басы тянули на звуковой террор. Лиам Хоулетт практиковал такое с самого начала своей карьеры.

Музыкальные критики отмечали, что "No Good" использует ранее успешную формулу сочетания своего микса хардкорных рейв-битов с раздражающими коммерческими семплами, назвав его "битбрейкером". и "ещё одним грубым и суровым хардкорным треком".

Альбом занял первое место в британских чартах, а также был номинирован на премию "Mercury Music Prize" как один из лучших альбомов года. Мост между тяжелым роком и современной танцевальной электроникой был окончательно наведен. Вскоре толпы последователей The Prodigy создали британскую версию техно – более жесткую, гитарную и динамичную, продолжив после долгого периода созревания в андеграунде приверженность брейкбитовому драм-н-бейсу.

"Wonderwall" – Oasis

Одна из самых любимых и узнаваемых песен эры брит-попа была написана Ноэлем Галлахером из английской рок-группы Oasis для второго студийного альбома "(What's the Story) Morning Glory?", выпущенного в 1995 году. По словам Галлахера, "Wonderwall" описывает "воображаемую подругу, которая придёт и спасет вас от самого себя", хотя многие, благодаря прессе, полагали, что эта песня посвящена тогдашней жене Ноэля – Мэг Мэттьюс. Безусловно, название песни – отсылка к "Wonderwall Music", саундтреку Джорджа Харрисона к фильму "Wonderwall" 1968 года и первому соло-альбому участника The Beatles "Wonderwall Music". Сравнения с ливерпульской группой, конечно, следовали за Oasis всю их карьеру.

Песня изначально называлась "Wishing Stone" и зародилась в дождливый вторничный вечер в "Rockfield Studios", что в Уэльсе. Ноэль Галлахер планировал исполнять её сам, но, в конце концов, отдал Лиаму, чей вокал на записи продюсер Оуэн Моррис охарактеризовал как "хрипящий блюз, словно он сотню сигарет выкурил". Моррис спродюсировал песню за полдня вместе с Галлахером, используя технику для усиления звука, известную как "кирпичная стена". Звук виолончели, явственно различимый на треке, выдал меллотрон. Все участники группы, кроме басиста Пола "Гигси" Макгигана, участвовали в записи, где Ноэль играл на басу вместо Макгигана. Это решение вызвало недовольство Лиама, который сказал Моррису: "Это тогда не Oasis".

"Wonderwall" была издана третьим синглом и поднялась на вторую строчку в "UK Singles Chart". В "Billboard Hot 100" песня добралась до восьмого места, что сделало её наиболее успешной песней Oasis в США. В чарте Австралии песня заняла первое место в феврале 1996 года. "Wonderwall" остается одной из самых популярных песен Великобритании, видеоклип получил приз за лучшее британское видео на вручении премии "Brit Awards" в 1996 году, а сингл получил статус "платинового". Песня – одна из лидеров по количеству кавер-версий. В мае 2005 года "Wonderwall" была выбрана лучшей британской песней всех времён.

"Henry Lee" – Nick Cave & The Bad Seeds ft. P.J Harvey

Охочие до сенсаций меломаны утверждают, что в песне "Henry Lee" поётся об американском серийном убийце Генри Ли Лукасе. Однако, в действительности эта мрачная баллада была вариацией на тему нескольких народных баллад о женщине, которая убивает своего возлюбленного, поскольку он собирается бросить её и уехать. The Bad Seeds, одна из самых оригинальных и знаменитых групп эпохи пост-панка и альтернативного рока 80-х во главе со своим фронтменом Ником Кейвом, записала и выпустила в феврале 1996-го свой девятый альбом "Murder Ballad", получивший единодушную похвалу от множества музыкальных изданий. Он состоял из новых и традиционных баллад об убийствах – жанра песен, в которых рассказывается о деталях (и часто последствиях) преступлений на почве страсти. Как писали в то время:

"Murder Ballads – это больше, чем истории. В каждой песне мистер Кейв тщательно создаёт жуткую фабулу и затем перегоняет её в единый образ смерти".

"Henry Lee" вошла в альбом "Murder Ballads", а в Австралии она выходила и синглом. Ник Кейв исполнил её дуэтом с Пи Джей Харви, с которой у него как раз в это время случился роман. Они взяли за основу композицию Ричарда Джастиса 1929 года, но в музыкальном плане настолько её изменили, что узнать оригинал непросто. Между тем, и Джастис не был её истинным автором. История произведения началась, как утверждают исследователи, не позже пятнадцатого века. Принято считать, что её родиной является Шотландия, но впоследствии баллада была хорошо известна в Англии и США.

Как бы то ни было, "Ник Кейв со товарищи" явил пример вдумчивого обращения с фольклором, создав по-настоящему впечатляющую фолк-роковую балладу, что было довольно неожиданно для 90-х годов.

"Song 2" – Blur

"Песню 2" британской рок-группы Blur из-за своего припева порой так и называют – "Woo Hoo". Помимо этого навсегда врезающегося в память возгласа она обладает забойным ритмом ударных, несложной, но запоминающейся мелодией и неподражаемым гитарным риффом. Озорная, весёлая смесь сиэтлского гранжа и грязного лоу-фай инди-рока – это было тем, что станут называть "брит-поп". Это движение сделало британский альтернативный рок мейнстримом и сформировало костяк более крупного британского популярного культурного движения "Cool Britannia", которое напомнило о свингующих 60-х и британской гитарной поп-музыке того десятилетия.

По воспоминаниям басиста Алекса Джеймса, история трека началась с неожиданной импровизации:

"Помню, в тот день у меня было очень тяжёлое похмелье. А ещё вовсю палило солнце. Мы были в студии "Mayfair", что в Примроуз Хилл, и я пытался придумать название для телешоу о женах рок-музыкантов, которое создавал мой приятель. Внезапно меня осенило: "Hits and Mrs!" И я подумал, что на сегодня с меня хватит работы. Но на самом деле, дело дошло до "Song 2". Мы вообще над ней не раздумывали.
Грэм настроил две установки. Дейв и Грэм начали одновременно играть на барабанах – такой по-настоящему агрессивный ритм. Ну, припев – это два искаженных баса и направляющий вокал Деймона. Это был словно возврат к прошлому. Мы всегда любили тупо "дать жару", хотя, возможно, нас знают не по этому".

Вот так появилась на свет самая известная композиция Blur. Говорят, что музыканты написали её как пародию на стиль "гранж", который в то время был очень популярен. По словам одного из авторов, гитариста Грэма Коксона, "Song 2" была задумана как прикол над звукозаписывающей компанией. Более того, музыканты даже не собирались изначально включать "Song 2" в альбом "Blur" 1997 года, считая её слишком короткой, но продюсеры сразу разглядели будущий хит, и в апреле она вышла синглом.

"Song 2" было рабочим названием песни. В процессе репетиций оно прижилось, и парни не захотели его менять. Надо сказать, что участники группы позже пытались доработать песню, но ничего хорошего из этой затеи не вышло. По словам Алекса Джеймса, "так пришло осознание того, что не нужно ничего шлифовать".

На церемонии "MTV Video Music Awards", которая прошла в 1997 году, "Song 2" была номинирована на премии "Лучшее видео группы" и "Лучшее музыкальное альтернативное видео". В 1998 году песня достигла 15-го места в списке радиостанции "BBC Radio 1". В 2011 году "Song 2" попала в список "150 лучших треков за последние 15 лет" журнала "NME", в котором заняла 79-е место.

"Bitter Sweet Symphony" – The Verve

"Bitter Sweet Symphony" британской группы The Verve была названа образцовой записью эпохи брит-попа в жанре неопсиходелия, и, соответственно, включена во всевозможные рейтинги 90-х. Выпущенная 16 июня 1997 года промо-синглом лонг-плея "Urban Hymns", композиция стала горячим хитом лета. Она стартовала в британском хит-параде со второй строки и три месяца не покидала поп-чарта. Позже она стала хитом и в США, превратившись в самую популярную песню группы.

Только в Великобритании продано более 1 миллиона копий сингла. Песня была номинирована на премию "Грэмми" в номинации "Лучшая рок-песня", а также была выбрана лучшей песней года легендарными музыкальными журналами "Rolling Stone" и "NME". Не менее знаменитым стал и клип на песню, получивший три номинации на премию "MTV Video Music Awards". Количество его просмотров на "Youtube" сегодня превышает 800 миллионов. В 2015 году читатели "Rolling Stone" признали "Горько-сладкую симфонию" третьей величайшей брит-поп-песней в своем опросе.

Струнные, открывающие "Bitter Sweet Symphony", были аранжированы Уилом Мэлоуном на основе мелодии, которую автор песен The Verve, Ричард Эшкрофт, услышал как-то раз в версии исполнения оркестром Эндрю Олдхэма композиции "The Last Time" The Rolling Stones . The Verve засемплировали и зациклили четыре такта, а затем добавили десятки дополнительных треков, включая струнные, гитару, перкуссию и несколько многослойных вокалов Эшкрофта, сделав всё похожим на работы итальянского композитора Эннио Морриконе. При этом песня была построена на одном аккорде, благодаря чему её сравнивали с арабской музыкой.

Поскольку здесь использовался семпл из оркестровой версии песни The Rolling Stones, право на семпл музыканты согласовали с лейблом "Decca", управлявшим правами на записи Andrew Oldham Orchestra, договорившись поделить доход от композиции 50 на 50. Но Аллен Кляйн, которому принадлежали права на "The Last Time", нарушил соглашение и отсудил в свою пользу 100 процентов авторского гонорара. Сами "роллинги" здесь были действительно "не при делах" и повлиять на ситуацию никак не могли. Однако в 2019 году уже после смерти сварливого и алчного Аллена Клейна юридический спор был урегулирован и права на песню и доходы от нее вернулись Ричарду Эшкрофту. Эшкрофт с горькой иронией прокомментировал ситуацию:

"Это лучшая песня Джаггера и Ричардса за последние двадцать лет".

"Celebrity Skin" – Hole

В марте 1992 года Кортни Лав вышла замуж за Курта Кобейна, лидера самой революционной группы начала 90х – Nirvana. С этого момента её воспринимали прежде всего как его жену. А ведь она и сама вместе со своей группой Hole была довольно заметным персонажем на панк- и гранж сцене в 90-е. К моменту выхода в 1998-м своего третьего альбома "Celebrity Skin" Hole уже имели "платиновый" диск, международную популярность и признание критиков. И стоит отметить, что агрессивный и скандальный имидж, наркотики, лишение материнских прав, смерть мужа не повлияли на карьеру Кортни – как в музыке, так и в кино.

"Celebrity Skin" была выпущена 31 августа 1998 года в качестве дебютного сингла с одноименного альбома, попав в "Топ-10" чарта "Billboard Modern Rock Tracks" США. Она провела в чарте в общей сложности 26 недель, заняв первое место 10 октября 1998 года. Песня была написана и записана в 1997 году после того, как Hole сообщили о перерыве в деятельности из-за восходящей карьеры в кино своей фронтвумен. Её название совпадает с названием одноименного независимого порнографического журнала, показывающего обнаженных знаменитостей. Гитарист Эрик Эрландсон заявлял:

"Кортни пишет то, что она чувствует, и это, очевидно, одно из её наблюдений за Голливудом. Мы использовали этот большой город в качестве вдохновения".

Получился энергичный пауэр-поп, из тех, которые слушаются по радио без напрягов и вникания. Звук гитар средней тяжести, не скоростной, затяжный и по-панковски грязноватый. Журнал "New Musical Express" назвал музыкальные элементы трека "воздушным гитарным риффом размером с Австралию и постановочным блеском, который был звуковым эквивалентом взгляда прямо на солнце".

Столетие, а с ним и тысячелетие, подошло к концу. В новые времена подули иные ветры, появились новые герои и свежие идеи, порой отдающие и архаикой, поэтому я на этом свой обзор завершаю.

☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!

➤Другие статьи подобного рода:

Самые важные песни в истории рок-музыки, свежий взгляд
Old school dude27 августа 2022
Важнейшие песни в истории рок-музыки, 60-е годы
Old school dude3 сентября 2022
70-е годы, самые важные песни в истории рок-музыки
Old school dude10 сентября 2022
Важнейшие песни рок-музыки 70-х, продолжение
Old school dude17 сентября 2022
Самые важные песни рок-музыки второй половины 70-х
Old school dude22 сентября 2022
Рок-музыка 80-х, самые важные песни
Old school dude1 октября 2022
80-е годы в роке, самые важные песни
Old school dude22 октября 2022
80-е и 90-е годы, важнейшие песни
Old school dude29 октября 2022