Как 4 ноября не вспомнить историю создания картины и сложности, которые возникли у художника?
День народного единства 4 ноября - праздник, который напрямую связан с Нижним Новгородом. Отсюда пошло ополчение, которое освободило Москву от иностранных интервентов (они же поляки) в 1612 году. То самое ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского формировалось у нас. Правда, первоначально задача стояла - свои границы защитить от тушинцев и прочих подступающих сил разных Лжедмитриев. И только потом это вылилось в крупное освободительное движение.
Хотя сейчас как "новый" праздник не называют: и день народного единения, и единения народов, и ещё ряд вариантов. К первому празднованию в 2005 году в Нижнем Новгороде появилась копия московского памятника. Место для его установки выбрали по картине Константина Маковского "Воззвание Минина". На полотне церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу нарисована деревянной, как в XVII веке.
Это не единственная картина, которую любят показывать в праздник. Пожалуй, одну из самых известных работ написал художник Михаил Скотти в 1850 году, задолго до полотна Константина Маковского. Её можно сейчас увидеть в постоянной экспозиции Нижегородского художественного музея.
Идею же своей картины Константин Маковский вынашивал 20 лет, из которых 6 писал полотно. У работы весьма непростая судьба. Художник долго считал, что не выйдет сделать произведение такого масштаба . Но в 1891 году Илья Репин впервые показал свое историческое полотно "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (203x 358 см). Вдохновившись, Маковский вернулся к работе.
В 1891 году художник приехал первый раз в Нижний Новгород и после побывал у нас ещё пять раз, делая подготовительные зарисовки.
Есть легенда, что своего Минина Константин Маковский увидел на нижегородском рынке. В Почаинском овраге под нижегородским кремлем, рядом с нынешней Лыковой дамбой, был ветошный рынок Балчуг. Там художник встретил торговца, который активно махал руками, с него он главного героя картины и списал. Сразу скажу, что прижизненных портретов Козьмы Минина нет, все что вы видите на картинах и памятниках - это все вариации на тему. В могиле не сохранился череп по которому можно было сделать пластическую реконструкцию.
Картина не помещалось в мастерской художника, а Академия художеств отказалась выделить ему подходящее помещение. В итоге Маковский писал картину под Парижем, в предместье Сен-Жермен, в мастерской другого не менее известного художника Василия Верещагина. Мастерская состояла из студии и огромного павильона под открытым небом. Художник мог работать с утра до вечера и писать при неизменном свете благодаря специальному оборудованию.
Была и другая трудность, за которую Константина Егорович впоследствии будут много ругать. Портретных образов в картине больше сотни, а Маковский не мог найти нужного количества натурщиков с русскими лицами: многих персонажей он просто дублировал, а некоторые довольно плохо и грубо прорисовывал.
По мотивам патриотического призыва получилось гигантское полотно шесть на семь метров (если быть точными, то 698 на 594 сантиметра). Меня часто спрашивают на экскурсиях:
"А вот эта картина, она же больше?"
Открываем Google и сравниваем размеры. Больше точно в Третьяковке "Явление Христа народу" Александра Иванова - 540 × 750 см (41,5 м²), остальные меньше. Да, ориентируемся на площадь полотна.
Полное название картины, кстати: "Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям".
В 1896 в Нижнем Новгороде открылась XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка. Это такое ВДНХ Российской империи - показать все достижения страны от машин до живописи. Работала она с 9 июня по 13 сентября, сейчас это территории Канавинского района города. Сохранились до наших дней площади примерно 1/6 части выставки - это "Парк имени 1 мая", в одной из частей которого остался пруд с тех времен.
Картину должны были показывать в художественном отделе (он как раз на фото, вместо со среднеазиатским), но она туда не уместилась. Для работы огромных размеров (площадь холста составила почти 40 м²) выстроили специальный павильон.
Еще одна известная картина-обращение к мининскому призыву, это работа художника Михаила Пескова 1861 года. Он поместил героя у собора в Кремле. Да, навряд ли картина Константина Маковского показывает историческое место воззвания. Точное место действа не обозначено в источниках. У художника был выбор среди нижегородских видов.
Это мог быть и главный кафедральный собор в нижегородском кремле, и храмы на нижнем посаде вдоль реки, где Минин служил земским старостой. Маковский выбрал красивую площадку: здесь и кремль, и храм, и площадь.
Да и не факт, что призыв был в таком виде, скорее это тихие договоренности, а не шумное действо.
После выставки полотно отправили в путешествие по стране, все-таки патриотическая картина. В 1908 году работу выкупила императорская канцелярия в подарок Нижнему Новгороду. Предстояли торжества в честь 300-летия династии Романовых в 1913 году и полотно установили в Гербовом зале городской Думы. В советские годы здание стало Дворцом труда, в ближайшее время, после ремонта, сюда должен въехать Арбитражный суд. Естественно, доступ к картине не особо был.
Специально для полотна в 1972 года возвели отдельный корпус, примыкающий к историческому зданию нижегородского художественного музея на Верхневолжской набережной, д. 3. Поместили внутрь гигантскую работу с помощью крана. По этой же причине картина зал не покидает, и пока музей был на реставрации доступа к "Воззванию Минина" не было.
После реставрации добавили к картине VR-экспозицию, которая позволила по-новому взглянуть на шедевр. Чего ждать отправляясь в музей? В специальной зоне зрители могут виртуально погрузиться в гущу события картины, встретиться с художником Константином Маковским и его персонажами, которые сами расскажут о себе.
А еще у работы сменили освещение, наконец-то убрали устаревшее оборудование, стали лучше видны детали.
Посетить Нижегородский художественный музей с Мининым от Маковского можно во вторник и среду с 10.00 до 18.00, в четверг с 12.00 до 20.00, в пятницу, субботу и воскресенье с 11.00 до 19.00. Понедельник - выходной день. В этой же экспозиции работа Михаила Скотти, которую я показывала в начале статьи.
У нижегородцев и гостей города есть возможность лично познакомиться с самыми "цитируемыми" картинами Дня народного единства.