5-го ноября исполнилось 215 лет со дня смерти швейцарской художницы Ангелики Кауфман (1741-1807)
Как считали восхищенные современники, славу художницы в равной степени составляли ее талант и ее несравненное обаяние. Звезда ее популярности быстро взошла, но также быстро и угасла. На утонченном, но несколько однообразном искусстве художницы лежит отблеск стиля рококо, хотя она пыталась идти в ногу со временем, создавая исторические композиции в духе классицизма.
Анжелика Кауфман родилась в Швейцарии в городе Куре. Ее отец и наставник австрийский живописец Йозеф Иоганн Кауфман, заметив богатую одаренность своей маленькой дочери, не замедлил обратить ее таланты к практической пользе. У девочки открылись и художественные и музыкальные способности, и она рано начала пользоваться успехом в светских гостиных. Автопортрет, написанный ею в возрасте одиннадцати лет, вызвал всеобщее восхищение. Живя в Италии, впитывая художественные впечатления, копируя картины старых мастеров, Кауфман совершенствовала свое живописное мастерство.
После переезда в Шварценберг (Форарльберг, Австрия) в 1757 году юная художница помогала отцу расписывать приходскую церковь. (И сейчас еще там сохранились ее фрески с изображением двенадцати апостолов, образцом для которых послужили гравюры Пьяцетты.)
Артистическая карьера Кауфман была головокружительной. Везде, где бывала она вместе с отцом — в поездках по Германии, а затем по Италии — ее сопровождал успех. При этом сама Анжелика еще не решила для себя, кем же она должна стать — художником или музыкантом. Она жила в Милане, Парме, Болонье, Флоренции, принимая заказы на портреты членов аристократических семейств. Написав в возрасте двадцати одного года автопортрет для галереи Уффици, она стала членом Флорентийской Академии, а немного позже, переселившись в Рим, и Академии св. Луки.
«Скромная, очаровательная художница и певица» — как говорили о ней современники — в первые годы жизни в Риме (1763— 1765) была далеко не самой известной среди римских живописцев. В это время в Риме работали более значительные мастера — Помпео Джироламо Батони и Антон Рафаэль Менге, которые оказали значительное влияние на ее творчество.
Постоянный, хотя и довольно скромный заработок давали Кауфман заказные портреты иностранных путешественников, совершавших паломничество в Вечный город. Большую роль в судьбе художницы сыграло покровительство английских высокопоставленных особ, которых она портретировала. В это время она пишет портреты актера Гаррика, аббата Гранта, автопортреты.
Живший в те годы в Риме И. И. Винкельман был восхищен разнообразными талантами Кауфман. Эстетические взгляды И. И. Винкельмана, его увлечение «благородной простотой» античности произвели сильное впечатление на чрезвычайно восприимчивую художницу. Исполненный ею портрет И. И. Винкельмана — один из лучших, наиболее скромных и безыскусных среди огромного количества работ Кауфман в этом жанре.
Английские покровители художницы увезли ее в Англию, где она провела пятнадцать лет. Головокружительный успех ее искусства, благосклонное внимание королевы-матери и короля Георга II, многочисленные светские таланты Кауфман позволили ей занять видное место в английском обществе. Художники Натаниель Дэне и Бенджамен Уэст, с которыми она познакомилась еще в Риме, представили ее светилу английского искусства Джошуа Рейнольдсу, который, очарованный Кауфман, оказывал ей всяческое покровительство. Портрет Рейнольдса с бюстом Микеланджело, написанный Кауфман, и портрет Анжелики Кауфман работы Рейнольдса — свидетельство их взаимной приязни. При поддержке Рейнольдса Кауфман была принята в Королевскую академию.
Создавая многочисленные портреты английской знати, художница была чуткой и к веяниям времени. Наряду с Бенджаменом Уэстом она занималась входившей в моду исторической живописью в классицистическом духе. На выставку в Академии были представлены три композиции Кауфман: «Венера является Энею», «Пенелопа с луком Улисса» и «Прощание Гектора с Андромахой».
Когда вместе с мужем, художником А. Цукки, Кауфман в 1781 году вернулась в Италию, она была уже в зените своей славы. После смерти Д. Батони и Р. Менгса Кауфман стала в Риме наряду с А. Кановой звездой первой величины. Ее ателье как одну из достопримечательностей Рима обязательно посещали все знатные иностранные путешественники.
Близкая подруга художницы — герцогиня Анна Амалия фон Сак-сен-Веймар, ее заказчики — король Густав III Шведский, папа Павел I, русские и польские аристократы. По поручению императрицы Екатерины картины Кауфман покупал князь Потемкин. «Хирон и Ахилл», «Великодушие Сципиона» можно ныне увидеть в Гос. Эрмитаже. Для своих частных коллекций произведения Кауфман приобретала русская знать — Гагарин, Барятинский, Чернышев. Князь Юсупов, посланник в Неаполе, — частый гость в салоне Анжелики Кауфман.
Наиболее близкие друзья художницы — «римские немцы», колония немецких художников в Риме и немецкие путешественники, живущие в Риме. Дом Анжелики Кауфман постоянно посещал Гёте, живший в Италии в 1786—1787 годах. Правда, о своем портрете, исполненном Кауфман в 1787 году, он написал так: «Этот смазливый парень совсем не похож на меня».
И действительно, портреты Анжелики Кауфман, написанные профессионально и с хорошим вкусом, при некотором сходстве с оригиналом больше напоминают некий модный идеал и отличаются утонченным однообразием.
(Художественный календарь - 100 памятных дат, 1982 г.)
Посмотрите ещё:
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ВЫ НЕ ПРОПУСТИТЕ НОВЫХ ВЫПУСКОВ
СМОТРИТЕ ДРУГИЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И КОММЕНТИРУЙТЕ НАШИ ПОСТЫ, ДЕЛАЙТЕ РЕПОСТЫ, ПИШИТЕ ВАШИ ВОСПОМИНАНИЯ И ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ - ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС!