Найти в Дзене

Как я пишу песни

Оглавление

«Кот.

Расскажи, пожалуйста, как ты нашла свою музыку? Как научилась говорить на ее языке?

Я всю жизнь мечтала уметь, но так сложилось, что мне куда важнее был результат, чем процесс, по разным причинам – поэтому сейчас мне страшно начать. Рисовать, петь, писать, играть – все страшно, потому что не будет результата, который прям можно взять и положить на полочку. За годы это превратилось в…

Сейчас у меня ощущение, что я – немая. Внутри что-то колышется, а я не могу обернуть это в осязаемую сущность. Понимаю, что чтобы "заговорить на языке", надо знать "грамматику": основы построения музыки, иметь большой словарный запас для текстов, но… тут именно кажется, что дело не в незнании, а в неумении издавать звук в принципе».

Вот такой вопрос мне однажды поступил от девушки, которая слушает мою музыку. Долго я собиралась, чтобы написать это полотно и вот наконец собралась.

Самую (самую!) первую свою песню я написала в 15 лет, когда случайно нашла в интернете первый сольный альбом Хелависы, послушала его и подумала: это что, так можно было? Такая музыка существует? Я думала, что на русском языке музыки не существует в принципе, она вся казалась мне запредельно ужасной. Что там было в моем детстве? То, что слушали родители в машине (Леонтьев, Варум, Меладзе), то, что слушала молодежь тогда (Децл, Жуки, я не запоминала, потому что даже прикидываться не хотелось, что мне это нравится, хотя сверстники надо мной похихикивали, что я не слушаю популярную музыку). На Варум с Меладзе я сейчас бочки не покачу, они прекрасны, глубочайшее мое уважение к этой музыке, но одно со мной было ясно - меня катастрофически отвращают тунц-тунц и отсутствие интеллекта в песнях.

Да, у папы была коллекция и зарубежной музыки тоже. Когда я в три или четыре года услышала Хьюстон, я поняла, что не успокоюсь, пока не научусь так же петь. Мы слушали Queen, битлов, Аббу, мне нравилась Пугачева, но это было время от времени, а в дальнейшем мне почему-то не приходило в голову слушать всех этих исполнителей в плеере.

В целом вы поняли, что мне явно чего-то не хватало. И что с этим делать, я не знала.

Пока не услышала музыку Хелависы. Это был разрыв шаблона в прямом смысле слова.

WTF
WTF

Это вообще законно?! Песни про легенды, про богов, про историю, ну вы понимаете, все, мне крышу снесло. Я силой заставила отца привезти мне из гаража (пааап, очень надо, пап!) его старую гитару с нейлоновыми струнами (спасибо, что их было шесть), быстренько погуглила аккорды (так, что такое Аm? Ааааа, А - это ля, а m - это минор, все логично, окей). Чтоб вы понимали, в музыкальных школах не учат буквенным записям аккордов, для меня это было ново. Я понимала, что ля минор - это типа трезвучие ля-до-ми, круто, но спроси меня сейчас, где какая струна на гитаре, я не отвечу (верхняя и нижняя ми, это я знаю, а остальные не знаю. Я даже не знаю, какая из них верхняя, а какая нижняя). Какие нотки звучат в классически зажатом аккорде Am - я не отвечу. Потому что не знаю и не помню. Потому что я просто загуглила - ага, вот так пальцы надо ставить. Отлично. А вот если вот этот палец сюда? Не, некрасиво. Давай вот сюда поставлю. О, кайф! Чтоб вы понимали - я в дальнейшем на гитаре писала песни именно так. Рандомно ставила пальцы в рандомные места, и получалось красиво. Или нет :) 

И вот в руках у меня гитара, в голове Хелависа, в моем уютном ламповом мирке - зелёный форум группы Мельница (всем привет с зелёного форума!), прялки, льняные платья, мельницы, сплошной паганизм. И я придумала песню про воинов, которых забыли на поле боя. Они не знают, что война закончилась, и думают, что сражаются за короля, а король давно умер и королевства больше нет. В дальнейшем я узнала, что у Артуро Перес-Реверте в книге «Фламандская доска» была подобная мысль про пешку на шахматной доске:

«- Вы никогда не чувствовали себя пешкой, забытой на шахматной доске, в каком-нибудь углу? Она слышит за спиной затихающий шум сражений, старается высоко держать голову, а сама задает себе вопрос: остался ли еще король, которому она могла бы продолжить служить?»

Ну вы понимаете, да, там у кого-то Децл рассказывает, что родители уехали на дачу, а я тут со своими воинами. Песня казалась мне неистово гениальной, а сейчас я не помню из неё ни строчки.

А дальше пошло. Я начала общаться с ребятами с форума, которым тоже нравились песни Мельницы, узнавала много нового про мир, посещала андеграундные клубы с такими же любителями фолка. И очень много играла на гитаре чужие песни. Это были Флер, Мельница, Шмендра, какие-то более известные исполнители вроде Сплина и ДДТ, и меня начали атаковать - а ты поешь и играешь, да? А своё пишешь? А почему нет?

И вот я подумала - а почему нет?

Одно из первых выступлений
Одно из первых выступлений

И написала ещё песню. И ещё. И выступила с ними и набором не своих песен в Кремле. В измайловском:) А потом ещё раз села и написала. А потом стихотворение написала, а потом ещё песню, а потом подумала - а что бы мне в клубе Археология не сделать выступление со своими и не своими песнями. И договорилась. В ночь перед концертом я написала четыре (!) песни, потому что мне не хватало материала. Три из них я бы сожгла и пепел развеяла по ветру, четвёртая даже очень ничего была, текст, конечно, пубертатно-ни-о-чем, но музыку я б хоть сейчас взяла, отмодифицировала и выпустила б в свет.

Дальше было многое. Были друзья, которые говорили мне «почему ты пишешь такие бабские сопли, давай БГ «Холодное пиво» фигачь!». И я «фигачила», потому что прогибалась под публику. И ещё потому, что мне нравились такие песни, но писать их я не умела. И пела песню про хомячка, потому что прогибалась под публику. Потому что мои песни не качали  (почему-то то, что люди тихо сидели и внимательно слушали, а потом подходили и со слезами на глазах благодарили, я замечать не хотела), а хомячок и холодное пиво - качали. А мне хотелось, чтобы люди подпевали, хлопали в такт. Мои песни этого не подразумевали. Чувствуете внутренний конфликт?

Неплохое движение было, когда существовал наш творческий тандем с Антоном Молотовым.

Коллектив 35/01
Коллектив 35/01

Мы тогда делали концерты на двоих с одним общим коллективом, я пела свои песни, он пел свои. У нас были бас, барабаны, две гитары, все, как у взрослых людей. Мы даже записывали что-то в студии. Песни писались с переменным успехом. Иногда мне казалось, я сижу в болоте и пишу об одном и том же. Но всегда были люди, дающие обратную связь, это мотивировало и поддерживало. Примерно тогда же я пошла учиться петь, а не чувственно шептать и гнусавить в микрофон, как я обычно делала (да, я так делала).

Были моменты, когда я не писала.

Вообще. И не пела вообще. Я тогда ещё не работала в музыкальной индустрии целиком, зарабатывала гражданской работой и вообще не знала, как это - профессионально петь. Мои песни казались мне хобби, которое нравится людям, я периодически что-то писала, как-то оформляла и потом где-то выходила играть на публику. Постоянные удачные и неудачные попытки собрать коллектив, студийные записи в разных составах, сольные выступления, выступления со стихотворениями - интересно, мне тогда казалось, что я так мало что делаю, а сейчас перечисляю - оказывается, так много!

И сейчас я нахожусь на том уровне, на котором вы меня знаете. И песни пишутся уже другие. Есть опыт, есть наслушанность, есть видение того, о чем я хочу сказать. Оглядываясь на весь свой путь, я могу выделить конкретные пункты, которые так или иначе помогали и помогают мне писать музыку:

  1. Найди свой ориентир. Это очень работает, особенно поначалу. Для меня на старте музыкальной жизни это была Хелависа. Это может быть кто угодно. Ночные Снайперы? Пожалуйста. КиШ? Отлично! Децл? Не осуждаю вообще! Если никогда ничего не писал - ориентируйся на исполнителя, который нравится и которого приятно петь. Лучше, если он будет простой (в силу вашего опыта), русскоязычный (логично) и очень вам близкий. Мне очень повезло с Хелависой. Дальше ориентиры могут (и должны) меняться. И усложняться. Ещё была моя удача в том, что Хелависа Андреевна росла и развивалась, не побоюсь этого сказать, параллельно со мной:) и самым повлиявшим на меня альбомом я считаю «Алхимия», хотя многим фанатам он не очень нравится. На мой взгляд, это самый красивый и цельный альбом Мельницы, и самый мне близкий. А вот в последнее время я запоем слушала Аффинаж, что вы ещё, конечно же, услышите в музыке, ой-ой.
  2. Поиграй его песни на доступном инструменте. На гитаре для уровня базового аккомпанемента научиться совершенно несложно. Не нужно ставить себе сразу цель покорить престижный гитарный конкурс или сыграть соло Хендрикса. Первые четыре такта Nothing else matters отлично подойдут! Кстати, я с них тоже начинала :) и Металлику переиграла, и Арию, и того же КиШа. Все в опыт сгодится. Если решите найти педагога - ищите того, кто не по нотам вам будет сольные произведения давать, а научит именно аккомпанементу по буквенным записям. И по ходу дела будет рассказывать, что к чему. Вам же это нужно в быту, а не Сантану с листа играть. Чем больше будет набита рука на разные гармонические ходы - тем проще жить. Паттерны сами будут приходить. Базово освоить инструмент придётся: найти, где какие аккорды, что такое аккорды вообще, какие бывают.
  3. Найди идею, тему. Абстрактная идея «любовь» скорее всего не подойдёт, хотя утверждать на 100% не буду. Вытащи карточку из игры «Крокодил», выбери три рандомных слова и соедини их в четверостишье, если своей идеи не хватает. Или спроси ближнего - о чем написать? Дай идею? О, цветочки красивые. Напишу про цветочки! Мои песни начинаются с идей. Практически всегда - с текста. Я обнаруживаю, что каждый раз, когда пытаюсь писать без идеи, получается сплошная хрень, набор бессмысленных слов. Даже продолжать не хочется.
  4. Слушай близких и не слушай одновременно. На 10 «пиши, конечно!» будет одно-два «не пиши никогда в жизни!». Посылай этих последних в 🍑. Попробуй эксперимент и запости у себя в социальной сети опрос: «Хочу песню написать. Как думаете, получится?». Каких ответов будет больше?:) серьезно. У меня даже мысли не было поначалу, когда я начинала писать, а зачем я это делаю и кому это надо. Потому что постоянно кто-то говорил - ты пишешь песни? Ого, как круто! А сыграй? И сейчас я всегда, когда узнаю, что кто-то рядом со мной пишет песни, радуюсь за него и интересуюсь. Я знаю, как это важно. 
  5. Если пришла в голову идея или строчка, музыкальный ход - запиши срочно текстом или на диктофон! Знаете, сколько я идей посеяла просто потому что не записала вовремя. И вроде думаешь потом - ну было же что-то! А в голове обезьянка с тарелками. Отсюда более расширенный совет - фиксируй все, что пишешь. 
  6. Слушай музыку. И пой. Но не просто бездумно и фоном, а внимательно, отмечая, что интересного ты услышал и что тебе так нравится. Может, это музыкальный инструмент? Или момент в мелодии? Или слово цепануло? Отбери 10 любимых песен и попробуй проанализировать, что тебя в них цепляет. Собери характеристики в одном списке. Это твоя идеальная песня:)
  7. Выступай на публику. Даже если эта публика - друг, который заскочил к тебе на кофе. «Я тут песню написал, послушай!» - скажи и сыграй. Обкатай, так сказать. Отсюда следующий совет:
  8. Свежую свою песню (даже если это один куплет, одно четверостишье) играй только тем, кому она точно понравится:) это мой большой секрет, которым я, так уж и быть, поделюсь, потому что я вообще ранимая принцесса под своей носорожьей кожей и иногда рыдаю ночью на кухне, потому что все тлен. В общем, реакция самого влюблённого в тебя зрителя на первых порах даёт огромную поддержку. А ты, пока играешь, обнаруживаешь, что вот тут не очень ход, вот тут ты сбиваешься от волнения, а значит, ещё не готов выступать на публику побольше. Я так человек пять пропускаю через песню (я думаю, эти люди вдруг поняли сейчас, что я про них пишу, и икнули), а дальше уже можно вообще ничего не бояться, защитный фанатский круг создан:) ты можешь даже не песню играть. Ты можешь сказать: «У меня есть идея песни про чайный гриб, которому тесно в своей банке и он хочет повидать мир, но он всего лишь чайный гриб и страдает, как тебе?», и истинный твой друг и фанат такой: ВААУ.
  9. Чем больше ты создашь себе зону комфорта, тем лучше. И тем сложнее из неё выбираться, потому что вне ее зоны ты можешь словить тонну какашек, и к этому надо быть готовым. Надо всегда помнить, что какашки летят от несчастливых людей, счастливые люди никогда не полезут советовать или критиковать, потому что им тупо не нужно чествовать своё ЧСВ. Они могут считать себя умнее, могут встать не с той ноги, может, у них заболела собака и им срочно нужно сорваться в этих ваших интернетах. Всех пожалеть - и в персик 🍑. Пока есть хоть один человек, которому искренне нравится то, что вы делаете, со всеми огрехами и недостатками, - вы в выигрыше. Мне, честно скажу, очень сложно далось это знание. Упомянутые друзья, говорившие про бабские сопли, были для меня очень важными, близкими людьми, и меня сильно расстроило в своё время их мнение. Но вот интересно. Они говорили про бабские сопли, но все равно ходили на мои концерты, дарили мне цветы, следили за мной, помогали репостить всякое и распространять обо мне информацию. И конечно, доперло это до меня сильно позже:) Отсюда следующий совет:
  10. Фильтруй поступающую информацию. Слушай себя, не ведись на провокации. Всегда будут люди, которым ты не нравишься. Это нормально. Чем выше уровень людей, которым ты не нравишься, - тем выше твой собственный уровень :)
  11. Важно: авторский материал - это круто. Людям интереснее слушать авторский материал, чем кавера. Это кажется немыслимым - как так, кавера все знают, под них можно танцевать и петь. Я однажды играла концерт в два сета, первое отделение было авторским, а второе - каверовым. Первый сет мне показался максимально тухлым и незажигательным, думала даже - зачем вообще играю авторское, вон как кавера во втором закачали, все танцевали, хлопали! Спрашиваю арт-директора, мол, ну как? А он пожал плечами и говорит: «Мне авторское гораздо больше понравилось…». В дальнейшем я неоднократно слышала подобное мнение от уважаемых людей. «Пипл» хавает массовую музыку. Истинный зритель идёт за автором. Фото с того самого концерта. На фото со мной - прекрасный человек Егор Гусев. Надеюсь, мы ещё встретимся.
Привет, Егор Гусев
Привет, Егор Гусев

12. Ещё важно: иногда тишина в зале - это не признак того, что ты не закачал. Порой это признак того, что ты даёшь сильную эмоцию, которую надо переварить. Иногда молча. Со сцены в свете софитов в глазах зрителей не видно слез. 

13. И ещё пункт по поводу «результата». Строчка - это результат. Четверостишье - результатище. Песня - ого! Зафиксированная в аудио песня - ты себя увековечил! Сыгранная на публику песня - все, ты бог! Все, что ты делаешь, имеет результат. Иногда он разделён на этапы. Если ты нацелен на результат, а не на процесс, - поздравляю, у тебя гораздо больше шансов написать песню в принципе. Мне как-то рассказали про человека, который десятилетиями делал ремонт. Потому что это его терапия. Думаю, это не вы, те, кто хочет песню.

Заметьте, я почти ничего не сказала про музыкальную грамоту до сего момента. Намеренно. Почему? Смотрите, как девушка в самом начале поста сказала: «Я понимаю, что надо знать музыкальный язык». Музыкальный язык есть в каждом. Мы всегда отличим вопрос от ответа по интонации - у нас есть слух. Мы говорим, повышая или понижая голос. Ритм присутствует в нашей жизни во всем: стрелки часов, стук колёс поезда, щёлкание светофора. Биение сердца. Всех тянет хлопать под любимую музыку и подпевать. 

Сколько раз я слышала: у тебя музыкальная школа, у тебя хор, у тебя подготовка. Все это, чтобы вы знали, не помогло мне в процессе игры на гитаре, например. Я совершенно ничего не вынесла из музыкальной школы по гармонии, а все, что я умела на фортепиано, - это худо-бедно играть классические произведения. Не переоценивайте вклад музыкальной школы. Недооценивать тоже не будем - многие вещи значительно облегчают жизнь, когда надо, например, мелодию нотками написать, а ты этих музыкальных диктантов в школе написался по самые гланды. Но кому это надо, если тебе самому для себя достаточно записать аудио? А будет недостаточно - пойдёшь и научишься. А хор - это просто страдание. Самые тяжёлые вокальные студенты - те, кто долго пел в хоре (я среди них). Наработал там себе кучу ненужных привычек, потому что в хоре никто никому ничего не ставит, пел, как умел, причём в хоре отсутсвие тембра и индивидуальности - это преимущество. Так что про хор вообще можно помолчать:)

Конечно, знания никому никогда не вредят. Чем больше вы знаете и умеете - тем больше у вас возможностей. Учитесь, узнавайте, любопытствуйте. Мучайте старших товарищей, всегда тусите с теми, кто круче вас. Но все это не означает, что на старте вам не дано. Всё дано. Но вы же хотите развиваться, правда?

При всем этом Паваротти никогда особо не знал нотной грамоты.

Понимание базы музыки - это несложно.

Что такое ноты вообще, сколько их, где они на фортепиано и как складываются в аккорды. Что такое мажор и минор, какие ещё есть аккорды и как они сочетаются. Про ступени можно почитать. Короче, открываете справочник по сольфеджио Вахромеевой и читаете все подряд. Что непонятно - спрашиваете. Играя песни любимых исполнителей, вы быстро поймёте, что есть аккорды, которые красиво сочетаются между собой, а есть не очень. Мозг научится находить взаимосвязь, он умный.

Для особо пытливых и дочитавших почти до конца я зашью в текст пасхалку: если вы напишете мне в комментариях, что вы прочли это, я подумаю, приложить ли вам ссылку на единственную студийную роковую запись коллектива 35/01!

Музыка логична, математична и абсолютно идеальна. И при этом она свободна. Она создаёт сама правила и сама их нарушает. Она может быть живой, разной, вашей собственной. Важно не бояться ее выразить и быть услышанным. На самом деле второе чаще всего более весомо, чем первое. Проблема в мысли «я не могу», «мне не дано», «у меня не получится». Могу, дано и получится. Не надо бояться, что вы слишком простой. Что вы ничего не умеете, потому что нет опыта. Вам кажется, что ваши тексты простоваты, а музыка банальна? Вся поп-индустрия построена на простой музыке, не забывайте. Вам не хочется писать попсу, а получается попса? Возможно, это ваша суперсила - писать попсу. Я в своё время страдала, что пишу слишком сложные тексты. Кто я была бы без своих сложных текстов?:) Музыка, которая нам не нравится, также оказывает влияние на нас, потому что мы отрицаем в себе ее суть, ставим себя выше, потому что боимся, что она в нас такая вот есть. Не бойтесь, примите это. Мы живём на балансе противоположностей. Инь и янь. Просто пишите, как слышите. О чем думаете. На чем хотите. Чайковский завещал: есть вдохновение, нет вдохновения - садитесь и пишите. Он сам писал по 3-4 часа в день вне зависимости от того, хорошо получалось или нет. Иногда корабли. 

Обрети смелость сделать первый шаг. А потом найди своего слушателя, покори его и двигайся дальше. 

Спасибо за внимание.